Своеобразие драматургического мышления Гоголя: проблемы научной рецепции последней комедии классика («Игроки») (12.04.2010)

Автор: Падерина Екатерина Геннадьевна

Падерина Е.Г. Пиковая дама и Аделаида Ивановна (Пушкинский мотив в “Игроках” Гоголя) / Е.Г.Падерина // Актуальные проблемы изучения творчества А.С. Пушкина. – Новосибирск, 2000. – С. 110-136. – (1 п.л.); ISBN 5-7692-0374-9

Падерина Е.Г. О жанровой специфике пьесы Н.В.Гоголя “Игроки” / Е.Г.Падерина // Лесной вестник. Спец. выпуск гум. ф-та МГУЛ. – М., 2002. – № 3 (23). – С. 134–143. – (0, 75 п.л.)

Падерина Е.Г. Мотив книги и чтения в творческом сознании Н.В.Гоголя / Е.Г.Падерина // Театр. 2002. – № 4. – С. 17-21. – (0, 7 п.л.); ISBN

Падерина Е.Г. «Странная вещь»: Некоторые домыслы об отношениях Гоголя и Пушкина / Е.Г.Падерина // Пушкин в XXI веке: Вопросы поэтики, онтологии, историзма. Сб. ст. к 80-летию проф. Ю.Н.Чумакова. – Новосибирск, 2003. – С. 155-171. – (1, 3 п.л.); ISBN 5-94356-138-2

Падерина Е.Г. Рим как роман (по письмам Гоголя второй половины 30-х — начала 40-х гг.) / Е.Г.Падерина // Гоголь как явление мировой литературы. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – С. 216-230. – (1 п.л.); ISBN 5-9208-0179-4

Падерина Е.Г. «Игроки» и «Ревизор» / Е.Г.Падерина // Третьи гоголевские чтения: Гоголь и театр. – М., 2004. – С. 118-132. – (0,8 п.л.); ISBN 5-98227-030-X

Падерина Е.Г. Ритмическая организация «Игроков» Гоголя / Е.Г.Падерина // Сибирский филологический журнал. – 2004. – № 3-4. – Науч. изд. – Новосибирск: НГУ, 2004. – (0,9 п.л.); ISSN 1813-7083

Падерина Е.Г. О жанровой специфике пьесы Гоголя «Игроки» / Е.Г.Падерина // Новые гоголеведческие студии. – Вып. 2(13). – Симферополь-Киев, 2005. – С. 130-143. – (0,75 п.л.); ISBN 966-572-554-8

Падерина Е.Г. Пушкинский мотив в заграничных письмах Гоголя 1836-1842 годов / Е.Г.Падерина // Четвертые гоголевские чтения: Гоголь и Пушкин. – М., 2005. – (0,7 п.л.); ISBN 5-98227-099-7

Падерина Е.Г. Еще о гоголевских именах у Достоевского / Е.Г.Падерина // Поэтика русской литературы: Сб. ст. в честь 75-летия проф. Ю.В.Манна. – М.: РГГУ, 2006. – С. 252-272. – (1 п.л.); ISBN 5-7281-0798-2

Падерина Е.Г. Истоки и структура мотива дело=карты в «Игроках» Гоголя / Е.Г.Падерина // Гоголевский сборник. – Вып. 2(4). – СПб.; Саратов, 2006. – С. 123-140. – (1,2 п.л.); ISBN 5-8428-0511-6

Падерина Е.Г. О мотиве дела в первом томе «Мертвых душ» / Е.Г.Падерина // Текст и интерпретация. – Новосибирск, 2006. – С. 67-84. – (1,6 п.л.); ISBN 5-85921-628-9 (978-5-85921-628-4)

Падерина Е.Г. Об одном псевдоарготизме у Гоголя / Е.Г.Падерина // Язык классической литературы: Сб. науч. ст. – М., 2007. – С. 68-81. – (0, 8 а.л.); ISBN 978-5-7396-0125-8

Падерина Е.Г. Пределы барочности художественного целого в «Игроках» Гоголя / Е.Г.Падерина // Н.В.Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепции). – Томск, 2007. – Вып. 1. – С. 72–85. – (0, 7); ISBN 978-5-7511-1789-1

Падерина Е.Г. Гоголевский карточный сюжет и традиции народного театра / Е.Г.Падерина // Гоголь и народная культура: Седьмые гоголевские чтения. – М., 2008. С. (0, 9 п.л.); ISBN 978-5-88711-309-8

Падерина Е.Г. Поэтический эпиграф «из Пушкина» и историческое время в «Игроках» Гоголя / Е.Г.Падерина // Текст — Комментарий — Интерпретация. Межвуз. сб. науч. тр. – Новосибирск, 2008. – С. 84-101. – (1, 8 п.л.); ISBN 978-5-85921-690-1

Падерина Е.Г. Старое и новое в непревзойденной гоголевской развязке «Игроков» (Гоголь и Лесаж) / Е.Г.Падерина // Вопросы литературы. – 2008. – № 2. – Март-апрель. – С. 40-67. – (1, 7 п.л.); ISSN 0042-8795. «Вопросы литературы», 2006, № 2, 1-384

Падерина Е.Г. О скрытой форме, драматургической функции и значении в сюжете «Игроков» Гоголя двух мотивов-реминисценций («Гамлет» Шекспира и «Комидия притчи о блудном сыне» С. Полоцкого) / Е.Г.Падерина // Сибирский филологический журнал. – Новосибирск: НГУ, 2008. – № 3. – С. 36–45. – (0, 9 п.л.); ISSN 1813-7083

Падерина Е.Г. К вопросу о карточной теме, карточной игре и шулерстве у Гоголя («Мертвые души» и «Игроки») / Е.Г.Падерина // Н.В.Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепции). – Вып. 2. – Томск, 2008. – С. 135-159. – (1, 5 п.л.); ISBN 978-5-7511-1887-7

Падерина Е.Г. Миражная интрига и одноактная форма гоголевской комедии «Игроки» / Е.Г.Падерина // Литературоведческий журнал. [ИНИОН. Секц. яз. и лит.] – 2009. – № 24. – С. 43-65. – (1, 3 п.л.)

