Информационно-психологическая безопасность населения в условиях риска радиационного воздействия: концепция, модель, технологии (12.05.2009)

Автор: Мельницкая Татьяна Борисовна

Их своевременная и достоверная информация в связи с возникновением различных угроз (например, об аварии или аварийном происшествии на АЭС или радиационно опасном объекте) может явиться защитных механизмом противодействия информационным угрозам. И, наоборот, замалчивание или запаздывание информации от официальных источников зачастую приводит к превалированию неофициальной информации, росту информационных угроз, распространению слухов, сплетен.

Ведущую роль здесь играют особенности информации о стресс-факторе. При этом информация может быть достоверной и адекватной или, наоборот, недостоверная и неадекватной и т. п.

При этом принципиально важно, чтобы используемая на разных уровнях информация должна отвечать ряду общих требований. Среди них следует отметить принципы адекватности информации, ее объективность и точность, релевантность и структурированность информации, ее специфичность и доступность, своевременность и непрерывность информации.

Важным компонентом предложенной нами структурно-функциональной модели информационно-психологической безопасности является блок информационно-коммуникативного воздействия, которое может реализовываться в трех основных видах - «межличностное взаимодействие», «контакт-коммуникация» и «СМИ».

Рис.1. Структурно-функциональная модель информационно-психологической безопасности в условиях радиационного риска.

В качестве объекта и субъекта информационно-коммуникативного воздействия выступают личность, группа, общество а точнее сознание - индивидуальное, групповое, массовое, а также бессознательные компоненты сознания. Наглядно это представлено на предложенной нами структурно-функциональной модели информационно-психологической безопасности (см. рис.1).

Рассматривая второй уровень структурно-функциональной модели информационно-психологической безопасности, необходимо кратко рассмотреть основные объекты и угрозы информационно-психологической безопасности в сфере индивидуального, группового и массового сознания.

Основным объектом обеспечения информационно-психологической безопасности от риска радиационного поражения в сфере индивидуального сознания является способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, формировать в соответствии со своим жизненным опытом и знаниями определенные убеждения, установки и ценностные ориентации и принимать решения в соответствии с ними.

В этом случае основной угрозой индивидуальному сознанию будет нарушение этой способности путем применения к человеку без его согласия средств и способов воздействия на его подсознание и сознание.

Данная угроза может проявляться в виде целенаправленно осуществляемых посторонними людьми и неосознаваемых человеком воздействий на психические структуры его подсознания (например, так называемый 25 кадр) или сознания, открывая возможность для "силового" изменения его психических реакций и поведения.

С этой точки зрения существенную опасность индивидуальному сознанию граждан представляют различные движения и группы, ориентированные на глобальное обобщение негативного влияния радиационного фактора. Они ориентированы на полный запрет строительства АЭС, вывод из эксплуатации ядерных реакторов научного и военного назначения и др.

Важными объектами информационно-психологической безопасности в сфере группового сознания являются общие ценности социума (здоровье, благополучие, ценности микросоциума – семьи, друзей, близких, а также общественные интересы), принятые и осознанные в обществе и отраженные в их индивидуальном сознании.

Угрозы групповому сознанию в плане радиационного воздействия могут проявляться в виде недостоверных или искаженных информационных воздействий со стороны ряда общественных организаций и СМИ. Источниками угроз групповому сознанию в этом случае являет недобросовестная информация, ее искажение или предоставление ложной информации, в т.ч. об особенностях воз-действия радиационного фактора на детей, взрослое население и их потомство.

Третий уровень структурно-функциональной модели информационно-психологической безопасности базируется на теоретических основах трансактной когнитивной теории стресса - теории копинг-поведения и выделенных В.Ю.Рыбниковым и Е.А.Ашаниной (2007) ее структурных компонентов, которые могут быть проложены в основу понимания личностного уровня реагирования на информационные стресс-факторы и угрозы.

В кратком изложении их суть сводится к следующему. Результаты комплексного изучения психологами стрессоустойчивости населения после аварии на Чернобыльской АЭС показали, что одно из лидирующих мест в структуре стресс-факторов радиационной аварии занимает психологический фактор, связанный с радиотревожностью и неадекватной информацией. Его воздействие обусловливает высокие уровни психосоматических нарушений и нервно-психических расстройств у населения и определяет необходимость обоснования эффективных способов их коррекции и реабилитации.

Радиотревожность, воздействие противоречивой информации, слухи резко снижают психические защитные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Влияние этих и целого ряда других неблагоприятных факторов при полном или частичном неумении населения с ними бороться способствует возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний.

