Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества (12.05.2009)

Автор: Перевозчикова Лариса Сергеевна

Гражданственность представляет собой направленность личности на реализацию гражданских прав, норм и обязанностей. Гражданская направленность опирается на устойчивость ценностей, интересов, идеалов, мировоззренческих составляющих личности относительно государства, гражданского общества, а также относительно происходящих в них процессов и явлений и способствует общей гражданской активности личности. Гражданственность определяет характеристики личности в системе общественного целого. Мерой гражданственности является способность, степень и характер использования человеком своих гражданских прав и обязанностей. Социальная компетентность означает социальную зрелость человека, высший уровень адаптации личности, позволяющий ей эффективно выполнять свои жизненные роли, моделировать свою деятельность в обществе в определенных ценностных ориентирах.

Формирование социальной компетентности личности предполагает освоение духовных ценностей. Без духовно-нравственного фундамента высшее образование сводится к накоплению знаний и набору технологий по их применению. Собственно образованием оно становится как раз в силу своего базирования на духовно-нравственном фундаменте, когда оно дает человеческой личности определенные образы, символы духовности, идеального типа человека, когда оно образует человека по этим символам в соответствии с этими векторами.

Духовность - это сложное, многоаспектное явление. Духовность можно охарактеризовать как уровень сознания, выражающий органическую связи личности с универсумом культуры, социально-историческим опытом человечества. Однако такой подход должен быть дополнен пониманием духовности как качества внутреннего мира личности, которое характеризуется переживанием связи человека с самоценной бесконечностью целостности Бытия. Духовная зрелость означает умение личности не только ориентироваться в мире ценностей, но и самоопределяться в мире ценностей, избирать объективно лучшие содержания в себе, в других людях, объединяться с людьми на основе таких содержаний и жить ими. Она означает умение посмотреть на себя, других и на внешние обстоятельства не с узко субъективных позиций личного интереса, но и в аспекте интересов целого: родины, народа, нравственности, права, культуры. Духовная зрелость – это духовная культура, ставшая образом жизни и направляющая внутренний и внешний опыт личности.

В третьем параграфе четвертой главы «Фундаментализация образования – важнейшее средство формирования интеллектуальной и духовной культуры выпускника вуза в условиях информационного общества» ставится задача раскрыть основные направления фундаментализации образования как важнейшего средства формирования интеллектуальной и духовной культуры выпускника вуза. Здесь отмечается, что в постиндустриальном обществе изменяется ценностно-целевая направленность образования и расширяется понимание сущности самого образовательного процесса. На смену сформировавшейся еще в эпоху Просвещения парадигме «образование на всю жизнь» приходит парадигма непрерывного образования - «образование через всю жизнь». Непрерывное образование предполагает стремление личности к непрерывному развитию интеллектуальных способностей, направленному на самореализацию, удовлетворение потребностей, приобретение умений и навыков, выработку готовности самостоятельно учиться и систематизировать знания. По нашему мнению, обеспечить содержательное решение этой задачи возможно на основе фундаментализации образования на базе компетентностного подхода.

Фундаментализация образования создает для студентов возможности полноценного понимания теоретических оснований его будущей профессиональной деятельности, происходящих и возможных ее изменений. Фундаментализация предполагает реализацию принципов теоретичности и системности знаний. Ориентация специалиста на глубинные, «сущностные» характеристики деятельности, тенденции ее развития, ее взаимосвязи с другими формами и видами деятельности и позволяет ему быть устойчивым в быстро меняющемся мире.

