Правообразование в России: понятийно-категориальный и структурно-функциональный состав (историко-теоретическое исследование) (12.04.2010)

Автор: Калинин Алексей Юрьевич

Во-вторых, даже если допустить кардинальное улучшение качества нормативного материала в технико-юридическом аспекте, столь же кардинального улучшения эффективности правового регулирования не произойдёт. Лимитирующей проблемой являются не столько технико-юридические аспекты, сколько переоценка возможностей современного российского общества со стороны законодателя (ошибка оценки возможностей общества). Если даже гипотетически допустить существование в современной России идеального права, лишенного пробелов, коллизий и иных технических дефектов, т.е. абсолютно правильно отражающего такие либеральные ценности как приоритет прав человека, свободу предпринимательской деятельности, парламентскую демократию и т.д., эффективность правого регулирования, безусловно, станет выше, но незначительно.

В третьем параграфе – «Практические возможности устранения дефектов правообразования» – говорится о реальных возможностях устранения дефектов правообразования в условиях современного российского общества. При этом автор приходит к выводу, что с учётом международного положения России, состояния экономики, особенностей массового правосознания и исторического прошлого Российского государства в настоящее время нет реальных возможностей преодоления таких дефектов правообразования, как ошибки содержания ценностей и ошибки оценки возможностей.

В истории народа возможны ошибки, которые фактически невозможно исправить впоследствии. В новейшей истории России этой ошибкой являлся полный слом советского государства и его институтов, во многом механическое установление других основ государственности и соответствующих им принципиально других правовых институтов. Обеспечить полную работоспособность этих новых институтов российское общество не в состоянии, но и неспособно отказаться от них.

Устранение таких дефектов правообразования как злоупотребление идеологической функцией права и лоббирование интересов политической и экономической элиты исключительно правовыми методами также не представляется возможным. Решение этих проблем лежит не столько в юридической, сколько в политической плоскости и предполагает наличие в стране реальной конкуренции в борьбе за государственную власть. Следует однако отметить, что причины отсутствия этой конкуренции видятся автору не столько в авторитаризме правящей политической элиты, сколько в исторически обусловленном державном типе массового политического сознания российского общества.

Возможности устранения (уменьшения) ошибок законодательной техники, напротив, являются вполне реальными с практической точки зрения. Решение этих проблем видится в проведении следующих мероприятий: установление приоритетов в планировании правотворческой деятельности; экспертиза нормативно-правовых актов; мониторинг нормативно правовых актов; согласование федерального и регионального правотворчества; научное проектирование законодательства на основе комплексных системных исследований; анализ системы законодательства и отдельных нормативно-правовых актов, с целью выявления факторов, способствующих развитию негативных социальных явлений; проведение правовых экспериментов по отработке концепции закона.

В заключении диссертации обобщены результаты исследования и сформулированы основные выводы и предложения по рассмотренной проблеме. В частности автор обращает внимание на то, что представленная концепция внутреннего источника права является одним из возможных вариантов теоретического моделирования процессов правообразования и, в этой связи, отнюдь не может претендовать на свою абсолютную универсальность. Природа праообразования, как и сущности права в целом, такова, что юридическая наука вряд ли когда-либо сможет построить здесь абсолютно адекватные теоретические модели. В то же время, представляется, что предложенная модель правообразования позволила объяснить ряд проблемных политико-правовых явлений в историческом прошлом и настоящем российского общества.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Монографии, учебники, учебные пособия

Калинин А.Ю. Правообразование в России (историко-теоретическое исследование): Монография. [Текст] //А.Ю.Калинин // Под ред. проф. С.А.Комарова. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2009. – 31,0 п.л.

Калинин А.Ю. Методологические основы изучения процессов формирования права в современной России: Монография. [Текст] //А.Ю.Калинин. – М.: ИГ Юрист, 2009. – 40,0 п.л.

Калинин А.Ю. Правотворческие стандарты и оптимизация правотворческой деятельности в современной России: Монография. [Текст] //А.Ю.Калинин. – М.: ИГ Юрист, 2010. – 18,2 п.л.

Калинин А.Ю. Источники права: Учебное пособие. [Текст] //А.Ю.Калинин. – Коломна: КГПИ, 2010. – 2,7 п.л.

