Экологическая политика Европейского Союза в контексте концепции устойчивого развития (12.04.2010)

Автор: Гусев Алексей Александрович

В первом параграфе «От концепции устойчивого развития Европейского сообщества к стратегии стабильного развития Европейского Союза» рассматриваются проблемы охраны окружающей среды Европейского Союза в контексте перехода от концепции устойчивого развития к стратегии стабильного развития. Европейскими странами и Европейским Союзом в качестве приоритетных стратегий экологической политики активно используются:

Стратегия государственного регулирования Диапазон функций национального регулирования процессом становления экологически сбалансированного хозяйствования входят следующие основные задачи:

разработка принципов финансирования природоохранных мероприятий;

развитие институциональной структуры целевого резервирования финансовых и кредитных ресурсов;

формирование рынка экологических услуг;

настройка рыночных механизмов экономическими инструментами регулирования экологическими эффектами хозяйствования;

совершенствование правовой базы с учетом специфики экономических и экологических целей;

закрепление системой программных и прогнозных документов стратегии действий долгосрочного характера, целевых и лимитирующих показателей экологически обоснованного устойчивого развития.

В широком смысле национальное регулирование представляет собой вмешательство государства в частную деятельность для защиты общественных интересов.

Стратегия дерегулирования. Проведение политики дерегулирования позволяет изменить средства и механизмы национального вмешательства, найти баланс между экологическим качеством и экономической конкуренции, что является в тоже время, следствием повышения ответственности государств-членов ЕС за охрану окружающей среды. Трудно определить взаимосвязь между либерализацией экономики, дерегулированием и защитой окружающей среды. Тем не менее действия в ряде секторов экономики, в которых использовались и используются методы дерегулирования, нанесли окружающей среде непоправимый ущерб, например, в результате увеличения транспортных потоков. В тоже время конкуренция дает положительные результаты для охраны окружающей среды. Именно в этом контексте политика дерегулирования позволила разрешить целый рад проблем, частности, в Нидерландах, стране, которая является лидером ЕС по сохранению окружающей среды, основное внимание было уделено деятельности инициативных групп для улучшения качества экологической ситуации. В результате проведения политики дерегулирования позволило изменить средства государственного вмешательства и найти баланс между экологическим качеством и экономической конкуренцией.

В рамках ЕС политика дерегулирования ведется на различных, но взаимосвязанных уровнях. Философия дерегулирования находилась также в центре внимания и в период завершения создания Единого европейского рынка.

Дискуссии о наднациональном вмешательстве при передаче части суверинитета органом ЕС также можно рассматривать в плане проведения политики дерегулирования. Одновременно на экологическую политику Евросоюза стала воздействовать концепция устойчивого развития, в результате чего был принят ряд коммунитарных директив ЕС. Однако в целом экологическая политика ЕС носила и носит характер в основном запретительных мер и контроля их исполнения.

Стратегия национального контроля. Согласно принципа субсидарности, каждое государство ЕС может выбирать те меры и способы контроля, которые помогут лучше выполнить функцию сохранения окружающей среды и экологической безопасности. Но в основном все страны использую командно-контрольные функции. Так, в Великобритании система действует, опираясь на уголовное и общее право, а главным контролирующим органом является Агентство по окружающей среде, которое работает с 1996 года. В его распоряжении находятся самые разнообразные средства воздействия на нарушителей правил и стандартов.

В других странах ЕС существует система штрафов, причем штрафы и налоги являются дополнением к законам о прямом национальном регулировании. Например, во Франции такие налоги существуют с 1968 года, а доходы используются на цели экологической политики. В ФРГ налоги вводит администрация земель, которая использует доходы на покрытие коммунальных затрат и улучшение качества окружающей среды: почвы, воды и атмосферного воздуха. Аналогичная ситуация наблюдается и в Нидерландах, Бельгии, Испании и Португалии.

Стратегия наднационального контроля. В 2008 году Европейская комиссия по охране окружающей среды предложила странам ЕС принять новую Директиву о контрольных функциях Европейского Союза по отношению к охране природных ресурсов и сохранению окружающей среды европейского континента, в которой в будущем будет делаться упор на контрольные наднациональные функции. Государства-члены ЕС в рамках стратегии наднационального контроля должны осуществлять мониторинг экологического качества природных сред и выработать программы улучшения состояния окружающей среды, при соблюдении принципа гласности и проведения всесторонних консультаций между странами. В целом Еврокомиссия выступает за менее «дирежистский подход» к решению стратегических задач контроля состояния окружающей среды Европы.

В основе стратегии наднационального контроля ЕС в настоящее время используются в основном рыночные механизмы экологических штрафов, в дополнение к количественному регулированию, например, выбросов, сбросов и концентраций загрязняющих веществ, а также путем введения общих стандартов качества природных сред.

Таким образом, стратегическим направлениями системы регулирования должны стать разработка и внедрение оптимальных эксплуатационных параметров и нормативных требований устойчивого развития. В качестве основных направлений экологической политики в настоящее время в Европейском Союзе получили распространение следующие шесть направлений:

оценка состояния окружающей среды;

контроль качества исследований в сфере биологического и ландшафтного разнообразия;

формирование европейской политики в области экологической безопасности;

совершенствование системы экологического образования;

реализация Декларации о сохранении флоры, фауны и среды их обитания;

решение проблем утилизации промышленных и бытовых отходов.