Вместе с тем, знания специалиста с высшим образованием закономерно должны быть не только фундаментальными, но и системными, ибо только через системное видение процессов и явлений действительности мы можем прогнозировать и соответствующее изменение этой действительности, и необходимое развитие нашей собственной деятельности, и др. Но любые, самые системные и «сущностные» знания - определенный, сформировавшийся к данному времени взгляд на мир - относительны. Именно относительность этих «сущностных» знаний все больше будет мешать человеку оставаться профессионалом в современных быстро меняющихся условиях. Сейчас, чтобы стать компетентным работником, надо перестать быть узким специалистом. Профессионализм, выражавшийся ранее в сужении профессиональных интересов, необходимом для качественного выполнения задачи, закономерно должен уступить место профессионализму, преодолевающему ограниченность своего специального и профессионального развития на путях расширения своих профессиональных интересов и преодоления профессиональных установок и стереотипов. Отсюда следует, что фундаментализация образования предполагает смену образовательной парадигмы. Молодежь необходимо учить не узкой специальности, а готовить ее к «универсальной деятельности». Сегодня важен перенос акцента с узкого профессионала на фундаментально образованного коммуникативного человека, творческую личность, способную к смене деятельности, в соответствии с теми изменениями, которые происходят не только на рынке труда, но и в других сферах. Это, конечно, не значит, что человека надо учить «всему» (такая задача порочна в своей основе). Это предполагает отказ от прагматизма и утилитаризма, узкой функциональной заданности, ориентацию на интеллект, инновации, предприимчивость, творчество. Парадигма «образование через всю жизнь» исходит из того, что в быстро меняющемся мире, в мире неопределенности и хаотических перемен надо учить учиться, умению принимать самостоятельные решения, эффективно работать с постоянно меняющейся информацией в условиях, как ее дефицита, так и избытка, информационного голода.

Фундаментализация образования предполагает серьезную методологическую подготовку выпускников вузов, освоение ими информационных технологий и глубокое освоение гуманитарной культуры. Гуманитарная культура формирует духовность специалиста, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Вне этой духовности человек ущербен, он становится функционером, действующим на основе стереотипов.

Фундаментализация высшего профессионального образования, как отмечалось выше, предполагает высокий уровень системности его содержания. Ключевыми структурными компонентами этой системы являются гуманитарные знания из философии и экономики, истории и психологии, социологии и права. Естественнонаучные знания в этой системе должны выступать, прежде всего, своим гуманитарным содержанием, раскрывающим глобальные закономерности антропогенных природных изменений, и закономерно становиться фундаментом экологического мышления. Овладение языками культуры, в том числе основами практической лингвистики, математики и информатики, обеспечит выпускника высшей школы средствами информационного обмена на базе телекоммуникационных сетей. Тем самым будет реализована основная задача профессионального образования – заложить основы профессиональной культуры личности. Но тем самым будут созданы и необходимые предпосылки для последующего жизненного и профессионального самоопределения личности.

Таким образом, фундаментализация - это методология формирования содержания образовательного процесса, предполагающая гармоничное сочетание общеобразовательных и специальных знаний, нравственных, эстетических и социальных ценностей, обеспечивающая возможности полноценного понимания теоретических оснований профессиональной и социальной деятельности, развивающая способность к целостному мышлению, охватывающему взаимосвязи отдельных областей знаний, и создающая предпосылки для последующего жизненного и профессионального самоопределения личности.

В заключении подводятся итоги исследования и формируются общие выводы диссертации.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых изданиях из перечня

ВАК Минобрнауки России

Радугин, А.А. Ценностные основания и критерии эффективности высшего профессионального образования / А.А. Радугин, Л.С. Перевозчикова // Известия Международной Академии Наук Высшей Школы. 2005. № 3 (33). – (0,5 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Компетентностный подход - концептуально-методологическая база современного высшего профессионального образования / Л.С. Перевозчикова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.- Воронеж, 2006.- №2 (0,9 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Субъектность как экзистенциальное и социальное качество личности (гуманистическая парадигма)/ Л.С. Перевозчикова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2007. - Вып. 5 (49).- (0,6 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Духовно-нравственная доминанта в формировании социальной компетентности личности/ Л.С. Перевозчикова // Социология власти. – 2007. - № 4 - (0,5 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Экзистенциальные и ценностные основы культуры толерантности / Л.С. Перевозчикова // Социально-гуманитарные знания: Научно-образовательное издание (12). - Уфа, 2007.- (0,6 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Гуманизм - ценностно-целевая основа модернизации высшего образования в России / Л.С. Перевозчикова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2007.- №1 (53). - (0,2 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Социально-историческая природа аксиосферы / Л.С. Перевозчикова // Ученые записки Российского государственного социального университета №3 (55), М., 2007. - (0,6 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема / Л.С. Перевозчикова // Сибирский педагогический журнал №1. Изд-во Новосибир. гос. пед. ун-та, 2007. - (0,6 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Субъектность человека в русском православном мировоззрении / Л.С. Перевозчикова // Вестник Тамбовского Университета Серия: Гуманитарные науки. Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 2008. Вып. 1 (57). - (1 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Гуманистическая образовательная парадигма как аксиологическое основание современного высшего образования / Л.С. Перевозчикова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, Выпуск 6, №14 (54). - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – (0,8 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Становление субъектности как основополагающего принципа западноевропейского гуманизма / Л.С. Перевозчикова // Вестник Воронежского государственного университета Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация № 3.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008.- (1,1 п. л.)

