ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ (12.04.2010)

Автор: Шапоренкова Галина Алексеевна

Опираясь на данные специальных наук о человеке, философия дает им определенное толкование. При этом, естественно, она руководствуется собственным видением проблемы человека, ставя и осмысливая фундаментальные вопросы человеческого бытия; раскрывая предельные вопросы основания человеческого познания и деятельности вообще, она исследует сущность и назначение человека, его бытие в природе, обществе и культуре.

В работе показано, что философия дает общее представление о человеке. Педагогика же пользуется синтезом знаний о человеке. Для нее важным является проецирование, перенос наиболее общих представлений о человеке на ее предмет – образование человека. С этих позиций образование человека рассматривается как социальное явление. Именно образование призвано приобщать людей к достижениям человеческой цивилизации и направлять их на приумножение соответствующих достижений. Совершенно очевидно, что в процессе этого происходит развитие человека, а отсюда правомерен вывод о том, что развитию человека способствует образование, т.е. образование «причастно» к развитию человека.

В диссертации доказывается положении о том, что развитие человека в образовании происходит в соответствии с объективными законами. При этом на развитие человека в образовании оказывают влияние различные факторы. Ряд из них связано с намеренным влиянием со стороны субъектов образования. Другие определяются специфическими особенностями самого человека. Однако надо принимать во внимание тот факт, что субъекты образования не развивают те или иные качества человека, а целенаправленно влияют на их развитие. Определяя возможности человеческого развития, образование становится главной воспроизводственной функцией социальной структуры общества, играет значительную роль в создании условий для самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей человека, входит в состав основных приоритетов общества и государства. Отсюда делается принципиальный вывод о том, что образование человека является объектом целенаправленного влияния: управление интеграцией различного рода факторов и условий обеспечивает развитие человека в нужных направлениях, в том числе и достижение требуемого уровня качества образования.

В соответствии с этим особое внимание в диссертации было уделено анализу основных тенденций развития образования, обусловленных изменениями структуры российского общества в последние десятилетия. К числу таких тенденций были отнесены:

изменение вектора политики в области образования, которое проявляется через направляющую и регулирующую деятельность государства;

интеграция в отечественном образовании европейских тенденций с самобытностью российской культуры, обусловленная участием России в Болонском процессе;

расширение спектра источников финансирования образования, отражающее легализацию неформальных норм в виде развития платного образования, спонсорства и т.п.;

регионализация образования, создающая возможности для включения внутренних потенциалов саморазвития регионов в процесс модернизации образовательных системы на основе институционального разнообразия;

преобразование деятельности образовательных учреждений и организаций, в частности диверсификация образовательных программ, развитие платных образовательных услуг, формирование органов самоуправления, реструктуризация сети образовательных учреждений и систем управления;

рост общественных и индивидуальных затрат на образование, ориентация человека на непрерывное образование, овладение информационными технологиями, создание условий для проявления индивидуальных способностей личности.

С учетом этих позиций образование в диссертационной работе определено в качестве одного из элементов социально-экономических отношений, отражающих взаимодействие различных социальных групп и общностей для достижения целей и задач социализации и профессиональной подготовки. Как особым образом организованная деятельность, опирающаяся на систему социальных институтов (учреждений), функции которых регламентированы определенными правовыми и этическими нормами, образование само является институтом, подсистемой институциональной среды. В соответствии с этим образование человека предлагается в диссертации рассматривать в четырех аспектах: ценностном, системном, процессуальном и результативном.

Представление об образовании как ценности проявляется в ценностных установках человека, стремлении обладать им для освоения других, более значимых для него ценностей. Нами учитывался тот факт, что среди населения преобладает отношение к образованию как к инструментальной ценности, общественно значимому способу достижения важных социальных и индивидуальных целей. Обладая знаниями, полной и актуальной информацией, лучшей ориентацией в делах, имеющих существенное значение для всей социальной группы, выделяет одного человека из числа других людей. Это позволяет оказывать влияние на окружающих, обладать определенными преимуществами или властью и, как следствие, проводить эффективную деятельность.

Образование как система определено в Законе Российской Федерации «Об образовании». В его действующей редакции система образования рассматривается как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; юридических лиц, общественных и государственно-общест-венных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. Образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Образование как система характеризуется преемственностью уровней и имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для каждой из своих подсистем.

