Обоснование прогнозных сценариев развития рынка зерна (теория, методология и практика) (12.05.2009)

Автор: Борисов Максим Юрьевич

Описывая математические закономерности производства, внутреннего и внешнеэкономического обмена, переработки сельскохозяйственного сырья и потребления конечного продукта, а также процессы ценообразования, модель аграрного рынка позволяет воспроизвести самые разнообразные значимые для общества эффекты. Рыночная модель дает возможность количественно оценить влияние экономических факторов и их причинно-следственные связи. Эти явления бывает трудно интерпретировать иными методами.

Методы прогнозирования следует использовать в различных комбинациях. Это повышает качество информации, увеличивает объективность и вероятность прогнозируемых событий.

Разрабатывая прогнозы развития АПК было бы целесообразно объединить разрозненные усилия целого ряда научно-исследовательских институтов с тем, чтобы выработать более или менее единые подходы к методике научных исследований и разработке экономико-математических моделей. Важно, чтобы прогноз стал достоянием сельхозтоваропроизводителей и ориентировал бы их в планировании своей деятельности и поведении на рынке не только на краткосрочный период.

- выделены основные особенности и тенденции развития зернового рынка России и регионов, рынка зерновой продукции, оказывающие влияние на разрабатываемые прогнозы;

В рыночных условиях хозяйствования процесс производства и доведения зерновой продукции до конечного потребителя обеспечивается взаимодействием хозяйствующих субъектов рынка через реализацию их взаимных экономических интересов. При этом рынок зерновых культур обладает следующими характерными особенностями:

рынок зерновых культур не может рассматриваться как изолированная часть национального зернового рынка вообще и фуражного в частности, а его развитие в большей степени связано с природно-экономическими факторами, состоянием отраслей кормопроизводства и животноводства, функционированием межрегиональных связей;

зерновые культуры требовательны к условиям возделывания. Их ареал распространения широкий, что предопределяет зависимость внутреннего, регионального рынка зерновых культур от развития межрегиональных и межгосударственных связей.

зависимость от географического месторасположения по отношению к зернопроизводящим и зернопотребляющим регионам страны, от наличия транспортных путей сообщения, влияющих на уровень развития межрегиональных связей по ввозу и вывозу зерновых культур;

спрос на зерновые культуры во многом вызван сложившимися у населения традициями питания и его платежеспособностью, уровнем развития полевого кормопроизводства, животноводства и комбикормовой промышленности.

Региональным рынкам зерновых культур также присущ ряд основных признаков, а именно:

локальный характер возделывания зерновых культур вызывает необходимость максимальной концентрации их посевов в регионах, наиболее благоприятных по почвенно-климатическим условиям;

сравнительно резкое несоответствие между производством и потреблением по регионам страны обусловливает развитие межрегиональных связей по ввозу и вывозу зерновых культур для продовольственных, семенных и фуражных целей и технической переработки;

в основных регионах страны предложение зерновых культур, нередко находясь под воздействием природных факторов, отражается на колебаниях объема его производства и требует создания определенных запасов в целях стабильного спроса;

зерно для разного целевого использования относится к продукции, пригодной к длительному хранению и хорошо транспортабельной, а существенные региональные различия в себестоимости производства являются основой его конкуренции на межрегиональном рынке.

В рыночных условиях хозяйствования существенно расширился круг участников процесса производства зерновых культур и товародвижения. Отношения между ними стали экономически самостоятельными и административно независимыми. С одной стороны, они основываются на принципах конкуренции, а с другой - делового предпринимательства. Поскольку определяющим критерием деятельности каждого хозяйствующего субъекта становится чисто экономический интерес, выражающийся в получении максимальной прибыли, то каждый из них самостоятельно ведет свою хозяйственную деятельность, выбирает партнеров на рынке зерна и устанавливает с ним экономические отношения. Такая схема экономических отношений существует и в процессе производства, и реализации зерновых культур.

