Развитие знаниевой традиции в содержании современного отечественного школьного образования (12.04.2010)

Автор: Крылова Ольга Николаевна

Объектом исследования является содержание отечественного школьного образования конца XX - начала XXI века, предметом исследования – знаниевая традиция в современном содержании отечественного школьного образования.

Цель исследования состоит в выявлении сущностных характеристик развития знаниевой традиции и их проявлений в современном содержании отечественного школьного образования.

В основе исследования лежат следующие гипотетические положения.

Знаниевая традиция в содержании школьного образования отражает его основные системные изменения, обусловленные современной ситуацией развития образования и может быть представлена как совокупность различных видов знаний: информационных, процедурных, оценочных и рефлексивных, которые реализуются в предметном, межпредметном и надпредметном контекстах, ориентированная на развитие основных компетенций учащихся.

Развитие знаниевой традиции проявляется в изменениях, происходящих на всех уровнях содержания отечественного школьного образования и смысловых изменениях в понимании основных принципов построения содержания школьного образования и практики его реализации.

Основным условием продуктивной реализации изменений современного содержания школьного образования на основе знаниевой традиции является развитие дидактической компетентности учителя - его способности применять в процессе обучения различные виды знаний, технологию работы с учебным содержанием, проектировать учебные материалы, конструировать учебные тексты и эффективно использовать систему методического сопровождения деятельности учащихся.

Проблема исследования, его цель, объект и предмет, а также сформулированная гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

осуществить теоретический анализ имеющихся подходов к исследованию содержания школьного образования;

уточнить современное понимание содержания школьного образования в постиндустриальном обществе;

определить понятие «знаниевая традиция»;

обосновать методологический подход к исследованию, его логику построения;

выявить сущностные характеристики развития знаниевой традиции и ихпроявления на уровне концепций, учебных предметов, учебников и учебных материалов;

уточнить содержательное наполнение ведущих принципов конструирования содержания школьного отечественного образования;

теоретически обосновать особенности подготовки учителя к обновлению содержания школьного образования в современных условиях;

определить программы, педагогические технологии и инновационные средства методического сопровождения учителя, ориентированные на внедрение обновляемого содержания образования в современную практику школы.

Методологическую основу исследования составляет системный подход. Он позволяет рассматривать содержание школьного образования на разных уровнях (концепций, учебного предмета, учебников, учебных материалов) и устанавливать целостность или фрагментарность изменений содержания образования на основе развития знаниевой традиции. Системный подход используется в исследовании во взаимосвязи с социкультурным подходом. Социокультурный подход дает возможность рассматривать изменения содержания школьного образования в зависимости от социокультурных факторов посредством культуроцентристской исследовательской программы.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

теоретические (анализ философской, педагогической, методической, психологической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных документов, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ);

обсервационные методы (анализ учебников, учебных и программных материалов);

констатирующие (изучение и обобщение отечественного опыта реализации содержания образования);

прогностические методы (моделирование учебного процесса в вариативных педагогических контекстах);

экспериментальные (наблюдение за процессом профессиональной деятельности педагогов, различные виды опросов и анкет, диагностические методы, включая обобщение экспертных характеристик);

праксиметрические методы (анализ ответов обучающихся, смоделированных учебных ситуаций, контрольных работ учащихся и студентов).

Теоретическая основа исследования:

идеи, раскрывающие особенности информационного общества (Р.Ф. Абдеев, М.С. Каган, И.Пригожин, И. Стангерс, В.А. Ядов, D. Bell, P.F.Drucker, A.Toffler);

результаты исследований социокультурной обусловленности образования (А.Г. Асмолов, А.П. Булкин, Н.Д. Кондратьев, Е.В. Пискунова, П.Н. Сорокин);

труды отечественных ученых, раскрывающие сущностные черты понятия «традиции» (С.А. Арутюнов, С.К. Бондырева, М.Н. Денисюк, В.М. Каиров, Г.Б. Корнетов, Э. С. Маркарян, Д.В. Колесов, М.В. Савин, И.Ф. Сюбарева и др.),

подходы к структурированию содержания образования (Б.Блум, Дж. Брунер, Б.С. Вульфсон, М.Н. Данилов, А.Н. Джуринский, М.В. Кларин, В.В. Краевский, Ч. Куписевич, Л. Клинберг, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, М.Н. Скаткин, В. Оконь, Л.М. Перминова, А.В. Хуторской),

работы, содержащие концептуальные идеи проектирования ФГОС общего образования (Э.Д.Днепров, В.С.Леднев, А.А.Кузнецов, А.М.Кондаков, А.Г. Асмолов и др.);

подходы к конструированию дидактической модели: учебного предмета (И.К. Журавлев, Л.Я.Зорина), учебников (В.П. Беспалько, В.Г. Бейлингстон, Г.Г. Гранник, Д.Д. Зуев, Я.А. Микк, В.С.Шубинский и др.), учебных материалов (Ю. К. Бабанский, Л.Б.Ительсон, А.М.Сохор, Н.Н.Сметанникова); частных предметных методик (С.В. Алексеев, М.П. Ваюшина, В.А. Извозчиков, А.В. Денисова, В.А. Оганесян, Н.С. Подходова, Н.Л. Стефанова, Е.П. Суворова, И.М. Титова и др.);

результаты исследований личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А. Ситаров, И.С. Якиманская и др.);

результаты исследований проблемы построения содержания в медиаобразовании и дистанционном образовании (А.А. Андреев, М.Ю. Бухаркина, И.Б. Готская, М.Б. Лебедева, А.В.Манцивода, М.И. Осин, Е.С. Полат, О.Н.Шилова и др.);

современные концепции школьного образования (И.Ю. Алексашина, Е.В. Бондаревская, Ю.И. Дик, А.В. Хуторской, А.П. Валицкая, Е.И. Казакова, А.Г. Каспаржак, Г.С. Ковалева, М.Н. Певзнер, Т.В. Светенко, В.В. Сериков и др.);

идеи, раскрывающие особенности реализации компетентностного подхода в содержании образования (Э.Ф.Зеер, И.А. Зимняя, О.Е.Лебедев, М.В.Рыжаков, А.В.Хуторской, С.Е.Шишов и др.);

материалы ЮНЕСКО и Совета Европы по проблемам образования.

Нормативная база исследования: Федеральные базовые учебные планы (1998г, 2004г), федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, учебники и учебные пособия для основной и старшей школы по естественнонаучным и гуманитарным предметам, выпущенные с 1998 по 2009 годы, ведущими издательствами РФ.

Экспериментальная база исследования:

образовательные системы Санкт-Петербурга, Якутии, Московской области, Кемеровской области, Самарской области, Краснодарского края, Челябинской области, Пскова и Псковской области;

образовательные учреждения - РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская Академия постдипломного образования, научно-методические центры Центрального, Адмиралтейского, Московского, Фрунзенского районов г. Санкт-Петербурга;

ФГУП «Издательство Просвещение» Санкт-Петербургский филиал.


загрузка...