Экономический контекст становления региональных инновационно - образовательных комплексов (концепция, опыт, перспективы) (12.05.2009)

Автор: Дадаев Лёма Мухадинович

ДАДАЕВ

Лёма Мухадинович

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

КОМПЛЕКСОВ

(КОНЦЕПЦИЯ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ)

08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством:

(региональная экономика)

08.00.01 – экономическая теория

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

КИСЛОВОДСК - 2009

Диссертационное исследование выполнено в «Кисловодском институте экономики и права»

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

ДУДОВ Азнаур Сапарович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Мамедов Октай Юсуфович

доктор экономических наук, профессор

Жангоразова Жансурат Султановна

доктор экономических наук, профессор

Тимофеева Галина Владимировна

Ведущая организация: Ставропольский государственный университет

Защита состоится «11» июля 2009 года в 10 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 521.002.01 по экономическим наукам при Кисловодском институте экономики и права (357700, г. Кисловодск, ул. Розы Люксембург, 42)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке

Кисловодского института экономики и права

Автореферат разослан «10» июня 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент ДМИТРИЕВ В.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Неизбежность мировой глобализации российской экономики и необходимость её вхождения в пространство жесткой межстрановой конкуренции требуют концептуальной модернизации организационно-управленческого строения ключевого сектора формируемой в настоящее время национальной инновационной экономики - научно-образовательной системы России. При этом стратегически важно, чтобы принципы, направленность и программируемые параметры происходящей реформы российской системы образования совпадали бы с общим вектором продолжающегося рыночного реформирования российской экономики. В противном случае неизбежно возникновение существенного противоречия между логикой движения всей экономической сферы российского общества, с одной стороны, и логикой движения её потенциально-доминантного (в эпоху господства высоких информационных технологий) сектора инновационной динамики экономики, с другой.

Процесс модернизации организационно-управленческой сферы функционирования национальной системы образования имеет экономическую направленность и предстаёт как обоснование, разработка и осуществление нетрадиционных парадигм в рамках адаптации к российским реалиям принципиально новых моделей инновационно-экономического статуса образовательных учреждений и прорыва на этой основе к императивам мирового качества общего и профессионального образования. Особым фактором, который следует трактовать как внешний стимул интенсификации рассматриваемого процесса, выступает подписание Болонских соглашений, что означает необратимость практического вхождения России в единое европейское (международное) образовательное пространство. При этом российское содержание болонского процесса иногда пытаются свести к организационно-управленческим и содержательным преобразованиям только в рамках высшей школы. Между тем уровень национальной высшей школы непосредственно зависит от уровня национальной общей средней школы. Поэтому судьба российского высшего образования в полной мере определяется судьбой российского среднего образования. Следовательно, масштабы и временные горизонты экономического реформирования национальной системы образования гораздо шире, чем принято считать в неакадемической среде.

В то же время, однородность протекающих в различных регионах страны экономических процессов вынуждает образовательные учреждения всех уровней и всех типов территорий решать общие задачи, преследующие достижение одних и тех же целей (формирование реальных и эффективных территориальных рынков образовательных услуг; внедрение в образовательный процесс современных организационно-управленческих моделей функционирования; интенсивное использование информационных технологий как материального условия качественного совершенствования учебного процесса; всестороннее обеспечение подготовки и выпуска высококвалифицированных специалистов).

Среди множества организационно-экономических проблем российской общей и высшей школы, подлежащих приоритетному теоретическому исследованию, особое место занимают проблемы регионального характера. Региональная сфера общей и профессиональной школы в настоящее время превратилась в самостоятельный и важный элемент национальной системы образования, со своими противоречиями, сложностями и перспективами развития. Это объясняется тем, что регионализация всех сфер общественной жизни страны стала определяющим процессом механизма роста эффективности и качества не только национальной экономики, но и других жизнеобеспечивающих секторов российского общества.

Подлинно научная методология социального анализа исходит из того, что преобразования в экономике не только предшествуют преобразованиям в других, вторичных сферах, но и определяют их содержание и направленность. Этот основной закон экономической гносеологии применительно к исследуемой в данной работе сфере означает, что общие закономерности и тенденции динамики региональной экономики будут обнаружены (хотя и в специфической форме) и реализованы (хотя и особенным образом) также и в сфере региональной системы образования. Поэтому выявление и исследование алгоритма инновационного развития региональной сферы образования как производной функции от алгоритма развития региональной экономики способны зафиксировать неизбежные, общие для обеих сфер (региональной экономики и регионального образования) процессы, проблемы, противоречия и механизмы их разрешения.

Чем же характеризуется современный этап развития региональной экономики? Многочисленными исследованиями было установлено, что в большинстве российских регионов происходит начальная реализация ведущей общемировой закономерности, охватившей в последние десятилетия практически все страны мира, - формирование структурно-групповой (именуемой иногда «корпоративно-сетевой») организации территориального производства. Такая же структурно-групповая организация, отражающая прогрессивные управленческие тенденции в территориальном строении региональной системы хозяйствования, должна, по нашему мнению, составить и общую концептуальную основу моделирования организационного преобразования во всех иных, непроизводственных сферах регионального хозяйства, в том числе - и в сфере региональной системы образования.

В аспекте структурно-групповой формы организации производства региональная экономика представляет собой набор уникальных производственно-технологических цепочек, подчиненных целям эффективного создания востребованных рынком товаров и услуг. Это означает, что аналогичная структурно-групповая организация должна быть представлена в каждой обособленной сфере социально-территориального пространства, в рамках которой они неизбежно приобретают особенное выражение. Отсюда следует, что в сфере регионального образования подобное групповое структурирование также будет представлено формированием и развитием специфических организационно-управленческих подсистем (которые в зарубежной литературе приобрели общее наименование «территориальные инновационно-образовательные комплексы»).

С этих позиций структурно-групповой вектор развития организационно-управленческой подсистемы сферы регионального образования не является неким административным креативом или привнесённым надпроизводственным институтом. Обществу предстоит трудное теоретическое осознание того, что в инновационной экономике названная подсистема представляет собой, в сущности, неформально-структурированное объединение различных учреждений (не только образовательного, но и производственного и исследовательского профиля) разных уровней и типов, институтов и организаций, на корпоративных началах участвующих в территориальном инновационно-образовательном процессе (включая подготовку специалистов среднего и высшего профессионального образования, повышение квалификации кадров различного профиля, удовлетворение потребностей производства, а также развитие социальной и духовной среды). Более того, можно утверждать: если повсеместно и в краткосрочном периоде не произойдёт соответствующей масштабной организационно-управленческой модернизации структурного строения региональной системы образования, то будет упущен исторический шанс, который позволит реализовать мощный потенциал названной системы, поскольку рациональная реструктуризация превратилась сегодня практически во всех странах мира в самый эффективный организационно-управленческий инструмент экономического устройства сферы образования как базового сектора инновационной динамики национальной экономики.


загрузка...