Анализ рынков сельскохозяйственной растительной продукции значительно осложняется тем, что его развитие в большей мере зависит от различных природных, а, следовательно, рыночных факторов, в отличие от рынков мясной и молочной продукции. К этим факторам можно отнести:

экономические (например, изменение курса доллара по отношению к рублю, изменение стоимости ресурсов, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции);

природные (например, сезонность, заболеваемость растений и повреждаемость их вредителями);

государственные (например, государственные закупки зерна в интервенционный фонд или изменение пошлины на экспорт семян подсолнечника).

Динамика цен на подсолнечник и пшеницу постоянно изменяется. При этом чёткая зависимость прослеживается только для сезонного фактора (а в некоторые годы не прослеживается и эта зависимость), влияние же других факторов необходимо рассматривать в совокупности. Это обусловлено тем, что очень часто изменение одного из условий влияет не на одну, а на несколько товарных позиций рынка (например, повышение спроса на определённый вид продукции в экспортных целях может повлиять не только на повышение цены на данную продукцию в экспортных регионах, но и на повышение стоимости продуктов переработки данной сельскохозяйственной культуры). Кумулятивный эффект (например, проведение государственных закупок одновременно с изменением количества экспорта этой же продукции) может привести к резкому изменению цен на данную продукцию именно из-за сложения влияния множества факторов.

При обработке имеющихся массивов информации все эти факторы не учитываются, благодаря чему даже при достижении относительно приемлемого уровня моделирования системы, прогнозные данные отличаются значительной неопределённостью, т.к. разброс доверительного интервала (границы, в которых может развиваться рынок согласно прогнозу) составляет в некоторых случаях (например, при моделировании рынка подсолнечника) до 500%.

В производстве зерновых можно выделить следующие тенденции:

- в сложившейся структуре посевных площадей зерновых культур удельный вес продовольственных составляет 64,7% их посевов и имеет тенденцию к дальнейшему росту;

?????Q?

??????????????ди под крупяными культурами и озимой рожью;

- в структуре посевов и производства зерна фуражных культур низкая доля зернобобовых культур;

- потребление зерна за годы рыночных преобразований снизилось на 37%;

- для ведения зерновой отрасли характерна относительно высокая концентрация производства зерна, возделыванием зерновых культур занято более 20 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 24,5 тыс. крупных кооперативных хозяйств, акционерных обществ и товариществ, 87% сельскохозяйственных предприятий;

- в динамике рентабельность зерна снизилась на 37,3 пункта. За период с 2000 по 2006 г. себестоимость производства зерна возросла в 2,2 раза, прибыль от его реализации уменьшилась на 27,5%.

- в структуре себестоимости наибольший удельный вес занимают приобретенные промышленные средства производства и услуги – 68,5%, а наибольший прирост затрат у удобрений – 3,63 раза.

- по видам зерновых наибольший прирост цены у проса -168%, наименьший – у бобовых – 10,78%

- интенсивно развитие зернового производства в Центральном, Северо-Западном, Сибирском, Дальневосточном и Приволжском районах.

Среди 16,3 тыс. сельскохозяйственных организаций нами выделены организации, специализирующиеся на производстве зерна и представлены в трех группах – с удельным весом зерновых в выручке от реализации от 25 до 50%, от 50 до 75%, выше 75%. Для каждой из групп выполнено разделение на постоянные и переменные затраты методом экспоненциального сглаживания.

Безубыточный объем продаж и зону безопасности определили с помощью графика. По горизонтали показываем объем реализации зерновых в денежной оценке, по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации (рис. 3).

Точка пересечения прямых выручки и совокупных затрат, в которой затраты равны выручке от реализации продукции, и является точкой безубыточного объема реализации продукции.

Рис.3. Определение точки безубыточности при производстве зерна в сельскохозяйственных организациях с удельным весом зерновых от 25% до 50% в выручке от реализации продукции

Аналогично выполнены расчеты для других сельскохозяйственных организаций, имеющих более глубокую специализацию на производстве зерновых. На основе полученных уравнений трендов с высоким уровнем достоверности нами получено соотношение постоянных и переменных затрат при производстве зерна в группах хозяйств с различным уровнем специализации, которые использованы в расчетах параметров безубыточности (табл.4).

Таблица 4

Результаты расчета параметров безубыточности производства зерновых

Показатель Значение показателя по видам продукции для групп


загрузка...