Во втором параграфе «Этапы формирования экологической политики ЕС» показано, что появление централизованной и структурированной экологической политики в Европе характерно для конца XX века, прежде всего, из-за использования индустриальной модели при потреблении ресурсов, что привело в последние несколько десятилетий к небывалой деградации природной среды во многих европейских странах. В тоже время необходимо заметить, что именно европейские страны одними из первых отметили, что благоприятное для человека состояние окружающей природной среды является одной из составляющих высокого качества жизни.

Масштабность экологических проблем вызвала соответствующую реакцию на различных уровнях европейского и мирового обществ. Появление «зеленых» партий, начавших свою деятельность с разовых акций протеста, а затем, превратившиеся в определенную политическую силу, а также их высокая активность стало ответом на возросший уровень движений гражданского общества. На уровне государственных и международных институтов произошло осознание необходимости проведения централизованной структурированной экологической политики, цель которой – снижение масштабов загрязнения природной среды в странах европейского континента через введение жестких стандартов на все виды выбросов и сбросов, а также стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий.

Европейское сообщество в последние 50 лет осуществляло собственную политику в области охраны окружающей среды. За этот период Сообществом, а позднее и Европейским Союзом были проведены значительные по масштабу природоохранные мероприятия, создана правовая база контроля, регулирования и координации экологической деятельности государств-членов ЕС, разработаны и внедрены новые подходы к защите и улучшению качества окружающей среды. Европейский Союз является одним из лидеров в природоохранном сотрудничестве, как на европейском континенте, так и в мире. При этом экологическая политика и деятельность Союза неразрывно связана с глобальными мероприятиями в сфере защиты окружающей среды, в том числе проводимыми под эгидой ООН.

Защита окружающей среды является одним из приоритетных направлений деятельности ЕС наряду с другими направлениями европейской интеграции. ЕС обладает широкой компетенцией в области охраны окружающей среды, в этой сфере издается значительное количество общеевропейских нормативных актов. Союз обладает полномочиями по международному сотрудничеству в экологической сфере и в области защиты окружающей среды.

Изначально учредительный договор не предоставлял Европейскому сообществу полномочий в области охраны окружающей среды. Сообщество лишь косвенно затрагивало природоохранную сферу, т.е. природоохранная деятельность осуществлялась Сообществом факультативно.

Однако к началу 1970-х годов, в связи с обострением экологического кризиса на европейском континенте, возникла необходимость осуществления собственных экологических мер на уровне Сообщества. В 1970-х годах на заседании глав государств Сообщества были приняты решения о развитии деятельности организации в сфере защиты окружающей среды. При этом положения учредительного договора не были пересмотрены, а компетенция структур Сообщества в области охраны окружающей среды, по-прежнему, отсутствовала. Деятельность Сообщества по охране окружающей среды стала осуществляться лишь путём реализации дополнительной компетенции, предоставленной статьями учредительного договора.

Следует выделить пять этапов формирования экологической политики ЕС:

Первый этап (1957–1971). Этот этап характерен отсутствием компетенции у стран Европейского Сообщества в сфере окружающей среды. На этом этапе проводились лишь единичные факультативные мероприятия в сфере охраны окружающей среды.

Второй этап (1972–1985). Для этого этапа характерно проведение начальных мероприятий по защите окружающей среды странами Европейского сообщества, появление первых программ действий в этой сфере, начальным развитием правого регулирования в области экологии. В 1972 году Совет глав правительств стран-членов ЕЭС принял решение о расширении компетенции Сообщества в новых областях, в том числе в области окружающей среды. Однако, в первичное право Сообщества изменения внесены не были. Все решения в новой сфере деятельности принимались через статьи Римского договора 1957 года, которые позволяли ЕЭС для достижения целей Сообщества предпринимать действия в сферах, не обозначенных в учредительном договоре.

Третий этап (1986–1991). Этот период можно охарактеризовать этапом закрепления компетенции в области охраны окружающей среды за институтами Европейского Сообщества. Единый Европейский Акт 1986 года внёс изменения в Договор об учреждении ЕЭС (1957). В нем впервые были определены цели и задачи, принципы и направления политики Сообщества в области охраны окружающей среды. В отношениях между Европейским сообществом и его государствами-членами был внедрён принцип «субсидиарности». Данный принцип означает, что Сообщество осуществляет свою деятельность в области экологии в той мере, в которой цели экологической политики могут быть реализованы на уровне Сообщества лучшим образом, чем отдельными государствами-членами.

Четвертый этап (1992 – 2002). Это этап совершенствования экологической политики Европейского Союза. В целом за это время были обозначены основные рамки текущей экологической политики, за счет институционального закрепления вопросов экологической политики и проблем окружающей среды в Договорах ЕС. Договор о Европейском Союзе 1992 года внёс коррективы в статьи. В дальнейших договорах размещение положений, касающихся окружающей среды, изменилось, но смысл остался тем же. Цели и задачи экологической политики ЕС на четвертом этапе ее формирования формулировались следующим образом:

сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды;

забота о защите здоровья людей;

достижение рационального использования природных ресурсов;

содействие на международном уровне мерам, направленным на решение региональных и глобальных проблем охраны окружающей среды.

Важно отметить, что экологическая политика ЕС в это время носит «сквозной» характер, что и было закреплено Маастрихтским договором (Декларацией № 20).

Пятый этап (2003 – по настоящее время). В настоящее время экологическая деятельность ЕС осуществляется на основе экологической компетенции, предоставленной статьями Договора о ЕС, а экологическая деятельность неразрывно связана с другими направлениями деятельности Европейского Союза.


загрузка...