Формирование современной агропродовольственной политики Российской Федерации (12.04.2010)

Автор: Скрынник Елена Борисовна

- районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с их особенностями жизненных традиций коренного населения, а также приграничные регионы России.

Для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимы увязка, определенность и предсказуемость размеров бюджетной поддержки сельского хозяйства, обоснование объемов поступления импортной и отечественной продукции на агропродовольственный рынок и наличие социальных стандартов. Для решения этой задачи предстоит сформировать новую систему индикативного планирования и прогнозирования, обеспечить оперативность разработки и доступность продуктовых балансов на федеральном и региональных уровнях (рис. 5).

Рисунок 5 – Механизмы обеспечения продовольственной безопасности

Российской Федерации

Производство и потребление, т.е. доведение продукта до конечного потребителя сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия представляет собой сложную систему, состояние и развитие которой зависят от воздействия комплекса факторов внешнего и внутреннего характера. В силу ряда причин в настоящее время она еще не полностью выполняет свою функцию по обеспечению населения страны достаточным и полноценным питанием за счет мобилизации потенциала отечественного агропромышленного производства Достижение ее выполнения непосредственно связано с реализацией агропродовольственной политики государства, поскольку продовольственное обеспечение, во многом определяющее физические и духовное здоровье населения страны, относится к одной из наиболее приоритетных и важных социально-экономических проблем, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением пищевых продуктов.

Эффективность осуществления агропродовольственной политики во многом зависит от уровня развития агропродовольственного рынка. Государственное влияние на него является отражением федеральной и региональной агропродовольственной политики, достижения ее конкретных целей на основе использования в управлении программно-целевого метода, применение которого при разработке и реализации агропродовольственной политики выражается в выборе приоритетов, направленных на поддержку потребителей или производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Это формирует в свою очередь два типа политики поддержки. Первый её тип ориентирован на снижение цен на сельскохозяйственную продукцию с одновременным увеличением ее предложения на национальном агропродовольственном рынке. Ее реализуют на основе целевых продовольственных субсидий низкодоходным группам населения. Второй тип политики – поддержка производителей.

Для современных условий российской экономики в силу разных обстоятельств целесообразны и первый, и второй типы. В качестве приоритетов агропродовольственной политики объективно можно определить, во-первых, осуществление мер по обеспечению доходности товаропроизводителей путем оказания им государственной поддержки, создания условий снижения издержек и, как следствие, улучшения их инвестиционных возможностей; во-вторых, государственную поддержку и содействие развитию инфраструктуры агропродовольственного рынка и разумный протекционизм отечественной продукции.

Совершенствование агропродовольственной политики связано с улучшением внешнеэкономической деятельности в агропродовольственном секторе, поскольку в современных условиях глобализации она является важным фактором устойчивого развития государства, ее эффективность в значительной степени определяет состояние продовольственной безопасности.

Политику в области импорта и экспорта агропромышленной продукции необходимо координировать в увязке с основными направлениями внутренней агропродовольственной политики, в большей степени координировать деятельность соответствующих заинтересованных федеральных министерств и ведомств, четко разграничить полномочия федеральных, региональных и местных органов в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности в агропродовольственном секторе. С учетом этого необходимо разработать долгосрочный прогноз направлений внешнеэкономической деятельности страны в агропродовольственном секторе с учетом вариантов перспективного развития мирового агропродовольственного рынка.

Стратегия в области агропродовольственного импорта должна преследовать цель не его общего ограничения, а избирательной защиты отдельных товарных рынков. В первую очередь это касается рынков молочной продукции, мяса и мясной продукции на основе сбалансированного использования таможенных пошлин, особых видов пошлин (антидемпинговых – для мяса и мясопродуктов, компенсационных – для молока и молочных продуктов).