Монографии

Перевозчикова, Л.С. Гуманизм как ценностное основание модернизации высшего образования в современной России: монография. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. - (14 п. л.)

Перевозчикова, Л.С., Бабкин В.Ф. Гуманизм как ценностное основание современного высшего технического образования: монография / Л.С. Перевозчикова, В.Ф. Бабкин. - Воронеж: Изд-во ВГАСУ, 2001. - (10 п. л.)

Коллективные монографии

Перевозчикова, Л.С. Становление и развитие гуманистической образовательной парадигмы в западноевропейской культуре (1,6 п.л.) // коллективная монография под общей редакцией профессора А.А. Радугина «Модернизация образовательной культуры общества в условиях современного социокультурного кризиса». - Воронеж: Изд-во ВГАСУ, 2008. - (15,1 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Историческая динамика ценностных оснований российской образовательной культуры (0,9 п.л.) // коллективная монография под общей редакцией профессора А.А. Радугина «Модернизация образовательной культуры общества в условиях современного социокультурного кризиса».- Воронеж: Изд-во ВГАСУ, 2008. - (15,1 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Фундаментализация образования – важнейшее средство формирования интеллектуальной и духовной культуры выпускника вуза (1,4 п.л.) // коллективная монография под общей редакцией профессора А.А. Радугина «Модернизация образовательной культуры общества в условиях современного социокультурного кризиса».- Воронеж: Изд-во ВГАСУ, 2008. - (15,1 п. л.)

Статьи и тезисы

Перевозчикова, Л.С. Гуманистическая парадигма образования / Л.С. Перевозчикова // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступ. IV Рос. филос. конгр. – М.: Изд-во «Современные тетради», 2005. Т. 4. - (0,1 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Гуманитаризация как предпосылка формирования гуманистического сознания // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Докл. и выступ. на межд. науч. конф. – М.: РОХОС, 2004. – (0,2 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Об оценке качества высшего профессионального образования / Л.С. Перевозчикова // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования: сб. мат. III Ежегод. всерос. науч.-практ. конф. экспертов, привлекаемых к работе в экспертных комиссиях по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений.Ч.2. – М., 2008. - (0,6 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Принцип субъектности в гуманизме К.Маркса / Л.С. Перевозчикова // Россия сегодня. Гуманизация социально-экономических отношений: мат. межд. науч. конф., посвященной памяти проф. В.Д. Жукоцкого. VI Марксовские чтения. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартов. гос. гуманит.ун-та, 2008. - (0,3 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Возможности формирования культуры толерантности в образовательном пространстве вуза / Л.С. Перевозчикова // Незаконная миграция и национальная безопасность России: Мат. межд. науч.-практ. конф. - Воронеж: Изд-во ВГАСУ, 2008. - (1,2 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Болонский процесс и задачи модернизации международной деятельности вуза / Л.С. Перевозчикова, И.С. Суровцев // Высшее строительное образование и современное строительство в России и Зарубежных странах в г. Пекине и г. Шанхае: сб. ст. по мат. 3-го метод. семинара. - Москва-Самара-Пекин-Шанхай, 2008. - (0,4 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Методология компетентностного подхода и профессионализм / Л.С. Перевозчикова // Технические и социально-гуманитарные аспекты профессиональной деятельности ГПС МЧС России: проблемы и перспективы // мат. III межд. науч.-практ. конф. - Воронеж: Изд-во Воронеж. пожарно-техн. училища МЧС России, 2008. - (0,5 п. л.)

Перевозчикова, Л.С. Место гуманизма в исторической динамике Российского инженерного образования / Л.С. Перевозчикова // Международный конгресс Наука и инновации в строительстве – SIB-2008: проблемы развития инженерно-строительного образования. - Воронеж: Изд-во ВГАСУ, 2008 Т. 4. - (1,7 п. л.)


загрузка...