Мы полагаем, что жизнедеятельность населения в условиях риска радиационного поражения является периодом, в котором, в отличие от предыдущей жизни, у человека должно быть сформировано новое, особое копинг-поведение, позволяющее эффективно бороться со стрессом ежедневно и адекватно реагировать на новые многочисленные стрессогенные воздействия в виде слухов, паники, противоречивой информации.

Одним из продуктивных теоретически обоснованных подходов к оценке и формированию стрессоустойчивости личности в условиях риска радиационного поражения является трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга R.Lazarusа (1976). Это требует проведения комплексных исследований проблемы копинг-поведения населения в условиях риска радиационного поражения, выявления особенностей их базисных копинг-стратегий, оценки ведущих личностно-средовых ресурсов и психологических резервов копинг-поведения.

Значительный научный и, особенно, практический интерес представляют материалы обоснования психологических механизмов реализации копинг-поведения населением в условиях риска радиационного поражения с позиций современных теорий многоуровневой семантической организации сознания, когнитивной теории стресса, теорий психологической защиты личности.

В раскрытии психологических механизмов копинг-поведения важная роль принадлежит пониманию роли бессознательных и сознательных психических компонентов психики, выступающих в качестве взаимодополняющих и взаимодействующих многоуровневых детерминант поведения человека в условиях стресса, в том числе в связи с риском радиационного поражения. Достаточно наглядно это отражено на предложенной нами структурно-функциональной модели. Воздействие стресс-факторов при снижении или отсутствии копинг-ресурсов у населения в условиях риска радиационного поражения приводит к возникновению социально-психологической напряженности личности, группы и населения в целом. В этом случае у населения начинают формироваться и реализовываться поведенческие копинг-стратегии преодоления стресса, которые подразделяются на адаптивные и дезадаптивные (Лебедев И.Б., 2003).

Таким образом, информационно-психологическая безопасность населения в условиях риска радиационного поражения рассматривается нами как состояние защищенности индивидуального, группового и общественного сознания от воздействия информационных факторов (угроз), вызывающих дисфункциональные социальные процессы в обществе и в жизнедеятельности отдельной личности. Эта новая научная категория имеет прямое отношение к проблеме радиационного риска и национальной безопасности.

В ходе исследования нами были сформулированы и определены принципы информационно-психологической безопасности от риска радиационного поражения. Эти принципы являются концептуальной основой для успешного проведения всего комплекса мероприятий социальной помощи населению в условиях риска радиационного поражения, а также после радиационных аварий и катастроф. Суть их в кратком изложении состоит в следующем.

Первый принцип обеспечения информационно-психологической безопасности от риска радиационного поражения – социально-ориентированный подход, который состоит в том, что целевой функцией системы является защита индивидуального, группового и массового сознания путем создания адекватного (предметно ориентированного) нормативно-правового, психологического и информационного обеспечения каждой отдельной личности и общества в целом.

Второй принцип – комплексность. Мы рассматриваем этот принцип информационно-психологической безопасности от риска радиационного поражения как включение в ее состав таких важных компонентов, как создание нормативно-правового обеспечения в виде федерального закона и реализующих его юридических актов, разработку мер социальной защиты и психологической поддержки населения, создание системы противодействия неадекватной психотравмирующией информации и мониторинга социально-психологических проблем населения.

Принцип целенаправленности, в соответствии с которым в ходе проведения работ по обеспечению информационно-психологической безопасности населения от риска радиационного поражения воздействие должно оказываться, прежде всего, с учетом возрастных, гендерных, образовательных и профессиональных факторов восприятия информации.

Личностно-ориентированный подход – третий принцип, являющийся одним из основных методологических принципов обеспечения информационно-психологической безопасности от риска радиационного поражения, в том числе после радиационных аварий и катастроф, требует обязательного включения в программы и методики социальной защиты и помощи населению психокоррекционных методик и технологий, формирования позитивных установок личности и адекватных стратегий копинг-поведения, работы с различными информационными потоками.

Принцип объективности требует не только стандартизации процедур и условий реализации методов и технологий обеспечения ИПБ от риска радиационного поражения, но и учета всех необходимых сведений о ситуации и их тщательной перепроверке (уточнении).

Принцип обоснованности – один из наиболее важных принципов, в соответствии с которым в процессе обеспечения ИПБ от риска радиационного поражения должны использоваться только те методы и технологии, в отношении которых доказана их эффективность.

К числу других важных принципов обеспечения информационно-психологической безопасности от риска радиационного поражения также относятся принципы динамичности, активности и практичности, а также принципы доступности мероприятий, компетентности специалистов, многоступенчатости и полноты информационного обеспечения.

В диссертации приведено детальное обоснование этих принципов как основы обеспечения информационно психологической безопасности от риска радиационного поражения.

