Сетевая концепция управления межфирменными отношениями на промышленных рынках (12.04.2010)

Автор: Попова Юлия Федоровна

(процент)

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

14 13 28 19 26 Отсутствие доверительных отношений 10 20 24 27 21

10 10 40 18 22 Жесткость требований

и условий контрактов партнеров 7 18 31 23 21

22 16 30 16 16 Отсутствие технологической возможности

???????????A

?????(???????A

???????????A

???????????A

???????????AL??

????AL??

???????????A

требности 16 16 34 18 16

18 17 23 19 23 Отсутствие заинтересованности реагировать

на ваши потребности 23 15 31 18 13

12 11 25 12 36 Нечеткость и необязательность в отношениях 15 14 22 14 35

12 15 33 21 19 Недостаточная оперативность в реагировании

на ваши потребности по техническим причинам 20 12 35 24 9

11 18 34 25 12 Недостаточная оперативность в реагировании

на ваши потребности по организационным

причинам 20 20 30 20 10

12 12 22 22 32 Нежелание разделять риски по сделкам 13 10 26 22 29

30 18 24 14 14 Отсутствие механизмов

разрешения конфликтов 26 18 30 12 14

Таблица 5

Формы организации управления компаниями

(по 5-балльной шкале: 1 — совершенно не соответствует; 5 — полностью соответствует)

Утверждения 1 2 3 4 5

Интуиция и рыночный опыт на нашем предприятии более важны, чем формальные рыночные исследования и отчеты 8 9 34 30 19

При возникновении рыночных возможностей мы немедленно на них реагируем, не прибегая к детальному анализу 8 11 34 29 18

Мы используем формальный маркетинговый анализ в основном для того, чтобы подтвердить наши собственные идеи 13 9 37 28 13

Хорошие отношения с покупателями более важны для нашего предприятия, чем разработка формальной рыночной стратегии и маркетинговых планов 3 6 23 28 40

На нестабильном рынке более важно реагировать на рыночные сигналы, чем планировать свою рыночную деятельность 3 13 24 33 27

Нестабильность ситуации на рынке делает невозможным планирование 16 9 26 20 29

Очевидно, что в современных условиях создание сетей так же необходимо, как и активное реагирование на рыночные возможности. Стратегическое планирование отступило на второй план, поскольку менеджеры (особенно в сфере малого и среднего бизнеса) считают, что в нынешней нестабильной ситуации планировать что-либо очень сложно. Вместе с тем результаты опроса показывают, что ситуация не является однозначной. Менеджеры используют в управлении предприятиями формализованные методы исследования и планирования, но в контексте образования и развития межфирменных отношений и активного реагирования на рыночные возможности. Несмотря на снижение уровня предпринимательского риска, результаты, полученные на втором этапе опроса, аналогичны данным первого этапа. Их также подтверждают выводы других авторов (Гурков, 2009).

Второе эмпирическое исследование, проведенное в рамках диссертации в два этапа ? в 2004 г. и в 2007 г., было посвящено анализу практики управления межфирменными отношениями в цепочке создания ценности в трех основных отраслях пищевой промышленности: молочной, мясной и хлебобулочной. Данное исследование стало первым в России отраслевым исследованием, методологической основой которого являлся сетевой подход. Поставщики и покупатели (клиенты), которых в традиционном маркетинге относят к элементам внешней среды, рассматривались нами в качестве участников парных взаимодействий в триаде «поставщик — производитель — покупатель», формируемой и поддерживаемых промышленными компаниями в процессе рыночного взаимодействия. Концептуальная модель изучения цепочки создания ценности в отраслях пищевой промышленности, а также отдельные результаты проведенного исследования представлены на рис. 3.

В процессе анализа оценивалась клиентоориентированность участников взаимоотношений, были выявлены факторы, способствующие долгосрочному сотрудничеству в сети, изучалась интеграционная стратегия развития компаний, масштабы взаимопроникновения собственности. По результатам анализа распределения власти и процессов доминирования в цепочке создания ценности была раскрыта роль установления контроля над отдельными участниками сети в повышении конкурентоспособности компаний.

Исследование показало, что на современном этапе развития российского рынка продуктов питания в условиях практически исчерпывающего ассортимента и сложности снижения цен без ущерба для качества продукции предприятиям необходимо искать новые способы создания и поддержания долгосрочных конкурентных преимуществ. «Зрелые рынки», к которым относится рынок продуктов питания, имеют ряд особенностей, определяющих снижение эффективности использования инструментов классического трансакционного маркетинга.


загрузка...