ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ (12.04.2010)

Автор: Шапоренкова Галина Алексеевна

Образование человека определено в качестве одного из элементов социально-экономических отношений, отражающих взаимодействие различных социальных групп и общностей для достижения целей и задач социализации и профессиональной подготовки. Как особым образом организованная деятельность, опирающаяся на систему социальных институтов (учреждений), функции которых регламентированы определенными правовыми и этическими нормами, образование само является институтом, подсистемой институциональной среды. В соответствии с этим образование человека рассматривается в четырех аспектах: ценностном, системном, процессуальном и результативном.

Конкретизирована сущность региональной образовательной системы и выявлена специфика управлению ею в современных условиях, предполагающая учет институциональных особенностей системы, ее направленности на самоорганизацию и саморазвитие, определяемых административно-политическими, экономическими, социокультурными и организационно-педагогическими особенностями региона. Выявлена и обоснована основная функция региональной образовательной системы, заключающаяся в содействии в развитии социально значимых качеств человека с учетом образовательных запросов региона, его социально-экономических возможностей, культурно-исторических традиций, а также перспективных потребностей как самого человека, так и общества, и государства.

Обоснована возможность реализации указанной функции в режиме интегративно-целевого управления, выступающая в качестве действенного и эффективного механизма воздействия на управляемую систему для достижения требуемого уровня качества образования, основу которого составляет объединение и интеграция организационных, методических, научных, кадровых, управленческих и иных усилий и ресурсов.

Предложенная концепция интегративно-целевого управления качеством образования в региональной образовательной системе включает методологическую основу; понятийно-категориальный аппарат, представленный основными и вспомогательными понятиями; внешнюю и внутренние закономерности и соответствующие им принципы; предметно-смысловое наполнение, образованное логико-содержательной моделью управления качеством образования.

Подтверждением выше сказанного является экспериментально апробированная логико-содержательная модель интегративно-целевого управления качеством образования. Особенностями построенной модели являются: 1) осуществление процесса в рамках функционирования и развития (обозначенные принципы создают устойчивость взаимосвязей всех компонентов при изменяющихся внешней среде и внутренних потребностях); 2) уровневость; 3) прогностичность; 4) этапность.

Реализацию логико-содержательной модели обеспечивает «технология интегративно-целевого управления качеством образования», характеризующаяся следующими признаками:

постановкой целей для каждого субъекта образовательного процесса;

оказанием управленческого воздействия на повышение качества образования посредством внедрения инновационных технологий в образовательные процессы учебных заведений;

оценкой эффективности образовательного процесса по критериям: удовлетворенность непосредственного заказчика; степень достижения целей обучения; степень изменения поведения субъектов образовательного процесса в нужном направлении; оценка эффективности (соответствие полученных выгод от обучения произведенным затратам);

осуществляется управленческий коучинг, имеющий коррекционную направленность.

Доказано, что успешность интегративно-целевого управления качеством образования обеспечивается комплексом педагогических условий:

– создание в регионе специализированного центра управления качеством образования, в котором оказывается педагогическое содействие социализации, развитию и образованию членов общества;

– построение процесса управления качеством образования на основе принципов TQM, органично сочетающихся со стратегическими целями развития региона;

– внедрение в процесс управления инновационных методов, обеспечивающих непрерывные количественные и качественные изменения характеристик качества образования.

Достоверность результатов проверки основных положений концепции интегративно-целевого управления качеством образования обеспечивается применением системного (как основного), функционального и прогностического (как вспомогательных) уровней диагностики.

Обобщая изложенное в диссертации, можно утверждать, что поставленная цель достигнута, все задачи решены. Теоретико-методологические и эмпирические материалы подтверждают выдвинутую нами гипотезу, разработанная концепция интегративно-целевого управления качеством образования содержит научную новизну, теоретическую и практическую значимость.