В области импорта сельскохозяйственных техники и оборудования целесообразно, с одной стороны, ужесточить таможенный режим в отношении устаревшей зарубежной техники (запрет поставки техники со сроком службы более 7 лет; увеличение таможенных пошлин на ввозимую технику, бывшую в эксплуатации), а с другой, – создать таможенные преференции (ввести нулевые и 5%-ные ставки ввозных таможенных пошлин) в отношении импортируемых современных, инновационных сельскохозяйственных машин, оборудования и технологий, производство которых российскими предприятиями не может быть организовано в ближайшее время.

Экспорт агропродовольственной продукции следует постепенно обогащать за счет растительного масла, мяса птицы и свиней, сухого молока, а при условии плантационного разведения ( и лесных ягод. При этом необходимо законодательно установить, что бoльшая часть доходов от экспорта поступает сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В интересах отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно ввести на экспорт минеральных удобрений пошлины, уровень которых стимулирует их производителей инвестировать средства в развитие отрасли, и реализовать продукцию в России.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности в агропромышленной сфере является также активизация связей СНГ по созданию единых аграрных рынков в рамках Союзного государства России и Белоруссии, Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана), ЕврАзЭС.

Основные положения диссертационного исследования

опубликованы в следующих работах

I. Монографии, книги, брошюры

Скрынник Е.Б. Формирование современной агропродовольственной политики Российской Федерации.- М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010. – 20,25 п.л.

II. Статьи в журналах, рекомендуемых ВАК Минобрнауки России

для публикации основных результатов диссертации на соискание

ученой степени доктора наук

Скрынник Е.Б. Укрепление материально-технической базы села // Экономика сельского хозяйства России. – 2005. – № 9. – 0,2 п.л.

Скрынник Е.Б. Развитие рынка лизинга в России: факторы и тенденции // Деньги и кредит. – 2006. – № 1. – 0,3 п.л.

Скрынник Е.Б. Некоторые аспекты развития российского рынка лизинга // Деньги и кредит. – 2008. – № 5. – 0,4 п.л.

Скрынник Е.Б Задачи агропромышленного комплекса в 2009 году // АПК: экономика, управление. – 2009. – № 5. – 0,35 п.л.

Скрынник Е.Б. Финансово-кредитное обеспечение Госпрограммы развития сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. – 2009. – № 9. – 0,5 п.л.

Скрынник Е.Б. Приоритетные направления развития животноводства на среднесрочную перспективу // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2009. – № 10. – 0,6 п.л.

Скрынник Е.Б. Устойчивое развитие сельских территорий – важнейшая цель государственной агропродовольственной политики // АПК: экономика, управление. – 2009. – № 11. – 0,65 п.л.

Скрынник Е.Б. Земля – главный инвестиционный актив агропромышленного комплекса // Экономика сельского хозяйства России. – 2009. – № 11. – 0,7 п.л.

Скрынник Е.Б. Доктрина продовольственной безопасности – базисный документ агропродовольственной стратегии Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2009. – № 12. – 0,65 п.л.

Скрынник Е.Б. О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в 2008 году и предварительных итогах 2009 года // Экономист. – 2009. – № 12. – 0,72 п.л.

Скрынник Е.Б. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства ( важнейшая задача государственной агропродовольственной политики // Экономика сельского хозяйства России. – 2010. – № 1. – 0,8 п.л.

Скрынник Е.Б. Продовольственная безопасность – важная составляющая в системе национальной безопасности России // АПК: экономика, управление. – 2010. – № 1. – 0,75 п.л.

Скрынник Е.Б. Формирование системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства – важное направление улучшения общих условий функционирования отрасли // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 1. – 0,4 п.л.

Скрынник Е.Б. Повышение производительности и финансовой устойчивости малый форм хозяйствования на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2010. – № 2. – 0,6 п.л.

Скрынник Е.Б. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров сельского хозяйства. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 5(62). – 0,65 п.л.

Скрынник Е.Б. Приоритеты международного сотрудничества в аграрной сфере // АПК: Экономика, управление. – 2010. – № 4. – 0,7 п.л.

III. Статьи в сборниках, журналах, методические рекомендации

и другие публикации

Скрынник Е.Б. Лизинговые услуги в России // Закон. – 1999. – № 8. – 0,5 п.л.


загрузка...