Следующий этап исследования был посвящен разработке методик изучения социально-психологических проблем населения радиоактивно-загрязненных территорий и оценки риска радиационного воздействия.

Для исследования социально-психологической напряженности и особенностей социальной дезадаптации населения радиационно-загрязненных территорий (после Чернобыльской аварии) в связи с психологическими особенностями восприятия радиационного риска нами совместно со специалистами ОНИЦ «Прогноз» была разработана специальная методика (Method research of socially and psychological problems population – MRSPP).

Эта методика состоит из формализованного индивидуально-ориентированного интервью, в основе которого специально разработанный «Классификатор факторов социально-психологической напряженности и социальной дезадаптации населения, подвергшегося радиационному воздействию». Классификатор, кроме социально-демографических данных (пол, возраст, образование, социальное положение и др.), ориентирован на изучении 5  основных факторов социально-психологической напряженности и социальной дезадаптации населения, подвергшегося радиационному воздействию, а именно - «здоровье», «личностные психологические изменения», «социально-психологические проблемы взаимоотношений», «социальные проблемы», «информированность населения». При этом существенное место отводится изучению проблем, связанных со здоровьем (работоспособность, сон, жалобы, психологические изменения и т.п.), социальных стресс-факторов как угроз безопасности жизнедеятельности, источников информации и степени их достоверности и др.

Кроме того, были обоснованы рекомендации по установлению репрезентативности выборки, определению ее состава, а также рекомендации по анализу и использованию результатов мониторинга социально-психологических проблем населения, проживающего на радиоактивно-загрязненной территории.

В настоящее время методика MRSPP используется специалистами РФ и Республики Беларусь для мониторинга социально-психологических проблем населения радиоактивно-загрязненных территорий в рамках Программы совместной деятельности Союзного государства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 2006-2010 годы.

Результаты мониторинга должны учитываться при социально-психологической реабилитации и защите населения. В зависимости от того, какая группа факторов социально-психологической напряженности и социальной дезадаптации населения является ведущей у респондентов радиоактивно-загрязненной территории, психологи могут предоставлять информацию о результатах мониторинга конкретным службам и органам, в средства массовой информации (СМИ), способным оказать помощь в решении актуальных проблем. В качестве таких организаций рассматриваются социальные службы, организации и учреждения здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы, СМИ, государственные и муниципальные органы.

С целью улучшения самочувствия и повышения качества жизни респондентам, отметившим наличие проблем со здоровьем, рекомендуется обращение как в медицинские учреждения, так и к специалисту-психологу (в ЦСПР). Полученные в ходе мониторинга данные являются важной основой для выпуска информационных материалов, плакатов, брошюр по проблемам проживания на радиоактивно-загрязненных территориях, а также организации консультирования по защите населения от информационного стресса. Это поможет избавить людей от страхов, связанных с радиацией, и определить направления совершенствования работы СМИ с целью адекватного и своевременного информирования населения о волнующих их проблемах.

Выявление у населения с помощью методики MRSPP эмоционально-психологического дискомфорта, связанного с личностными психологическими изменениями, позволит рекомендовать обращение к специалисту-психологу (в ЦСПР), который определит, какой метод коррекции следует применить в данном конкретном случае. Это могут быть: индивидуальная психотерапия, психологическое консультирование, тренинг личностного роста, группа гештальт-терапии, тренинг уверенности в себе, тренинг эмоциональной саморегуляции, тренинг по разрешению внутренних конфликтов и др.

При выявлении у населения социально-психологических проблем взаимоотношений также рекомендуется обращение к специалисту-психологу (в ЦСПР). Методами коррекции здесь могут быть: психологическое консультирование, индивидуальная психотерапия, группа гештальт-терапии, тренинг эмоциональной саморегуляции, тренинг по работе с внутриличностным конфликтом, группа трансактного анализа, группа встреч и тренинг эффективной коммуникации. Также необходимо давать информацию в местной печати, на радио о методах оказания самопомощи в случае личностных психологических изменений и социально-психологических проблем взаимоотношений у конкретных групп населения.

Выявление у населения социальных проблем, в частности проблем трудоустройства, недовольства уровнем оплаты труда, отсутствия возможности подработать и т.п., является важной информацией для специалистов служб занятости населения или кадровых агентств. Представление данными службами в СМИ информации об открытых вакансиях позволит снизить уровень напряженности и обеспокоенности этими проблемами населения. В решении вопросов невозможности получения путевки в дома отдыха, медицинской консультации у высококвалифицированного специалиста, обеспокоенности ухудшением криминальной ситуации, отсутствия информации по положенным льготам и по реальной их реализации посильную помощь могут оказать специалисты ЦСПР, отделов социальной защиты населения, больницы и СМИ.


загрузка...