Падерина Е.Г. Нужно ли разгадывать загадки гоголевских автографов? (Полная черновая рукопись «Женитьбы») / Е.Г.Падерина // Н.В.Гоголь: Материалы и исследования. – Вып. 2. – М., 2009. – С. 11-132. – (1, 4 п.л.); ISBN 978-5-9208-0328-3

Падерина Е.Г. К вопросу о карточной теме, карточной игре и шулерстве у Гоголя («Мертвые души» и «Игроки») / Е.Г.Падерина // Русская литература. – 2009. – № 1. – С. 75-96. – (1, 5 п.л.); ISSN 0131-6095

Падерина Е.Г. О банальном и оригинальном в «Игроках» Гоголя / Е.Г.Падерина // Вопросы театра. – 2009. – № 4. – С. 252-264. – (1 п.л.); ISSN 0507-3952

Падерина Е.Г. Теснота речевого ряда в «Игроках» / Е.Г.Падерина // Сибирский филологический журнал. – Новосибирск: НГУ, 2009. – № 2. – С. 5-11. – (1 п.л.); ISSN 1813-7083

Падерина Е.Г. О драматургической функции несостоявшейся игры в карты в «Игроках» Гоголя / Е.Г.Падерина // Поэтика русской литературы: Сб. статей [К 80-летию проф. Ю.В. Манна]. – М.: РГГУ, 2009. – С. 371-382. – (0, 7 п.л.); ISBN 978-5-7281-1098-9

Падерина Е.Г. О месте «Игроков» в творческой эволюции Гоголя / Е.Г.Падерина // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 11. – С. 161-165. – (0, 4 п.л.); ISSN 1815-9044

Падерина Е.Г. О пушкинских и гоголевских литературных источниках «Двух гусар» Л.Н.Толстого / Е.Г.Падерина // Толстой и о Толстом. – Вып. 4. Материалы к комментариям. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – С. 135–158. – (1, 5 п.л.)

Лотман Ю.М. О «реализме» Гоголя // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. II. Новая серия. Тарту, 1996. С. 11–35.

См.: Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сб. трудов. М., 1988; Страницы художественной жизни 1920-х годов: Вып. 1. СПб., 2007.

См. соответствующие статьи в изд.: Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987.

Хализев В.Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 6–27.

См., напр.: Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия. [ИНИОН РАН] М., 2004; Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. [гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко]. М., 2008.

Зарубежные теоретические разработки, кроме того, в большинстве не могут по определению оказать полноценную помощь в современном исследовании русской художественной драматургии, по праву относимой к искусству словесности, а не сценарному мастерству. Так, в словаре театральных понятий Патриса Пави, составленном в начале 1980-х в качестве свода достигнутых на тот момент теоретических представлений, даже в функциональном различении фабулы и интриги не обнаруживается ясность (см.: Пави П. Словарь театра. Пер. с фр. под ред. К.Разлогова. М., 1991; см. также изд. М., 2000), а специфика драматургического диалога, слова, мотива не отражена в принципе.

Ср., напр.: Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. 2-е изд. М., 2002. С. 336, 337 и др.; Карасев Л.В. Вещество литературы. М., 2001. С. 63–64.

Пониманию того, что форма передачи речи драматических персонажей у Грибоедова и Пушкина играет существенную художественную роль, сопутствует распространенная иллюзия, что слово персонажа комедии Гоголя или А.Островского удачно выхвачено из «прозы жизни» или блистательно ее стилизует и только. Исключения принадлежат мысли и перу наиболее авторитетных ученых.

Тамарченко Н.Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике ХХ века // Теория литературы. Т. III. Роды и жанры. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 90–92.

Там же. С. 91.

В подходе к гоголевским комедиям, в частности, лингвисты всегда подчеркивают повышенную семантическую нагрузку каждого слова, реплики, диалога, но в исследовательских выводах это смысловое приращение оказывается только миметической функцией, особым речевым и бытовым правдоподобием (см., напр.: Борисова М.Б. Семантика слова в драматургическом диалоге Гоголя и Фонвизина // Вопросы стилистики. Саратов. 1972. Вып. 5; Винокур Т.Г. Информационно-эстетическая нагрузка речи действующих лиц в комедиях Н.В.Гоголя // Язык Н.В.Гоголя / Под ред. А.Н.Кожина. М., 1991).

На котором настаивал Бахтин (Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1996. С. 35).

Указания отдельных ученых на драматические прецеденты без любовной интриги (С. Дурылин — назвал пушкинских «Скупого рыцаря» и «Моцарта и Сальери», а Н.Степанов — «Ябеду» В.Капниста) не разрушили стереотипа.


загрузка...