Образование как процесс рассматривается в контексте физического и духовного формирования личности, ориентированного на исторически обусловленные и зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Образование как процесс отражает единство обучения, воспитания и развития человека. Причем обучение определяется как целенаправленный процесс передачи обучающемуся социального опыта предыдущих поколений и организации освоения этого опыта, а также готовности его применять в различных ситуациях (В. А. Сластенин). Воспитание трактуется как целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев). Развитие означает поступательно-прогрессивные количественные и качественные, психосоматические и духовные изменения в человеке, совершающиеся в результате естественного обмена веществ, а также его включенности в различные виды жизнедеятельности (С. Л. Рубинштейн).

Наконец, образование как результат отражает индивидуальные образовательные достижения обучающихся и воспитанников. Образование как результат отражается в конкретной модели выпускника дошкольного, школьного, профессионального и послевузовского образования и проявляется в осваиваемых выпускником способах деятельности. Иными словами, образование как результат определяет образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой и зафиксирован в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты определяют требования к качеству человека, который завершает определенный этап образования, к его знаниям, умениям и способностям. Очевидно, что содержание образовательного стандарта обусловливается представлениями о потенциально достижимом социокультурном опыте, проявляющемся в идеальной форме.

В связи с тем, что ведущая идея, касающаяся обеспечения эффективности развития человека на основе управления интеграцией образовательного пространства, реализуется на региональном уровне, то специальное внимание в главе уделяется осмыслению специфики региональной образовательной системы. При этом базовым понятием стало «единое образовательное пространство». В диссертации устанавливается, что единое образовательное пространство определяется общностью принципов государственной образовательной политики, согласованностью государственных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования. В соответствии с действующим законодательством в структуре единого образовательного пространства выделяются четыре уровня управления образованием: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения.

В контексте регионализации образования, как одного из приоритетных направлений государственной политики, регион рассматривается в исследовании в качестве основного элемента развития российской системы образования. Регион анализируется в административно-политическом, экономическом, социокультурном и организационно-педагогическом планах. Так, в административно-политическом плане регион представляет собой территорию субъекта Российской Федерации, концентрирующую в себе основные рычаги планирования, управления, распределения ресурсов и контроля за их использованием. В экономическом плане регион образует целостную экономическую структуру, в которой осуществляются задачи соответствия образования народно-хозяйст-венным потребностям, региональному рынку труда. В социокультурном плане регион рассматривается сквозь призму решения задачи учета в образовании местных культурно-исторических традиций и особенностей, специфики общественных образовательных запросов, связи образования с другими сферами общественной жизни. В организационно-педагогической плане регион изучается как целостный образовательный комплекс, который мобилизует, интегрирует в себе весь образовательный потенциал региона, его финансово-экономические, материально-технические, кадровые, научно-технические и прочие составляющие.

В результате нами была конкретизирована сущность региональной образовательной системы и выявлена специфика управлению ею в современных условиях, предполагающая учет институциональных особенностей системы, ее направленности на самоорганизацию и саморазвитие, определяемых административно-политическими, экономическими, социокультурными и организационно-педагогическими особенностями региона. Указанное обстоятельство позволило определить региональную образовательную систему как особую управляемую и саморазвивающуюся систему, которая имеет сложную структуру и большое разнообразие ее элементов и связей, в том числе и с внеобразовательными структурами; вполне определенные тенденции развития, обусловленные семантическим полем региональности и призванные обеспечивать опережающую социально-преобразующую роль региона; социальные эффекты в построении регионального сообщества.

Изложенные подходы позволили определить в качестве основной функции региональной образовательной системы функцию содействия развитию социально значимых качеств человека с учетом образовательных запросов региона, его социально-экономических возможностей, культурно-исторических традиций, а также перспективных потребностей как самого человека, так и общества, и государства.

Далее в диссертации обосновывается вывод о том, что указанная основная функция региональной образовательной системы может быть реализована в режиме интегративно-целевого управления качеством образования. Интегративно-целевое управление как методология задает общую ориентацию в практической управленческой деятельности по обеспечению качества образования в региональной образовательной системе. Интегративно-целевое управление выступает в качестве действенного и эффективного механизма воздействия на управляемую систему для достижения требуемого уровня качества образования, основу которого составляет объединение и интеграция организационных, методических, научных, кадровых, управленческих и иных усилий и ресурсов. Интегративно-целевое управление – это системное, интегрированное воздействие, признаками которого является объединение организационного, функционального и параметрического оснований на образовательную систему с целью достижения наибольшего соответствия параметров ее функционирования установленным и предполагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

Методологической основой интегративно-целевого управления качеством образования в регионе является совокупность системного, синергетического, культурологического, ситуационного и информационного подходов, реализация которых обеспечивает устойчивые взаимосвязи внутренней и внешней среды региональной образовательной системы и позволяет осуществлять интеграцию различного рода факторов и условий, способствующих развитию человека в нужных направлениях, в том числе и достижению требуемого уровня качества образования.

