Экономический контекст становления региональных инновационно - образовательных комплексов (концепция, опыт, перспективы) (12.05.2009)

Автор: Дадаев Лёма Мухадинович

При формировании инновационно-образовательных корпоративно-сетевых комплексов необходимо учитывать следующие особенности их функционирования и развития.

1. По доминантной сфере инновационно-образовательный комплекс может быть либо преимущественно инновационной, либо преимущественно образовательной, однако оптимальный вариант выражен именно их сочетанием, что и порождает региональную институцию инновационно-образовательного характера.

2. В системе современного образования происходят радикальные изменения:

- закрытая образовательная среда заменяется открытой;

- «возрастная» структура образования сменяется «способностной»;

- самообразование (самообучение) превращается в ведущую форму образования;

- на смену традиционной образовательной системе (одностороннего обучения студента преподавателем) приходит новая образовательная система, в которой преподаватель действует как консультант;

- в ходе внедрения современных информационных технологий происходит становление новой образовательной системы - ориентация на созидающее знание образование;

- формирование системы образования, которая нацелена на получение его в течение всей жизни индивида.

3. В настоящее время качественно расширяется трактовка понятия «образования»: теперь это - любая деятельность, которая имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

4. В новой системе функции образования выполняют самые различные социальные институты (включая предприятия). Поэтому главной особенностью управления образованием в современных условиях является необходимость привлечения к решению проблем образования предприятия и семьи, а также пересмотр роли самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.

5. Для новой образовательной системы характерно утверждение рыночных механизмов - формирование рынка образовательных продуктов и услуг. Для эффективного функционирования этой системы государство вынуждено способствовать развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг.

6. Реализуется принцип автономности учебных заведений (возможности самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии, структуру кадрового потенциала, источники финансирования, контингент обучающихся и др.). Развивается принцип децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.

7. Государственные органы управления образованием выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений. Функции этих органов перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В результате создается насыщенный рынок образовательных услуг.

В качестве исходных методологических принципов исследования проблем современного высшего образования автором приняты следующие положения.

1. Автор исходит из императивности универсализации высшего образования в эпоху глобализации хозяйственных, культурных и социальных связей. Реализация такой императивности предполагает необходимость последовательного сближения национальных систем образования.

2. Автор исходит также из императивности создания условий для реализации инновационного потенциала, накопленного институтами современной школы. И хотя конечной сферой реализации инновационных технологий является сфера производства, именно научно-технические разработки высшей школы генерирует процесс «хайтековской» модернизации национальной экономики.

3. Автор исходит из признания приоритетного статуса целей государственной политики в области образования и науки. Это означает, что государство не вытесняет рынок, а регламентирует функционирование и развитие рынка образовательных услуг.

4. Методологическим принципом является осознание новой ситуации в сфере высшего образования, которое сегодня не может ограничиваться только построением системы непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования, но и должно создавать условия для удовлетворения потребностей личности, общества и государства.

5. Особым методологическим принципом анализа эффективности и качества работы российской школы выступает оценка приоритетных сфер обеспечения в высококвалифицированных специалистах для всех отраслей народного хозяйства, научной, образовательной и социальной сферы;

6. Стратегической установкой, реализующей особую методологию критериальной оценки специальных учебных заведений региона, выступает их ускоренная адаптация к условиям региональной рыночной экономики.

7. Самостоятельным направлением модернизации российской высшей школы является ее интеграция в систему мирового уровня образования и науки.

Реализация названных принципов в рамках инновационно-образовательных корпоративно-сетевых комплексов способна повысить эффективность и качество образования, количественные показатели которого представлены в таблице 5, координировать создание единого научно-образовательного пространства, ускорить внутри- и межрегиональную интеграцию инфраструктурно-вузовских сфер и отраслей.

Для решения специфических проблем высшего образования в Южном федеральном округе наиболее эффективный инструмент – это формирование именно инновационно-образовательных комплексов, позволяющих существенно усилить концентрацию пока еще недостаточных ресурсов в данном секторе.

Для регионов Южного федерального региона стратегически перспективно формирование разнопрофильных региональных инновационно-образовательных комплексов долгосрочного трансграничного характера.

Концепция инновационно-образовательного структурирования изменяет приоритеты регулирования региональной экономики. Конкурентоспособное преимущество процесса структурирования в регионах Южного федерального округа проявляется в их рекреационном профилировании. Такая перспективная специализация региональных инновационно-образовательных комплексов должна будет учитываться при разработке региональной экономической политики, поскольку существенно предопределит структуру, объем и динамику спроса и предложения на локальных рынках образовательных услуг и интеллектуальных ресурсов в данных регионах.

Предпосылки и необходимость ускоренного формирования инновационно-образовательных комплексов в Южном федеральном округе обусловлены тем, что создание подобных инновационно-образовательных региональных структур формирует единый государственно-муниципальный механизм управления сферой образования, обеспечивает переход к новому механизму управления ею посредством оптимизации инфраструктуры в отрасли. Переход к региональным инновационно-образовательным комплексам становится основным инструментом разграничения полномочий между государственной властью (в лице субъекта федерации) и гражданским обществом (в лице муниципальной власти) в сфере регионального образования.

Объективной основой формирования инновационно-образовательных комплексов в ЮФО выступает относительная стабилизация экономической системы и позитивная динамика показателей экономического развития.

Таблица 5 – Основные показатели образовательной системы

Российской Федерации в 2006-2007 гг.

2006 2007

в % к 2005

в % к 2006

Государственные и муниципальные дневные

общеобразовательные учреждения 58669 96,5 55711 95,0

Численность учащихся, тыс.человек 14291,0 94,6 13694,7 95,8

Негосударственные дневные общеобразовательные учреждения 719 99,0 697 96,9

Численность учащихся, тыс.человек 71,3 98,6 71,3 100,1

Государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования 2631 97,9 2566 97,5

Численность студентов, тыс.человек 2388,9 96,6 2287,7 95,8


загрузка...