Психолого-педагогическая составляющая в подготовке современных менеджеров (12.04.2010)

Автор: Стуколова Лариса Зайнулловна

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основания и научно-методическое обеспечение психолого-педагогической составляющей в подготовке современного менеджера.

Объект исследования: процесс подготовки современного менеджера в вузе.

Предмет исследования: теоретическое обоснование и научно-методическое обеспечение психолого-педагогической составляющей в подготовке современного менеджера.

Актуальность проблемы, предмет исследования обусловили выбор темы: «Психолого-педагогическая составляющая в подготовке современных менеджеров».

Цель исследования: разработать теоретические основания и научно-методическое обеспечение психолого-педагогической составляющей в подготовке современного менеджера.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическая составляющая в подготовке современных менеджеров будет эффективным компонентом данного процесса, если:

- методологическим основанием подготовки современных менеджеров является компетентностный подход как коррелят системно-деятельностного, проектно-целевого, личностно ориентированного, акмеологического подходов;

- определены сущность, структура и содержание психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров на основе компетентностного подхода, ориентирующего их на формирование психолого-педагогической компетенции;

- разработана проектно-целевая технология реализации психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров, направленная на усвоение психолого-педагогических знаний, умений и навыков педагогического общения, психолого-педагогической культуры, а также способностей к психолого-педагогическому проектированию и реализации процессов обучения, воспитания и развития персонала;

- выявлены психолого-педагогические условия (мотивационно-фасилитационная активность личности преподавателя по формированию у современных менеджеров психолого-педагогической компетенции; интеграция менеджерской и психолого-педагогической подготовки; создание инновационного образовательного пространства вуза; научно-методическое обеспечение психолого-педагогической составляющей в подготовке современного менеджера (научно-методические основы проектирования и реализации психолого-педагогической составляющей в подготовке современного менеджера; методика оценки качества психолого-педагогической компетенции будущих менеджеров; методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учебно-образовательного процесса; базовая профессиограмма современного менеджера; учебно-методический комплекс, обеспечивающий формирование у субъектов учебно-образовательного процесса психолого-педагогической компетенции) технологии реализации психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров;

- определены критерии, показатели и уровни сформированности психолого-педагогической компетенции современных менеджеров;

- созданы механизмы интеграции экономических и психолого-педагогических знаний в процессе подготовки современных менеджеров (интеграция содержания подготовки современных менеджеров; проблемно-тематическая и целевая интеграция экономических и психолого-педагогических дисциплин; субъектная интеграция; интеграция форм и методов обучения, теории и практики).

Цель и гипотеза определили задачи исследования, которые обусловили логику изложения научного материала:

1) теоретически обосновать цели и содержание психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров на основе компетентностного подхода;

2) разработать научно-методические основания проектирования и реализации психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров;

3) раскрыть содержание и обосновать технологию реализации психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров на основе компетентностного подхода;

4) выявить критерии и показатели сформированности психолого-педагогической компетенции современных менеджеров;

5) экспериментально проверить разработанную модель психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров.

Методологической основой исследования стали:

диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего; единство преемственности и поступательности (традиций и инноваций); интерпретация целостности (конкретного) как единства многообразия (Д.П. Горский, А.Ф. Зотов, В.В. Ильин, Б.М. Кедров, В.А. Лекторский, Т.И. Хилл, Ф.Энгельс);

системный подход к изучению педагогических процессов (В.П. Беспалько, А.И. Умов, Э.Г. Юдин);

- концептуальные идеи о проектировании новых квалификационных и компетентностных требований к подготовке специалистов адаптивного типа (А.А. Кирсанов, Г.В. Мухаметзянова, Э.Ф. Зеер, И.Я. Зимняя, В.В. Сериков, А.М. Новиков и др.);

- методологические концепции содержания образования В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.С. Леднева;

- теории и концепции личностного становления человека как активного субъекта, преобразующего мир и себя (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Н.А. Бердяев, С.Г. Вершловский, А.А. Деркач, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, B. Berstein).

Теоретическую основу исследования составили основополагающие положения о:

- непрерывном образовании (В.С. Леднева, П.Ф. Кубрушко);

- проектировании и конструировании учебного процесса (С.А. Архангельский, В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, В.В. Карпов, Г.П. Корнев, Н.Ф. Талызина и др.);

- личностно ориентированном образовании (А.Г. Асмолов, Е.В. Бордовская, А.П. Валицкая, А.В. Петровский, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

- технологизации учебно-образовательного процесса (В.Ф. Башарин, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий);

- закономерностях профессионального становления будущего специалиста (О.А. Абдуллина, Н.Е. Астафьева, Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.П. Беляева, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, А.Н. Ходусов, И.С. Якиманская);

- гуманитаризации и гуманизации профессионального образования (Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, А.А. Кирсанов, М.Н. Берулава).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретические (научный анализ специальной литературы и учебных материалов по рассматриваемой проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; моделирование);

- социолого-педагогические (наблюдение, опрос, беседы, тестовые испытания, экспертная оценка);

- экспериментальные (констатирующий срез, организация и проведение формирующего эксперимента).

База исследования: Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Международный институт рынка» г. Самары, Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика СП. Королева.

Исследование проводилось с 2002 по 2009 годы в три последовательных этапа:

Первый этап (2002-2004 гг.): изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогического опыта, определение темы, цели, объекта, предмета исследования, формулирование гипотезы, конкретизация задач, поиск и обоснование теоретико-методологической основы исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2005-2007 гг.): разработка теоретико-методологических оснований и создание модели подготовки современных менеджеров; теоретическое обоснование цели и содержания психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров на основе компетентностного подхода; разработка научно-методических оснований проектирования и реализации психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров.

Третий этап (2008-2009 гг.): разработка и экспериментальная апробация технологии реализации психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров на основе компетентностного подхода; выявление критериев и показателей сформированности психолого-педагогической компетенции современных менеджеров; экспериментальная проверка модели психолого-педагогической составляющей в подготовке современных менеджеров; осмысление и обобщение результатов исследования; обработка полученных данных; уточнение теоретических выводов, определение перспектив изучения исследуемой проблемы.


загрузка...