Системный подход к управлению качеством образованием предполагает его модельно-структурное представление, отражающее внутренние взаимосвязи функциональных характеристик и компонентов и их связи с внешней средой. С позиций данного подхода управление системой образования предполагает: организацию управленческой деятельности с опорой на знания различных наук; обеспечение согласованности двух взаимосвязанных процессов – функционирования и развития; установление взаимосвязи целей управления и направления их реализации, действий всех субъектов управления; многообразие и преемственность целей, а также способов их достижения; учет влияния внешних и внутренних факторов, влияющих на повышение качества образования в региональной образовательной системе.

Синергетический подход актуализирует механизмы самосохранения, самоорганизации и саморазвития структур, имеющих место в открытых системах. Данный подход создает необходимую методологическую базу для исследования процессов прогнозирования, разработки и реализации стратегически важных для обеспечения качества образования ориентиров. В соответствии с синергетическим подходом управление качеством образования в региональной образовательной системе требует учета сложившихся в ней традиций, определяющих ее относительно устойчивое состояние, возможных колебаний, нелинейности в развитии и неравновесности ее компонентов. В реализации синергетического подхода важна роль внешних управляющих воздействий в виде разработки, обоснования и принятия надежных, испытанных временем прогнозируемых, диагностичных и технологичных направлений развития образовательных систем, выраженных в виде стратегий и концепций.

Культурологический подход обусловливает целостность региональной образовательной системы, условием эффективности которой выступает постоянная опора на культурно-образовательно-воспитательные традиции региона, этнопедагогику с ориентацией на перспективы развития образования.

Ситуационный подход указывает на необходимость применения теории и практики управления качеством образованием в зависимости от обстоятельств, конкретных ситуаций, складывающихся в региональной образовательной системе, и оказывающих воздействие на ее функционирование в определенный период времени. Он позволяет осуществлять прогнозирование вероятных последствий воздействия различных факторов и своевременно принимать обоснованные и адекватные требованиям ситуации решения. Наибольшее влияние идеи этого подхода оказывают на методы построения организационных структур управления качеством образованием в региональной образовательной системе.

Информационный подход к управлению предполагает совокупность взаимодействующих информационных потоков, среди которых выделяются: исходная информация (необходима для выработки и принятия управленческих решений); решения или управленческие команды (предопределяют организацию управляющих и управляемых систем); регулирующая информация (представлена различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т.д.); оперативная информация (поступает в процессе функционирования региональной образовательной системы и характеризует ее состояние); внешняя информация (поступает от других систем, коммуникационно связанных с данной системой); контрольно-учетная информация (характеризует ход и результаты работы системы).

Нами доказано, что интегративно-целевое управление оптимальным вариантом управления качеством образования в региональной образовательной системе, поскольку позволяет выстраивать перспективы развития единого регионального образовательного пространства на основе постановки целей, реализации технологических схем их достижения, а также интеграции усилий различных субъектов управления и ресурсов для обеспечения заданного уровня качества образования.

Таким образом, в первой главе нами был обоснован потенциал региональной образовательной системы в эффективном развитии человека, совершенствовании его сущностных характеристик. На основе учета специфики региональной образовательной системы раскрыта идея интегративно-целевого управления качеством образования.

Во второй главе «Теоретические основы интегративно-целевого управления качеством образования» представлено ядро педагогической концепции интегративно-целевого управления качеством в региональной образовательной системе: понятийно-категориальный аппарат, закономерности и принципы исследуемого процесса.

При формировании понятийно-категориального аппарата концепции мы исходили из стремления, во-первых, отграничить круг основных понятий рассматриваемой проблемы и, во-вторых, подчеркнуть специфику построения концепции и ее ключевых положений. Кроме того, выделяемые понятия позволяют определить особенности и взаимосвязи элементов концепции.

Специальное внимание в этой главе было уделено рассмотрению понятия «управление», которое анализировалось в философском, социальном и психологическом аспектах.

