Сетевая концепция управления межфирменными отношениями на промышленных рынках (12.04.2010)

Автор: Попова Юлия Федоровна

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии методологии управления межфирменными сетями, разработке концепции и алгоритмизации процесса стратегического управления взаимоотношениями, построении системы показателей анализа сетевого контекста, разработке методологии оценки эффективности управления межфирменными отношениями и функционирования сетевой среды взаимодействия.

Практическая значимость полученных в исследовании результатов состоит в возможности их применения российскими компаниями для повышения эффективности управления межфирменными отношениями и роста коллективной конкурентоспособности сетевых партнеров. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебных курсов по «Маркетингу», «Промышленному маркетингу» и «Стратегическому маркетингу».

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения диссертации опубликованы автором лично и в соавторстве в российских и международных изданиях в период 1994–2010 гг. Результаты исследования автора были апробированы в рамках международных научных проектов INTAS: «Governance Structure in Russian Business» (1997–2000 гг.) и «Food Processing and Distribution in Russia in a Value Chain Perspective» (2001–2005 гг.). В 2005–2006 гг. автор принимала участие в реализации исследовательского проекта «Конкурентоспособность российских предприятий и государственная экономическая политика», который финансировался Московским общественным научным фондом (МОНФ) за счет средств, предоставленных Агентством США по международному развитию (USAID) в рамках поддержки независимых аналитических центров в РФ.

В процессе работы в научных программах INTAS и МОНФ под руководством автора была разработана методология и впервые проведены всероссийские исследования, позволившие изучить межфирменные отношения в цепочке создания ценности на промышленных рынках России в контексте сетевого подхода.

Основные теоретические и практические результаты диссертационной работы на протяжении последних лет представлялись автором на более чем 30 международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях: в ГУ ВШЭ (Москва, ноябрь 2009 г., апрель и ноябрь 2008 г.), СПбУЭФ (Санкт-Петербург, сентябрь 2009 г.), Казанском государственном финансово-экономическом институте (Казань, май 2009 г.), Санкт-Петербургском государственном университете (Санкт-Петербург, апрель 2008 г., октябрь 2007 г.), Мордовском государственном университете (Саранск, ноябрь 2008 г.), Южно-Уральском государственном университете (Челябинск, март 2007 г.), Ольборгском университете в Дании (Ольборг, 1996–2004 гг.), Московском государственном университете сервиса (Москва, март 2003 г.), Вятском государственном университете (Киров, февраль 2003 г.), университете г. Умиё в Швеции (март 2001 г.), Копенгагенской школе бизнеса (Хиллерод, август 2000 г.; Копенгаген, январь 1997 г.), Сыктывкарском государственном университете (1994–2009 гг.), на международных конференциях, организованных «International Society for Marketing and Development» (Гана, январь 2000 г.; Мангалия (Румыния), июль 1997 г.), научных семинарах по проектам INTAS и МОНФ в ИМЭМО РАН (Москва, 1998–2006 гг.) и др.

Использованные в диссертационной работе методы исследования сетевых взаимоотношений на промышленных рынках были апробированы в ряде российских компаний: ОАО «Комитекс», ОАО «Комитекс ЛИН», ООО «Матреко-Коми», ОАО «Монди СЛПК», ОАО «Пригородный», ЗАО «Ассорти» и др.

Теоретические и практические результаты диссертационного исследования используются автором в процессе преподавания учебных курсов на экономическом факультете и факультете управления Сыктывкарского госуниверситета (программы подготовки специалистов, магистров и профессиональной переподготовки): «Основы маркетинга», «Маркетинг», «Управление маркетингом» и «Теория и методология современного маркетинга».

По теме диссертационного исследования опубликовано 64 работы, в том числе 11 монографий и учебных пособий, 45 научных препринтов и докладов, а также статьи в научных журналах и сборниках, из них 8 — в ведущих журналах списка ВАК, 14 — в зарубежных изданиях. Объем опубликованных материалов, принадлежащих лично автору, составляет 110 п.л.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

I. Монографии и учебные пособия

Попова Ю.Ф. Межфирменные сети на промышленных рынках России: теория и практика управления: Монография. — СПб.: Наука, 2008. — 22,1 п.л.

Попова Ю.Ф. Стратегический и операционный маркетинг: Учебное пособие. — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2008. — 13 п.л.

Попова Ю.Ф. Эффективная стратегия маркетинга: Сборник учебных кейсов. — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2008. — 4 п.л.

Попова Ю.Ф. Практика современного маркетинга: Сборник учебных кейсов / Под ред. Ю.Ф. Поповой. — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2009. — 7,5 п.л. (авт. 5,9 п.л.).