Использование полученных в исследовании результатов позволит в дальнейшем: 1) разработать теоретические и методологические основы создания отечественных стандартов качества образования новых поколений; 2) адаптировать технологию интегративно-целевого управления к управлению государственными и муниципальными учебными заведениями, на основе которого создать стандарты профессиональной деятельности.

Основные положения и выводы отражены в следующих публикациях автора:

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых

научных журналах и изданиях (согласно перечню ВАК РФ)

1. Шапоренкова, Г.А. Управление качеством учебно-воспитательного процесса [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Воспитание школьников, 2008. – №1.

2. Шапоренкова, Г.А. Эффективность региональных и муниципальных систем образования в условиях их инновационного развития [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Профессиональное образование. Столица, 2009. – №3.

3. Шапоренкова, Г.А. Тенденции совершенствования региональной системы управления качеством образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – С. 214–229.

4. Шапоренкова, Г.А. Модели управления образовательными системами в контексте современных требований к качеству образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №2. – С. 249–257.

5. Шапоренкова, Г.А. Инновационные преобразования в региональных и муниципальных системах образования [Текст ] / Г.А. Шапоренкова // Профессиональное образование. – 2009. – № 8.

6. Шапоренкова, Г.А. Концепция проектирования многоуровневой интеграционно-целевой системы управления качеством образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Высшее образование сегодня. – 2010. – №1.

7. Шапоренкова, Г.А. Концептуальные основы и направления совершенствования региональной интеграционно-целевой системы управления качеством образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – №12.

Монографии

8. Шапоренкова, Г.А. Обеспечение качества образовательной деятельности в системе повышения квалификации работников образования [Текст] / В.И. Воротилов, В.А. Исаев, Г.А. Шапоренкова. – СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 2006. – 104 с.

9. Шапоренкова, Г.А. Системный подход к обучению специалистов органов управления образованием в рамках повышения квалификации [Текст] / Г.А. Шапоренкова. – СПб.: Изд-во «Миралл», 2006. – 80 с.

10. Шапоренкова, Г.А. Концептуальные основы и направления совершенствования региональной системы менеджмента образования. [Текст] / Г.А. Шапроренкова. – Салехард: ИПКРО, 2007. – 48 с.

11. Шапоренкова, Г.А. Теоретико-методологический и практико-ориенти-рованный анализ проблем управления качеством в сфере образования. [Текст] / Г.А.Шапоренкова // Салехард : ИПКРО , 2007. – 108 с.

12. Шапоренкова, Г.А. Технология пректирования региональной системы менеджмента качества образования.[Текст] / Г.А.Шапоренкова. – Салехард: изд-во ИПКРО, 2008. – 107 с.

13. Шапоренкова, Г.А. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения [Текст] / В.П. Панасюк, Г.А. Шапоренкова, Г.В. Головичер. – СПб.: изд-во ЯНОИПКРО, 2007. – 181 с.

Научные статьи, методические рекомендации, учебные пособия

14. Шапоренкова, Г.А. Аналитическая деятельность органов управления образованием в современных условиях [Текст] / Г.А. Шапоренкова, Р.М. Баскаев. – Салехард: изд-во ЯНОИПКРО, 2005. – 37 с.

15. Шапоренкова, Г.А. Повышать качество гуманитарного образования [Текст] / Г.А.Шапоренкова // Сборник статей. – М.: ИОО МО РФ, 2003.

16. Шапоренкова, Г.А. Культурологические аспекты качества дополнительного педагогического образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Научный вестник. – Салехард, 2003. – № 5. – С. 3–8.

17. Шапоренкова, Г.А. Квалитативная подготовка руководителей образовательных учреждений как условие внедрения системных методов управления качеством образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова, В.И. Воротилов // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: ЛОИРО, 2004. – С. 20–25.

18. Шапоренкова, Г.А. Квалитативная подготовка руководящих кадров сферы образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова, В.И. Воротилов // Вестник ЛОИРО. – СПб.: ЛОИРО, 2004. – С. 30–33.


загрузка...