Экологическая политика Европейского Союза в контексте концепции устойчивого развития (12.04.2010)

Автор: Гусев Алексей Александрович

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в целях обеспечения социально-экономического развития Европейского Союза, в качестве методической основы выбора приоритетных программ для решения задач устойчивого развития, а также в целях приращения политологических знаний и в практике преподавания политологии в высших учебных заведениях.

Разработанная и апробированная автором методология комплексной оценки состояния экологических проблем ЕС может содействовать выработке новых политических решений сохранения культурного и природного наследия в странах Европы и в Российской Федерации.

Разработанные автором методы анализа состояния окружающей природной среды Европы, структурно-функциональной и институциональной организации в экологической сфере Европейского Союза могут быть использованы федеральными и региональными органами Российской Федерации в практических целях.

Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертации были представлены автором в виде опубликованных научных работ общим объемом более 50 печатных листов, в том числе в монографиях «Современные аспекты политики Европейского Союза». // Институт сравнительной политологии РАН, М., 2006. -154 с. (10,0 п.л.), «Современная экологическая политика». // Институт мировой экономики и международных отношений РАН, М., 2006. – 205 с. (12,6 п.л.), «Политические проблемы социально-экономического развития регионов России». // Институт сравнительной политологии РАН, М. 2004. – 152 с. (10,0 п.л.).

Основные результаты исследования нашли отражение в докладах на 45 совещаниях и конференциях. Материалы диссертационной работы доложены автором на семинарах в Курском государственном техническом университете в 2001-2005 годах, на совещаниях и конференциях в ФГУП ВНИИ «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информации и управления Минатома РФ в 2003-2009 годах, в Институте сравнительной политологии РАН в 2003-2006 годах, а также представлены автором в лекциях на факультетах прикладной политологии, мировой экономики и мировой политики Государственного университета - Высшей школы экономики в 2003-2008 годах, в Московском государственном институте (университете) международных отношений МИД РФ в 2007-2009 годах и в Международной академии бизнеса и управления в 2008-20010 годах.

Диссертационная работа обсуждена в Институте социологии РАН.

Структура диссертационной работы состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Введение включает в себя обоснование актуальности темы диссертационной работы, определение цели, задач и методологии исследования, характеристику степени разработанности проблемы и основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Концепция устойчивого развития и приоритеты экологической политики в современной Европе» отмечается, что на протяжении многих лет состояние окружающей среды на планете не улучшается, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые развитыми странами и сообществами, например, Европейским Союзом.

В настоящий время Европейский регион включает в себя 53 страны с разнообразными политическими и социально–экономическими характеристиками. Несмотря на произошедшие в Европе в последние два десятилетия ряд конфликтов, можно отметить тенденцию на объединение вокруг Европейского Союза. Помимо 27 стран, уже пополнивших ряды членов ЕС, остальные страны заявляют о своем политическом намерении добиваться вступления в ЕС в течение последующих 5-10 лет, и, как минимум, согласовать свое законодательство с нормативными актами ЕС.

Ряд стран, не являющихся членами ЕС в Западной, Южной и Восточной Европе образовали с ЕС соответствующие ассоциации на индивидуальной, либо на группой основе. Большинство этих ассоциаций также достаточно эффективно сотрудничают между собой по вопросам окружающей среды, учитывая, что экологические проблемы являются трансграничными.

Стратегические приоритеты ЕС позволяют выделить следующие группы стран, с точки зрения интеграции в области охраны окружающей среды:

Европейский Союз в расширенном составе и ассоциированные страны-члены (Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Монако, Андорра, Сан-Марино и Исландия).

Турция.

Юго-восточные европейские страны (Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Сербия и Черногория).

Восточная Европа и Кавказ (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Армения, Азербайджан, Грузия).

В первом параграфе «Предпосылки создания Концепции устойчивого развития» рассматривается понятие «устойчивое развитие», которое впервые было сформулировано в 70-х годах ХХ века Джоном Хартвиком и основывалось на ограниченных запасах природных ресурсов. Правило Дж. Хартвика гласит «..устойчивое развитие можно обеспечить, инвестируя всю ренту за истощение природных ресурсов, определяемую как разность между рыночной ценой ресурса и предельными издержками его добычи, в воспроизводимы капитал…». В дальнейшем было показано, что правило Дж. Хартвика может быть расширено и сформулировано как требование сохранения совокупного капитала общества, который включает в себя наряду с воспроизводственным капиталом и человеческий капитал, а также и природный или ресурсный капитал: природные ресурсы и качество окружающей природной среды с учетом экономической оценки. В 1987 году в докладе Т. Брукланд это правило было трансформировано в Концепцию. В 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де Жанейро (Бразилия) она приобрела официальный мировой статус «Концепции устойчивого развития».