Философское представление об управлении складывается в диссертации на основе анализа положений философских школ, оказавших определяющее влияние на становление и развитие теории управления. Школа прагматизма стала основой научной теории деятельности, обеспечила предпосылки для разработки аксиологического подхода и принципов прагматизма в управлении (У. Джеймс, Дж. Дьюи, Ч. Пирс и др.). Представители школы логического бихевиоризма создали основу теории преемственности и выдвинули принцип «управление по целям». Теоретические разработки данной школы стали методологической основой «школы человеческих отношений» в теории и практике управления (Б. Скиннер, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.). Школа философской антропологии, дав основания для развития антропологического, личностно ориентированного и культурологического подходов, оказала существенное влияние на появление «школы новых человеческих отношений» в теории управления (А. Гелен, М. Шелер и др.). Направление антропологического вероятностного детерминизма оказало влияние на создание теории «устойчивых систем» и появление принципа устойчивого развития. Кроме того, эта научная школа дала методологическую основу внедрения количественных методов в теории и практику управления (Р. Тома и др.).

В результате анализа философских представлений об управлении был сделан вывод о том, что управление как процесс отражает изменение объекта или явления, осуществляемое в контексте сложившейся ситуации и кооперации различных сообществ для устойчивого развития социально-экономических систем; управление как деятельность представляет собой совокупность целенаправленных функциональных воздействий на людей с учетом их индивидуальных особенностей.

В социальном аспекте управление рассматривается с позиции взаимодействия менеджера и окружающей среды (В. Г. Афанасьев, В. П. Кенецкая, В. Г. Подмарков, В. Н. Шепель и др.). Показано, что управление направлено на воспроизводство определенных свойств и способностей человека, а также характеризуется намеренным и целенаправленным осуществлением усилий людей.

В проведенном исследовании человек рассматривается как субъект собственной деятельности и как субъект взаимодействия с другими людьми. Было установлено, что в этом процессе особую роль играют социокультурные, национальные и профессиональные особенности. Социокультурные особенности находят отражение в уровне образования, технических и технологических достижениях производства, а также требованиях общества к профессиональному уровню специалистов. Национальные особенности находят отражение в традициях, правилах и нормах взаимодействия между людьми, в ценностных отношениях и психологических качествах человека. Профессиональные особенности выражены в знаниях, умениях, навыках, личностных и деловых качествах, необходимых для выполнения соответствующих обязанностей.

В диссертации делается вывод о том, что в социальном аспекте управление как процесс предполагает проявление человека как субъекта своей деятельности и взаимодействия с другими людьми, что отражается на его эмоциональной, интеллектуальной, духовной и физической ценности. Управление как деятельность охарактеризовано намеренными и целенаправленными усилиями людей, сориентированными на воспроизводство определенных свойств и способностей человека, с помощью которых он может пользоваться накопленным социальным опытом.

?????????

?????????¬

Sической психологии, связывавшей рост сознательности и самопознания человека с этическими нормами (К. Юнг и др.); неофрейдизма, доказывавшего, что каждый человек талантлив и стремится к самореализации (К. Хорни и др.); гуманистической психологии, определяющей «самоактуализацию» как единственного мотива человеческой жизни и обосновывающей принцип субъектности в качестве основного принципа управления людьми (К. Гольдштейн и др.). Кроме того, мы основывались на положениях культурно-исторической и поведенческой школ. Культурно-историческая школа устанавливала, что уникальные качества человека обусловлены влиянием социума (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.). Поведенческая школа доказывала существование разных стилей управления и обосновывала зависимости изменения в ценностных ориентациях «ведомых» от содержания решаемых задач и ситуаций, а также специфики предъявляемых к руководителю требований от ценностных ориентаций членов группы, что собственно и обусловило появление в теории управления принципа взаимодействия (А. А. Бодалев, Е. М. Крутов, Т. Н. Малькова, А. Л. Свенцицкий, Р. Х. Шакуров, Н. М. Шевченко и др.).

В диссертации подчеркивается, что психологический аспект также позволяет рассматривать управление как процесс и как деятельность. Управление как процесс представляет собой управленческие воздействия, направленные на создание благоприятных социально-психологических отношений в соответствующей группе; управление как деятельность характеризуется взаимодействием управляющей и управляемой сторон, которое нацелено на реализацию профессионального и личностного потенциала человека на основе развития его общих и специальных способностей.


загрузка...