Носир Бухори и развитие газели в ХIV веке (12.04.2010)

Автор: Исрофилов Шарифмурод Рахимович

выявление и установление экземпляров рукописи Носира, хранившихся в библиотеках различных стран, в том числе в библиотеках Таджикистана, Узбекистана, России и Азербайджана, оставшихся за пределами внимания учёных, а также доказательство их научной ценности;

сопоставление рукописей дивана Носира с существующими экземплярами в Иране и Турции, а также восстановление авторского экземпляра;

критическое изучение опубликованных диванов и избранных произведений, научного и критического текста его наследия;

анализ и исследование наследия Носира с точки зрения литературных жанров, а также их изобразительных и смысловых особенностей;

выяснение причин, по которым Носир обратился к хвалебным стихам, определение отличительных черт его хвалебных касыд от касыд других поэтов;

анализ мастерства поэта в каждом поэтическом жанре и определение тем и мотивов его поэтических сочинений;

исследование религиозно-вероисповедческих, философских (калямских), политических и социальных воззрений Носира;

анализ тематики газелей Носира и определение его мистичесиких взглядов;

уточнение духовного наставника (пири тарикат – духовного путеводителя), мазхаба и секты Носира;

исследование поэтики стихов поэта - размер, рифмы, рефрена, структуры и видов газелей, использования поэтических фигур, стиля выражения и т.д.;

рассмотрение влияния предшественников - таких, как Анвари, Захир, Саади, Хакани, Мавлави, Санаи, Низами - на Носира и его подражание произведениям поэтов-немистиков, таких как Фирдоуси, Адиб Сабир, Амир Муиззи и другие;

определение поэтического таланта Носира в ответных стихах, аргументация и иллюстрация его следования традициям и новаторства в них;

сопоставление стихов Носира с поэтическими сочинениями поэтов-его современников - Хафиза, Салмана, Камала; установление влияния его стихов на творчество других поэтов;

разрешение проблемы атрибуции стихов Носира и Хафиза, Носира и Салмана.

Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, а также общетеоретические работы классических и современных литературоведов. Для решения поставленных в работе проблем использовался метод историко-сравнительного анализа, также применялась нормативная поэтика, текстологические критерии и подходы.

Источниковая база исследования. Работа выполнена на основе привлечения широкого круга первоисточников и лирического наследия Носира Бухори, Хафиза Ширази, Хакима Санаи, Шайха Аттара, Джалалид-дина Руми, Ираки, Салмана Саваджи, Камала Худжанди, а также наследия поэтов, не владевших мистическими взглядами: Фирдоуси, Амир Муиззи, Адиб Сабир, Асджади, Анвари, Захир Фараби и мн. др.

Степень разработанности проблемы. Исследование жизни и творчества Носира Бухори в основном начинается со второй половины ХIХ в. на Западе с научных сообщений востоковедов-библиографов Х. Эте (9,674), Дж. Рия (20,598) и Е. Блошер (4,372).

На Востоке о Носире впервые упоминает Шибли Нуъмани в своём комментарии к эпохе Салмана Саваджи как об известном поэте-панегерике этого времени (28, 154), а позже - С. Айни с опорой на сведения «Тазкиратушшуаро» Давлатшаха Самарканди приводит краткую информацию о времени поэта и некоторые образцы его поэзии (2, 72).

Первое сравнительно серьёзное исследование о Носире принадлежит перу Парвиза Нотила Хонлари, установивший влияние стихов Носира на творчество Хафиза, и который рассказал о его жизни и литературных трудах, стиле выражения и поэтических особенностях (15,929). Махди Дурахшон на основе экземпляров диванов Носира, хранившихся в Иране, составил относительно полный диван поэта, написал подробное введение о биографии поэта, его родословной, месте проживания и путешествиях, количестве стихов, стиле выражения и других аспектах творений Носира (7). Вслед за изданием дивана (1353/1974) в Иране вплоть до настоящего времени опубликовано несколько статей, посвященные поэзии других поэтов эпохи Носира. Одна из них принадлежит перу Б. Хуррамшахи, исследовавшему влияние Носира на Хафиза (28, 73), а автором другой работы является С. Муджаррад, который вскрывает сотрудничество Носира Бухори с Салманом (18, 31).

В исследовательских работах по персидско-таджикской литературе, принадлежащих З.Сафо (21, 995), Яну Рипке (19, 472), И.С. Брагинскому и Х. Мирзозаде (14, 57), даны краткие сведения о биографии и литературном наследии Носира. Работа З.Сафо является более полной и серьезной научной работой.

И. Абдуллаев после обнаружения копии дивана Носира в Намангане (Узбекистан) написал несколько статей по ознакомлению с этим диваном, эпохой и произведениям Носира (1, 44). Позднее С. Курбанов на основе этого дивана написал кандидатскую диссертацию на тему «Лирическое наследие Насыра Бухари» (13). В 1990 г. А. Хабибов издал «Избранное» со стихами Носира (23).

В энциклопедических источниках, изданных в Таджикистане, Иране, Афганистане, Узбекистане на персидском, таджикском и узбекском языках, приводятся очень краткие сведения о Носире и его стихах.

Несмотря на вышесказанное, до сих пор не осуществлено ни одного глубокого монографического исследования о Носире и его поэзии. Большинство упомянутых работ содержат лишь общеознакомительные сведения, в которых Носир показывается как поэт второй или третьей величины.