С политической точки зрения концепция устойчивого развития основывается на определении доходности, данном Дж. Хиксом. По его мнению, в практической жизни, определение уровня доходности преследует цель указать людям, сколько они могут потреблять, не делая при этом себя беднее. Таким образом, из определения данного Дж. Хиксом непосредственно вытекает ключевое для концепции устойчивого развития политическое значение экономически и социально оптимального использования природных ресурсов.

Следовательно, трудности совмещения экономического и социального подходов к проблеме устойчивого развития в принципе вполне преодолимы через политические механизмы и инструменты, а также международные экологические стандарты, которые составляют фундамент жизнеобеспечивающих циклов в системе «производство – потребление». Международные экологические стандарты должны представлять единый допустимый уровень загрязнения атмосферы и создание диверсифицированной шкалы с учетом экологических и политических особенностей стран. Например, Конвенция ООН по охране атмосферного воздуха могла бы быть разработана еще в 50-ые годы ХХ века, если бы странам-разработчикам удалось прийти к соглашению относительно единых стандартов и норм чистоты атмосферы.

Однако следует признать, что в настоящее время реализация Концепции устойчивого развития обернулась серьезными проблемами, связанными, во-первых, с ограниченностью природных ресурсов и, во-вторых, с нарушениями устойчивости природных экосистем. Ограниченность природных ресурсов и нарушения устойчивости природных систем давно уже осознаются, и учеными, и практиками, как фундаментальные экономические, социальные, политические, биологические и экологические факторы развития.

Во втором параграфе «Новые глобальные вызовы, международные и европейские проблемы в экологической сфере» показано, что несмотря на отдельные улучшения состояния окружающей среды в ряде развитых стран экологическая ситуация на планете в целом продолжает ухудшаться, поэтому в настоящее время экологические проблемы следует рассматривать с точки зрения проблем безопасности. Создавшееся положение в мире возникло под влиянием целого ряда факторов, среди которых важное место занимает разрушительный характер современной экономики, международных отношений и геополитики. Мощные геополитические процессы конца XX–начала ХХI века наложились на целый комплекс давно ждущих своего решения глобальных проблем человечества, которые можно подразделять на четыре основные группы:

Первая группа включает в основном проблемы преимущественно социально-политического характера: предотвращение ядерной  войны,   прекращение  гонки  вооружений,  разрешение  региональных, межгосударственных конфликтов, строительство ненасильственного мира на основе утверждения доверия между народами, упрочения системы всеобщей безопасности.

Вторая группа - проблемы преимущественно социально-экономического характера: преодоление нищеты и культурной отсталости, обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта, поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов, оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах; освоение в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана.

В третью группу входят социально-экологические проблемы, обусловленные дальнейшим ухудшением окружающей природной среды и снижением уровня экологической безопасности населения. С особой остротой встала необходимость проведения мероприятий по изменению климата, улучшению газовой оболочки атмосферы, по гармоничному развитию живой и неживой природы, по рациональному использованию естественного потенциала планеты и по предотвращению вредного воздействия на природу.

Четвертая группа включает в основном проблемы человека: соблюдение социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод, ликвидация голода, эпидемических заболеваний, невежества, духовное развитие личности, преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства и результатов собственной жизнедеятельности.

В третьем параграфе «Стратегические приоритеты Европейского Союза в области экологической политики, охраны окружающей среды и экологической безопасности» показано, что предметом пристального внимания Европейского Союза является международная политика Союза в области окружающей среды и экологической политики. ЕС не без оснований претендует на мировое лидерство в этой области, будучи единственным международным объединением, выступающим в таких соглашениях в качестве главного действующего лица. Европейский Союз фактически инициировал подписание Монреальского протокола о защите озонового слоя Земли и Киотский протокол. Более того, ЕС стал инициатором появления новых международных норм в области экологической политики и охраны окружающей среды. Например, Рамочная конвенция ООН об изменении климата появилась во многом благодаря активным усилиям Европейского Союза. Система принятия общих обязательств с последующим их перераспределением среди стран ЕС была использована в Киотском протоколе, согласно которому каждая страна - член ЕС обязалась снизить выбросы парниковых газов к 2010 году на 8%. Фактически страны ЕС договорились перераспределить обязательства в рамках названной общей для ЕС квоты.

Глобальный саммит ООН по устойчивому развитию и Комиссия ЕС приняли специальное коммюнике, в котором указывается, что задачи, поставленные на саммитах в Рио-де-Жанейро (1992), Йоханнесбурге (2002) и Копенгагене (2009), остаются пока не реализованными. В качестве стратегических целей в этой области предложены следующие:

достижение равенства и эффективного партнерства в глобальном масштабе для обеспечения устойчивого глобального развития;

интеграция приоритетов экологии и устойчивого развития на международном уровне;

постановка фиксированных количественных целей в области охраны окружающей среды и глобального развития;

повышение эффективности действий на уровне стран и усиление международного мониторинга.

