Экономическая оценка ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации: теория и практика (12.05.2009)

Автор: Козлова Наталья Ивановна

Современная оценка экономического ущерба, оперируя категориями системного подхода, утверждает, что экономический ущерб – это общественно необходимые издержки, обусловленные ухудшением качественных и количественных характеристик природных ресурсов из-за негативного влияния на них загрязнений. Устоявшиеся представления в экономической оценке ущерба при загрязнении окружающей среды требуют учета особенной природы загрязнителя при наступлении радиационной чрезвычайной ситуации, а анализ ее последствий показывает, что существует необходимость оценить многоуровневый характер динамики влияния радиоактивного загрязнения.

Обобщение и анализ основных исследований по проблемам определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды позволяет автору заключить, что решение проблем требует уточнения понятийного аппарата в экономической оценке ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации.

Последствия радиационной чрезвычайной ситуации, которые определяются негативными изменениями основных свойств окружающей среды и условий жизни человека под воздействием радиоактивного загрязнения, представляют потери, обусловленные непосредственно радиационным воздействием, а денежную оценку указанных последствий автором предлагается понимать как «прямой ущерб».

Загрязнение окружающей среды радионуклидами и радиационное воздействие на население и территорию приводят к ухудшению социально-экономических условий проживания, которые можно рассматривать как опосредованные (косвенные) последствия радиационной чрезвычайной ситуации и которые определяются «опосредованным ущербом» и явно не содержат факторов радиационного воздействия. На компенсацию прямого ущерба направляются все прямые затраты и доля опосредованных затрат, связанных с непосредственным радиационным воздействием. Для того, чтобы улучшить экологическую ситуацию на загрязненных территориях, необходимо предпринять масштабные меры по снижению поступлений радионуклидов в окружающую среду, организовать радиационный контроль, провести дезактивацию объектов жизнедеятельности, утилизировать и захоронить радиоактивные материалы и загрязненную сельскохозяйственную продукцию, организовать отселение проживающих в зоне высокого риска и установить санитарно-защитную зону. Ограничение водопользования вызывает необходимость в организации альтернативного природопользования. Все это предопределяет проведение мероприятий, которые оцениваются соответствующими статьями затрат. Схема структуры прямых и опосредованных затрат представлена на рисунке 7.

В ходе исследования автором выдвинуто и обосновано положение о том, что радиационная чрезвычайная ситуация приводит к «экстренным прямым затратам». Экстренные затраты, предназначенные для снижения радиационного воздействия на население и природные объекты – это прямые затраты (Зпрям.), которые в первую очередь складываются из затрат на реализацию системы мер по улучшению качества среды обитания (Зкач.со) и организации защитных мероприятий (Ззащ.мер), т.е.

Зпрям. = Зкач.со + Ззащ.мер. (1)

В работе обосновано, что загрязнение природной окружающей среды радионуклидами и радиационное воздействие на население территории приводит к последствиям, определяющим «опосредованные (косвенные) затраты», которые проявляются, как правило, через какой-то отрезок времени от времени события чрезвычайной ситуации.

Определить в денежном эквиваленте величину опосредованного (косвенного) ущерба намного труднее. Стоимость отдельных его видов в настоящее время не поддается корректной оценке, в часности это касается психологических эффектов. Стоимостная оценка затрат на ликвидацию социально-экономических последствий представляет собой опосредованные (косвенные) затраты:

Зопоср. = Знесп.здор.+Змигр.+Зогр.вод.+Знед.прод. +Зпроиз. +Зкач.и ур., (2)

где Знесп.здор. – неспецифические потери здоровья, Змигр.– потери за счет миграции населения, Зогр.вод, – потери от ограничения водопользования, Знед.прод. – потери от недополучения сельхозпродукции, Зпроиз. – потери производства, Зкач.и ур. – потери от снижения качества и уровня жизни.

Рисунок 7 – Структура экстренных затрат и затрат на обеспечение длительного проживания на территории, подвергшейся аварийному радиационному воздействию

К опосредованным (косвенным) затратам автор предлагает отнести затраты, которые определяются долгосрочным влиянием радиационной чрезвычайной ситуации на сложившуюся инфраструктуру и структуру хозяйственных связей, приводят к отрицательным социальным эффектам и к изменениям в компонентах окружающей среды, а также дополнительные затраты, вызванные необходимостью проведения отдельных мероприятий по ликвидации последствий радиационной чрезвычайной ситуации. С течением времени опосредованный (косвенный) ущерб без адекватной компенсации может только увеличиваться.

5 Автором обоснованы и разработаны особенности теоретико – методологических основ оценки интегрального ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации

Для общей оценки ущербов и затрат вводится новое понятие «интегральный ущерб» как инструмент оптимизации мероприятий реабилитационной политики. Величина интегрального ущерба будет находиться в зависимости от длительности радиационного воздействия на население. Долгосрочное ограничение жизнедеятельности требует затрат на формирование допустимых условий проживания на радиоактивно загрязненных территориях. Поэтому для радиоактивно загрязненных территорий необходимо разрабатывать комплекс мер по экологической и социально-экономической реабилитации населения и территорий, формировать условия длительного проживания населения на загрязненных территориях с обеспечением определенного уровня безопасности, что, в свою очередь, скажется на величине интегрального ущерба.