Попова Ю.Ф. Современный маркетинг: Учебное пособие. 2-е изд., переработ. и доп. —Сыктывкар: Изд-во СГУ, 2005. — 19,5 п.л.

Попова Ю.Ф. Роль маркетинга в современном управлении / Под ред. Ю.Ф. Поповой. — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2004. — 5,8 п.л. (авт. 1 п.л.).

Попова Ю.Ф. Управление маркетингом: Учебное пособие. —Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2004. —11.6 п.л.

Попова Ю.Ф. Маркетинг. Учебное пособие (опубликовано по рекомендации УМО по образованию в области экономики и экономической теории на базе Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова к изданию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению экономика и экономическим специальностям). — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2003. — 4,7 п.л.

Попова Ю.Ф. Бизнес в Республике Коми. / Под ред. В.И. Ильина, Ю.Ф. Поповой,О.Ю. Соренсена. — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 1998. — 11 п.л. (авт. 1,5 п. л.).

Попова Ю.Ф., Соренсен О.Ю. Сетевой подход в анализе переходной экономики России / Ю.Ф. Попова: Монография. — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1997. — 5,8 п.л. (авт. 2,9 п.л.).

Попова Ю.Ф. Маркетинг: Учебное пособие. — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1996. — 8 п.л.

II. Статьи в ведущих научных рецензируемых журналах списка ВАК

Попова Ю.Ф. Формы межфирменных сетей на промышленных рынках России // Проблемы современной экономики. — 2009. — №2 (30). — 0,6 п.л.

Попова Ю.Ф. История возникновения и развития сетевых отношений в России // Экономические науки. — 2008. — № 10 (47). — 0,73 п.л.

Попова Ю.Ф. Роль международных сетей в интернационализации российской экономики // Проблемы современной экономики. — 2008. — №4 (28). — 0,55 п.л.

Попова Ю.Ф. Интеграционные процессы в агропромышленном комплексе // Российское предпринимательство. — 2008. № 11 (1). — 0,3 п.л.

Попова Ю.Ф. Гарант устойчивости — межфирменные сети. Сетевые формы организации бизнеса на промышленных рынках // Российское предпринимательство. — 2008. — № 10 (1). — 0,3 п.л.

Попова Ю.Ф. Вместе — тесно, а врозь скучно. Роль территориальных сетей в повышении конкурентоспособности российской экономики // Креативная экономика. — 2008. — № 12. — 0,33 п.л.

Попова Ю.Ф. Российский спрут. Развитие сетевых форм межфирменной кооперации в российской экономике // Креативная экономика. — 2008. — № 9. — 0,4 п.л.

Попова Ю.Ф. Желанные узы. Предпринимательские сети в современной российской экономике // Креативная экономика. — 2008. — №8. — 0,4 п.л.

III. Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов

Попова Ю.Ф. Практика управления межфирменными отношениями в цепочке создания ценности // Модернизация экономики и глобализация: Доклады IX Международной научной конференции / Под ред. Е.Г. Ясина. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. — 0,7 п.л.

Попова Ю.Ф. Сетевой подход в маркетинге // Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегия. Эффективность / Под ред. Г.Л. Багиева, Х. Мефферт. — СП.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 1,5 п.л.

Попова Ю.Ф. Модели принятия управленческих решений в современном маркетинге // Материалы международной научной конференции «Маркетинг взаимодействия в инновационной экономике»: В 2 ч. Ч. 1, 28–30 сентября 2009 г. / Под. ред. И.А. Максимцева. — СПб.: Изд-во СПбГЭФ, 2009. — 0,8 п.л.

Попова Ю.Ф. Современная практика управления межфирменными взаимоотношениями на промышленных рынках России // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Маркетинговые стратегии российских компаний: поиск путей повышения эффективности». СПб.: Изд-во ВШМ С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. — 1,1 п.л.

Попова Ю.Ф. Оценка справедливости межфирменных отношений в розничной торговле // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Маркетинг и общество»./ Под ред. Ш.М. Валитова — Казань: Казанский государственный финансово-экономический институт, 2009. — 0,2 п.л.

Попова Ю.Ф. Маркетинговая стратегия предприятия в контексте сетевого подхода» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Маркетинг: современные реалии и вызовы времени», 20–21 ноября 2008 / Под ред. Н.П. Макаркина. — Саранск: изд-во Мордовского ун-та, 2008. — 0,43 п.л.

Попова Ю.Ф. Управление межфирменными отношениями в цепи поставок: по материалам отраслевого анализа // Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения: Доклады участников Международной научно-практической конференции «Новые направления развития маркетинга: взаимодействия и партнерские отношения». — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 0,62 п. л.


загрузка...