На сессии Евросовета в Гетеборге (2001) была одобрена Стратегия ЕС в области устойчивого развития. Главный ее принцип - учет экологических факторов наравне с экономическими и социальными при разработке и принятии всех видов решений. По основным направлениям деятельности: изменение климата, транспорт, здравоохранение и использование природных ресурсов ЕС ведет активную внутреннюю и внешнюю политику. Так, в области изменения климата, усилия ЕС во многом определяют ход и результаты переговорного процесса в рамках Киотского протокола, особенно после выхода из него США в 2001 году. ЕС стремится превратить Киотский протокол в жесткий обязывающий инструмент с серьезными санкциями в отношении стран, не выполняющих взятые на себя обязательства.

Наряду с сотрудничеством в глобальных масштабах ЕС предпринимает немало усилий и на региональном уровне. Евросоюз участвует в Дунайской и Рейнской конвенциях, в Хельсинкской конвенции по защите Балтийского моря, в Европейской конвенции о сохранении дикой природы, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха, в Боннском соглашении по предотвращению загрязнения Северного моря. Вопросам окружающей среды отводится заметная роль в рамках средиземноморской политики Европейского Союза. После Барселонской конференции 1995 года, давшей старт «евро-средиземноморскому партнерству», началась реализация таких программ, как SMAR (Рамочная программа сотрудничества), MAP (специализированная экологическая программа), МЕТАР (Программа объединения крупных спонсоров для финансирования проектов технической помощи).

Важным направлением деятельности Евросоюза является предотвращение и ликвидация последствий экологических катастроф на европейском континенте. В частности, сильнейшее наводнение в Нидерландах, Германии, Польше и Чехии в 2006 году и особенно летом 2008 года, сильнейшие пожары, вызванные засухой в Греции, Португалии и Испании летом 2009 года, стало предметом специального Саммита глав европейских стран. На нем было решено создать специальный фонд по борьбе с экологическими катастрофами, размер которого на первоначальном этапе составил более 500 миллионов евро.

Вторая глава «Основные стратегии, направления и этапы формирования экологической политики Европейского Союза» посвящена основным направлениям, стратегиям и этапам формирования экологической политики ЕС. Важно подчеркнуть, что с середины 70-х годов ХХ века охрана окружающей среды стала одним из приоритетных направлений политики Европейского сообщества как на национальном и наднациональном, так и на коммунитарном уровнях. Однако на практике все ограничивалось командно-контрольными функциями и принятием небольшой части национальных законодательных актов, которые лишь с начала 90-х годов ХХ века стали использоваться, и в силу их ограниченности, подверглись резкой критике. Это произошло вследствие двух основных причин: во-первых, в силу полученных негативных результатов экономического регулирования и жесткой промышленной конкуренции, во-вторых, малоэффективности командно-контрольных механизмов на практике.

В 1995 году Европейское агентство по проблемам окружающей среды указало, что по своему характеру и масштабам национальные меры были недостаточны, чтобы улучшить экологическую ситуацию в Европе.

Идея межгосударственного сотрудничества на уровне Министров охраны окружающей среды вызревала на протяжении десятилетий и нашла свое внедрение в Программе «Окружающая среда для Европы». Началом этого процесса стала Первая общеевропейская конференция Министров охраны окружающей среды, которая состоялась в Добрише (Чешская Республика) в 1991 году. Так был начат процесс, целью которого является развитие институциональных и договорных механизмов защиты окружающей среды в Европе. Позднее конференции проводились регулярно: в 1993 году - в Люцерне (Швейцария), в 1998 году - в Софии (Болгария), в 1998 году - в Орхусе (Дания) и в 2003 году - в Киеве (Украина), в 20098 году - в Копенгагене (Дания). Наиболее существенными результатами работы этой комиссии на протяжении последних почти двадцати лет стала программа действий в сфере охраны окружающей среды в Центральной и Восточной Европе, которая представляет собой широкую стратегию совместных действий локальных, национальных и международных институтов.

В настоящее время вопросами охраны окружающей среды на уровне ЕС занимаются: Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский совет и Европейское агентство по окружающей среде (ЕАПОС), которое было организовано в 1990 году. Постановлением об учреждении ЕАПОС и Европейской сети экологической информации и наблюдений (ЕСЭИИН) предусматривалось, что данные организации будут функционировать в целях обеспечения ЕС и государств-участников, а также стран, не являющихся членами ЕС, получения объективной и достоверной информацией и для осуществления мер по защите окружающей среды, а также для надлежащего информирования общественности. В деятельности данных организаций активное участие принимают: Европейский инвестиционный банк, Комитет регионов и Экономический и Социальный комитеты.

Существует и специальный орган, занимающийся вопросами окружающей среды – Европейское агентство по окружающей среде (the European Environment Agency - the EEA) - учрежденный Регламентом 1210/90 ЕС, который одновременно является также и уставным документом учреждения. Агентство взяло на себя очень важную и уникальную в своем роде функцию - сбор и анализ данных о состоянии окружающей среды на континенте.


загрузка...