Наиболее серьёзной работой является монография С. Курбанова «Лирическое наследие Насыра Бухари». Недостатком этой работы, однако, является то, что в ней не уделено внимания мистическим, богопознавательным, а также религиозно-вероисповедческим воззрениям Носира, составляющим наибольшую часть его поэзии. Кроме того, Курбанов, говоря о жизни и творчестве Носира, ограничился источниками, находящимися в его распоряжении.

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что жизнь и наследие поэта-мистика Носира Бухори до настоящего времени не изучено должным образом, не раскрыто его поэтическое мастерство и его мистический мир, не установлено также его место в персидко-таджикской литературе. Сведения о нём в научно-литературных источниках и существующих многочисленных копиях дивана поэта позволяют нам установить место Носира в мистицизме, говорить о его поэтическом мастерстве, а также определить его роль в развитии персидско-таджикской литературы, в особенности в написании газелей.

Научная новизна. Диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным творческой биографии Носира Бухори, культурной, литературной и общественно-политической обстановке, в которой он жил и творил, изучению тематики, стиля и поэтики, а также художественных особенностей наследия поэта. Впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка исследовать мистическую и философскую концепцию поэта-лирика Носира Бухори. В работе критически рассматриваются и обобщаются сведения из средневековых источников, сообщения составителей каталогов, мнения современных учёных по разным аспектам биографии и поэтического творчества поэта. Изучая степень разработанности темы, мы пришли к выводу, что в предыдущих научных работах литературоведов затронуты лишь отдельные аспекты изучаемой темы, к тому же они полны ошибок и недочётов и не охватывают всей проблемы.

Данная диссертация, кроме того, является первой попыткой в таджикском литературоведении рассмотреть индивидуальный поэтический стиль Носира Бухори в общем контексте поэтического искусства эпохи поэта, определить его место в поэтическом мире.

В работе впервые на основе сведений литературных и исторических источников всесторонне исследовано окружение поэта, восстановлена наиболее полная научная биография Носира, изучено его творческое наследие благодаря привлечению рукописных копий его стихов в фондах Ирана, Турции, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и России.

Впервые всё литературное наследие Носира целиком стало предметом научного исследования и определено идейное содержание этого наследия, его художественно-эстетическая ценность. Помимо этого, впервые газели поэта подверглись исследованию по тематике, идейному содержанию, метрике, рифме, рефрену и художественным средствам. Большое внимание уделено также художественным символам в наследии поэта. Изучение данной темы привело нас к выводу о том, что лирика Носира подготовила почву для создания индийского стиля, в результате чего определено истинное место Носира Бухори в персидско-таджикской литературе.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическая и практическая методика настоящего исследования может быть использована при рассмотрении художественной и мистической лирики других персоязычных поэтов, а также послужить отправной точкой при их сравнении. Полученные результаты позволяют расширить научные представления о месте Носира в истории литературы и могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории персидско-таджикской литературы.

Материал, содержащийся в диссертации, может быть использован в процессе изучения истории персидско-таджикской литературы и особенно этапов развития мистической литературы. Выводы и результаты предпринятого исследования обогатят персидско-таджикское литературоведение и способствуют решению многих теоретических проблем жанровых форм, особенно газели. Этим обусловливается практическая ценность исследования.

На основе материалов диссертации в языковых и востоковедческих вузах и на филологических факультетах университетов республики, в целях углублённого изучения истории развития мистической литературы, можно ввести спецкурсы и специальные семинары, посвящённые жизни и творчеству Носира Бухори, вопросам проникновения мистицизма в светскую литературу и т.д. Поскольку жизнь и творчество Носира исследуются на фоне широкого пространства культурного взаимодействия, то это открывает новые возможности для изучения вклада таджикского народа в сокровищницу мировой литературы.

Наконец, выводы и результаты исследования могут послужить важным источником для учёных, занимающихся изучением исторической и литературной жизни персоязычных народов других регионов.

Работа в целом представляется полезной литературоведам, историкам, специалистам по истории персидско-таджикской литературы, преподавателям высших и средних учебных заведений, где преподаётся персидско-таджикская литература.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (20-го октября 2009 г., протокол № 18).

Основное содержание диссертации отражено в одной монаграфии и четырех книгах, а также в более чем 25 научных статьях, опубликованных в Таджикистане, Казахстане и Иране на таджикском, персидском и русском языках, в комментариях к произведениям таких, поэтов-мистиков, как Низами Ганджави, Шайх Аттор, Джалаладдин Руми, Хафиз Ширази и, конечно, Носир Бухори.

Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на международных и региональных симпозиумах, научных конференциях и семинарах (Душанбе 1991, 1995, 2008 гг.; Тегеран 1997, 1999, 2008 гг.; Шираз 2000 г.; Мешхед 2008 г.; Алматы 2004, 2006 гг.; Медина 2006 г.), а также на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского национального университета и Таджикского государственного института языков (1995-2009 гг.).

Объём и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность проблемы, степень её изученности, определены цели и задачи работы, методологические основы диссертации, объект и источники исследования, аргументируются теоретическая и практическая значимость исследования, его новизна и обосновывается структура диссертации.


загрузка...