Интегральный ущерб, нанесенный территориям подвергшимся радиационному воздействию, складывается из суммы нескомпенсированной части прямого ущерба (Унеск.прям.), экстренных затрат (Зэкстр), направленных на его компенсацию, нескомпенсированных составляющих (Унеск.опоср.) опосредованного (косвенного) ущерба, а также опосредованных (косвенных) затрат (З опоср).

Однако проведенные затраты не могут полностью компенсировать нанесенный экономический ущерб, и такая оценка его является неполной, так как необходимо проводить корректировку опосредованных затрат с учетом того, что все население работает и проживает в условиях радиоактивного загрязнения. Это должно оцениваться дополнительными затратами (Здоп. f(R)), определяющимися как функция от риска.

Таким образом, из вышеназванных составляющих образуется интегральный ущерб (Уинт.):

Уинт. = Унеск.прям. + Зэкстр. + Унеск.опоср. + З опоср + Здоп. f(R) (3)

Формирование условий длительного проживания населения на загрязненных территориях с обеспечением определенного уровня безопасности, в свою очередь, скажется на величине интегрального ущерба, структура которого представлена на рисунке 8.

Поскольку стоимость нанесенного ущерба и требуемых на его компенсацию затрат может существенно отличаться, интегральный ущерб по мере выполнения реабилитационных мероприятий увеличится, что и определит объем долгосрочных затрат.

Несмотря на предпринимаемые меры, направленные на снижение радиационного воздействия на население загрязненных территорий, а затем проведение реабилитационных мероприятий, обстановка в районах радиоактивного загрязнения остается уникальной: население десятки лет вынуждено проживать в условиях повышенного радиационного риска. Отсутствие целевых компенсаций опосредованных экономических потерь в течение длительного промежутка времени привело к накоплению социальных проблем на территориях, подвергшихся радиационному воздействию.

Рисунок 8 – Структура оценки и возмещения экономического ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации

Определение величины интегрального ущерба позволяет оценить эффективность затрат, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее последствий, оптимизировать направления реабилитационной политики.

Результаты исследования позволяют утверждать, что разработка теоретико-методологических основ определения интегрального ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации вносит определенный вклад в общую оценку экономического ущерба при техногенных загрязнениях окружающей среды.

6 Раскрыта сущность методического подхода к стоимостной оценке фактических и потенциальных социо-эколого-экономических последствий радиационной чрезвычайной ситуации на основе анализа слагаемых ущерба на примере Курганской области

Наиболее важной методологической частью оценки экономического ущерба является проблема стоимостной оценки фактических и потенциальных последствий радиационной чрезвычайной ситуации.

Методы оценки прямого ущерба получили свое развитие только в последние годы.

Прямой ущерб от радиационной чрезвычайной ситуации рассчитывается по следующим составляющим: потери здоровья (Узд.) от радиационного воздействия; потери от уничтожения продовольственных продуктов, фуража и сельскохозяйственного сырья (бракераж продукции) (Убр.); потери от сноса домов, производственной и социальной инфраструктуры при отселении (Уинф.); потери источников водопользования (Увод.); потери от выведения из оборота сельскохозяйственных угодий (Усх.):

Упрям. = Узд. + Убр. + Уинф. + Увод. + Усх. (4)

Прямой ущерб от радиационной чрезвычайной ситуации в Курганской области составляет 5352,1 млн р. в ценах 2007 г.

Для снижения радиационного воздействия на население и территорию потребовалось провести экстренные поставарийные затраты – это прямые затраты, в первую очередь, связанные со следующими факторами: организация радиологического контроля и мониторинга (Зконтр); дезактивация объектов жизнедеятельности и локальная реабилитация загрязненных земель (Здез); обеспечение альтернативными источниками водопользования (Звод); организация санитарно-защитной зоны (Зсзз); капитальные затраты на переселение жителей с загрязненных территорий (Зк); компенсации отселяемым (Зкомп).

Таким образом, учитываемые экстренные поставарийные затраты (Зэкстр.) состоят:

Зэкстр.= Зконтр. + Здез+ Звод + Зсзз + Зк +Зкомп (5)

Архивные данные позволяют провести оценку экстренных поставарийных затрат по Курганской области в целом. Они оцениваются в 5312,1 млн р. в ценах 2007 г.

Прямой ущерб от радиационной чрезвычайной ситуации в Курганской области одного порядка с экстренными поставарийными затратами, направленными на уменьшение радиационного воздействия, что представлено на рисунке 9.

Опосредованный (косвенный) ущерб определяется по следующим категориям: ограничение водопользования (Уог.вод.); недобор сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства (Унед.прод.); капитальные затраты, необходимые для компенсации потерь продукции (Зкап.); повышенная миграция населения (Умиг.); дополнительное исчезновение жилых домов и объектов социально-производственной инфраструктуры за счет миграционных процессов (Удоп.):

Укосв. = Уог.вод. + Унед.прод. + Зкап. + Умиг. + Удоп. , (6)

и составляет для Курганской области 15767,3 млн р. в ценах 2007 г.

Рисунок 9 – Сравнение прямого ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации и экстренных поставрийных затрат в Курганской области

Наибольший вклад в ущерб от опосредованных поставарийных последствий дают капитальные затраты, необходимые для компенсации потерь продукции на сельхозугодьях, выведенных из оборота на пострадавших территориях области, что отражено на рисунке 10.


загрузка...