Закономерности формирования психического здоровья детей коренного населения Республики Тыва (12.05.2009)

Автор: Семенова Надежда Борисовна

F98.8 (др. уточненные) 31

6 12,9 (9,2-17,7)

19,9 (1,5-2,5)

12,4 (8.9-17,2)

4,9 (2,9-8,5)

4,2 (2,3-7,5)

2,5 (1,2-5,3)

2,5 (1,2-5,3) 5

0 3,1 (1,4-7,1)

13,7 (9,3-19,9)

8,7 (5,3-14,2)

3,1 (1,4-7,1)

1,3 (0,4-4,4)

0,7 (0,2-3,4)

Всего нарушений * 74 30,7 (25,2-36,8) 31 19,4 (14,0-26,2)

* - меньше суммы отдельных диагнозов из-за коморбидности

У детей, относящихся в III группу психического здоровья, часто встречаются коморбидные формы патологии, которые представлены сочетанием гиперкинетических расстройств с расстройствами поведения или сочетанием этих двух групп с тревожными и (или) депрессивными расстройствами. Среди детей младшего школьного возраста, проживающих в городской местности, коморбидные формы патологии встречаются в 32,1% случаев, среди детей, проживающих в сельской местности в 49,6%, что является неблагоприятным прогностическим признаком, т.к. коморбидные формы расстройств в детском возрасте являются высоким фактором риска суицидального, асоциального поведения, преступности, алкогольной и наркотической зависимости во взрослой жизни (Fombonne E., Wostear G., et al., 2001; Kumpulainen K., 2000). Наиболее неблагоприятным в прогностическом плане является сочетания гиперкинетических расстройств с расстройствами поведения (Kumpulainen K., Rasanen E., 2002; Rutter M., 2003; Simonoff E., et al., 2004). Данные формы коморбидности чаще встречаются у детей, проживающих в сельской местности (рис. 1).

Рис. 1. Структура коморбидных нарушений у детей 9-10 лет

У большинства детей, относящихся в III группу психического здоровья, уже в младшем школьном возрасте выявляются признаки школьной дезадаптации, которые проявляются в низкой учебной мотивации и трудностях взаимоотношений со сверстниками. Регулярно прогуливают занятия в школе 53,6% учащихся, проживающих в городской местности, и 58% учащихся, проживающих в сельской местности. Не пользуются популярностью среди других детей и являются «отвергаемыми» в школьном коллективе 39,3% учащихся, проживающих в городе, и 35,9% учащихся, проживающих в сельской местности.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее нарушение социального функционирования. Данные тенденции особенно выражены среди подростков, проживающих в сельской местности, где число учащихся, регулярно прогуливающих школьные занятия, увеличивается до 74,3% (р=0,02), а численность «отвергаемых» в школьном коллективе увеличивается до 50% (р=0,04).

Эмоциональные расстройства и расстройства поведения чаще встречаются у детей из неблагополучных семей. В семьях с конфликтными отношениями жалобы на состояние психического здоровья отмечаются у 60,4% детей, в семьях, где конфликты отсутствуют, у 35,8% детей (р=0,003). Обнаружены положительные корреляционные связи между наличием конфликтов в семье и эмоциональными нарушениями у детей (r=0,3; p=0,03), нарушениями поведения (r=0,4; p=0,04) и низкой успеваемостью в школе, что особенно выражено у мальчиков (r=0,4; p=0,04).

Получены положительные корреляционные связи между составом семьи (неполная семья) и отклонениями в поведении у детей (r=0,5; p=0,005), гиперактивностью у детей (r=0,4; p=0,04), низкой успеваемостью (r=0,4; p=0,01).

В семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, психические нарушения встречаются у 51,8% детей, в семьях с непьющими родителями нарушения встречаются у 27,9% детей (р=0,01). Получены положительные корреляционные связи между наличием алкоголизации у матери и нарушениями поведения у детей (r=0,5; p=0,02), эмоциональными расстройствами (r=0,5; p=0,02) и низкой успеваемостью в школе (r=0,5; p=0,02). Получена положительная корреляционная связь между алкоголизацией отца и эмоциональными нарушениями у мальчиков (r=0,4; p=0,03).

Особенности нервно-психического развития детей коренного населения

Сроки становления моторики и речи снижены у детей, проживающих в сельской местности (рис. 2). Это связано с влиянием множества факторов, включая экологические, биологические и социально-экономические факторы риска, действующие в пренатальном, раннем неонатальном и постнатальном периодах.