Калинин А.Ю. Нормотворческая деятельность избирательных комиссий // Практика проведения демократических выборов в московской области: Учебное пособие [Текст] //А.Ю.Калинин, С.А.Комаров, В.И.Смирнова и др. / Под ред. В.И. Смирновой. – М.: Современные тетради, 1999. – 2,5 п.л.

Калинин А.Ю. Местное самоуправление в современной России: вопросы истории, теории, практики: Монография. [Текст] //А.Ю.Калинин, О.В.Соловьёва, С.П.Сорокин. – СПб.: Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 2005. – 1,8 п. л.

Калинин А.Ю. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах и реформа федеративных отношений: Монография. [Текст] //А.Ю.Калинин, А.С.Косопкин. – СПб.: Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 2007. – 1,7 п. л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых

научных журналах, указанных в перечне ВАК

Министерства образования и науки РФ

Калинин А.Ю. Архетип российского правосознания и его влияние на процессы правообразования // Право и государство: теория и практика. 2009. № 7. – 0,25 п. л.

Калинин А.Ю. Влияние исторических особенностей политического сознания российского общества на процессы правообразования // История государства и права. 2009. № 13. – 0,3 п. л.

Калинин А.Ю. Влияние исторического становления и развития принципа многопартийности на процессы правообразования в России // Представительная власть – ??I век: законодательство, комментарии, проблемы. 2009. № 5, 6. – 0,38 п. л.

Калинин А.Ю. Влияние особенностей исторического развития и реализации принципа разделения властей на процессы правообразования // Представительная власть – ??I век: законодательство, комментарии, проблемы . 2009. № 8. - 0,58 п. л.

Калинин А.Ю. Влияние правового сознания и правовой культуры на процессы правообразования // Российское правосудие. 2009. № 10. – 0,5 п. л.

Калинин А.Ю. Влияние экономических факторов социальной стратификации на процессы правообразования // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8. – 0,59 п. л.

Калинин А.Ю. Дефекты правообразования и соотношение внутреннего источника права с понятиями «правовое сознание» и «правовая культура» // Право и государство: теория и практика. 2009. № 6. – 0,58 п. л.

Калинин А.Ю. Злоупотребление идеологической функцией права и лоббирование интересов как дефекты правообразования // Право и государство: теория и практика. 2009. № 7. – 0,35 п. л.

Калинин А.Ю. Идеи народного представительства и особенности правообразования в России // Представительная власть ??I век. 2009. № 7. – 0,67 п. л.

Калинин А.Ю. Историческая эволюция представительной власти в России и особенности правообразования // История государства и права. 2009. № 16. – 0,3 п. л.

Калинин А.Ю. Категория «источник права» в дореволюционном и современном отечественном правопонимании // Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 4. – 0,5 п. л.

Калинин А.Ю. Концепция внутреннего источника права и дефекты правообразования // Право и государство: теория и практика. 2009. № 5. – 0,2 п. л.

Калинин А.Ю. Объект права и структура правоотношения // Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 5. – 0,47 п. л.

Калинин А.Ю. Обычай как источник публичного права в Российской Федерации // Человек: преступление, наказание. 2009. № 2. – 0,33 п. л.

Калинин А.Ю. Политической культура России и процессы правообразования // Представительная власть ??I век. 2009. № 4. – 0,63 п. л.

Калинин А.Ю. Правообразование и источник права // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3. – 0,33 п. л.

Калинин А.Ю. Правосознание и правовая культура как составная часть внутреннего источника права // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 2. – 0,4 п. л.

Калинин А.Ю. Признание прав человека и концепция конституционализма в контексте их исторического влияния на процессы правообразования // Представительная власть ??I век. 2009. № 2, 3. – 0,81 п. л.

Калинин А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России // Юридический мир. 2009. № 8. – 0,4 п. л.

Калинин А.Ю. Содержание понятия «источник права» как правовой категории // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. – 0,23 п. л.

Калинин А.Ю. Стратегия правотворческой политики современной России // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3. – 0,4 п. л.

Калинин А.Ю. Эффективность правового регулирования как оценочный фактор адекватности процессов правообразования // Право и государство: теория и практика. 2009. № 9. – 0,25 п. л.


загрузка...