Рис. 3. Сроки становления психомоторных функций и речи у тувинских детей,

проживающих в сельской и городской местности (* р<0,05)

У детей, родившихся от матерей, перенесших инфекционные заболевания во время беременности, отмечается задержка речевого развития: дети начинают позже произносить первые слоги (р=0,006), первые слова (р=0,002), говорить (р=0,002). У детей, родившиеся от матерей, перенесших гестоз второй половины беременности отмечается задержка моторного и речевого развития: они начинают позже удерживать голову в вертикальном положении (р=0,03), позже ходить (р=0,03), позже произносить первые слоги (р=0,007) и первые слова (р=0,01).

Среди социально-экономических и биологических факторов риска наиболее неблагоприятное влияние на развитие детей оказывает алкоголизация матери во время беременности. Дети, родившиеся от таких матерей, позже начинают удерживать голову (р=0,002), сидеть (р=0,02), ходить (р=0,02), произносить первые слоги (р=0,02), первые слова (р=0,02), говорить (р=0,02).

К задержке становления моторных и речевых функций приводят неблагоприятные бытовые условия и низкий материальный достаток семьи. Дети, воспитывающиеся в условиях бедности, позже начинают удерживать голову (р=0,04), сидеть (р=0,02), у них позже формируются речевые навыки (р=0,04). Большое количество детей в семье также приводит к задержке моторно-речевого развития: дети начинают позже сидеть (р=0,03), у них позже формируются навыки ходьбы (р=0,04) и речи (р=0,03).

Недостаток стимуляции познавательного интереса ребенка в семье, слабый информационный поток, проживание в условиях хронической бедности – все эти факторы существенным образом сказываются на интеллектуальном развитии детей. У школьников, проживающих в сельской местности, снижены показатели умственной работоспособности и внимания: за определенное время они обрабатывают меньшее количество знаков, по сравнению с детьми, проживающими в городе (М=26,4 и М=30,6 соответственно, р<0,001) и допускают большее количество ошибок (М=0,61 и М=0,1 соответственно, р=0,05). У детей, проживающих в сельской местности, снижены показатели интеллектуального развития, что подтверждается невысокой результативностью выполнения методик интеллектуального плана (М=7,9), по сравнению с городскими детьми (М=9,1, р<0,001). При корреляционном анализе обнаружена отрицательная корреляционная зависимость между уровнем интеллектуального развития ребенка и количеством детей в семье (r=-0,6, р=0,02), что подтверждает фактор психосоциальной депривации, т.е. недостаток стимуляции познавательного интереса ребенка. Получены положительные корреляционные связи между уровнем интеллектуального развития ребенка и образовательным уровнем родителей (r=0,5, р=0,04), а также отрицательные корреляционные связи между уровнем интеллектуального развития ребенка и алкоголизацией матери (r=-0,6, р=0,01), что подтверждает высокую роль как социальных, так и биологических факторов в развитии высших психических функций.

Серьезные и необратимые последствия на развитие психики ребенка оказывает тяжелый йодный дефицит, перенесенный матерью во время беременности. Дети, проживающие на территории с тяжелой йодной недостаточностью начинают позже удерживать голову (р=0,04). Но в большей степени последствия йодного дефицита сказываются в интеллектуально-мнестической сфере.

У детей, проживающих на территории тяжелого йодного дефицита, выявляется снижение объема механического запоминания и умственной работоспособности по сравнению с детьми, проживающими на территории с менее выраженным дефицитом йода (таб. 7).

Таблица 7

Показатели памяти и умственной работоспособности у детей, проживающих на территориях с разным йодным обеспечением (М, 95% ДИ)

Показатели Легкий и умеренный дефицит йода Тяжелый дефицит йода p*

Механическая память 8,7 (8,4-9,0) 7,4 (6,9-7,8) <0,001

Умственная работоспособность 26,4 (24,4-28,3) 19,6 (17,3-21,9) <0,001

*Статистическая значимость различий проведена с помощью U-критерия Манна-Уитни

При определения уровня общего умственного развития по результатам проективных рисуночных тестов (методика «Нарисуй человека») выявляется нарушение темпов становления интеллектуальных функций, что проявляется в снижении пластического способа изображения вследствие недостаточной сформированности целостности восприятия образа (Ме=5,0, ИКИ=4,0-8,0), по сравнению с детьми, проживающими на территории с менее выраженным дефицитом йода (Ме=6,0, ИКИ=4,0-8,0, р=0,008).


загрузка...