Политика государственной власти Российской империи в отношении православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.: сущность, принципы, эволюция (12.04.2010)

Автор: Гавриленков Алексей Федорович

Пятую группу источников образуют священные книги, тексты молитв вероисповеданий, действовавших на территории России и Смоленской губернии.

Шестая группа опубликованных источников – справочная литература, энциклопедические издания.

Что касается неопубликованных документов, то они представлены архивными документами и материалами. В научный оборот введено значительное количество архивных дел различных фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Государственного архива Смоленской области (ГАСО) и Вяземского филиала ГАСО (г. Вязьма).

Комплекс выявленных документов и материалов репрезентативен, он позволяет раскрыть различные стороны избранной проблемы и служит основой для объективного освещения темы диссертации.

Состояние научной разработанности проблемы. При подготовке диссертации автор опирался на многочисленные публикации отечественных и зарубежных историков. Проблемы сущности вероисповедной политики России в период империи, отношение к вероисповеданиям, действовавшим на территории российского государства, нашли широкое отражение в научной литературе. Все использованные научные исследования по теме исследования можно также представить в нескольких группах.

К первой группе относятся исследования, в которых изучалось отношение государственной власти к православной церкви, ее структуре, деятельности церкви по различным направлениям жизнедеятельности российского общества в период империи.

Во вторую группу входят исследования, в которых рассматривается отношение государственной власти к старообрядчеству и русскому сектантству.

К третьей группе относятся исследования, посвященные деятельности в Российской империи неправославных (христианских) вероисповеданий и отношению к ним со стороны российского государства.

Четвертую группу составляют работы, посвященные исследованию отношения государственной власти в период империи к авраамическим (нехристианским) вероисповеданиям.

Пятую группу формируют диссертационные исследования.

Отмечая громадный вклад отечественных и зарубежных специалистов в разработку заявленной темы исследования, все же приходиться констатировать, что в исторической литературе отсутствует системное описание сущности, принципов и эволюции вероисповедной политики государственной власти Российской империи и процессов взаимодействия государства и исповеданий на территории Смоленской губернии в 1721 – 1917 гг.

Научная новизна диссертационной работы определяется, прежде всего, тем, что это первое в российской исторической литературе обобщающее исследование сущности, принципов и эволюции вероисповедной политики Российской империи, и её преломления во взаимоотношениях государственной власти и Православной церкви, христианских конфессий и авраамическимх (нехристианским) религиозных объединений в Смоленской губернии - за все время существования империи (1721-1917 гг.)

Иными словами, научная новизна и значимость диссертации состоит в том, что предпринята попытка показать историю общероссийской вероисповедной политики и региональной вероисповедной политики светских властей Смоленской губернии в тесной и неразрывной взаимосвязи, и выделить эту политику в предмет для самостоятельного научного изучения.

Содержание самой диссертационной работы, выводы и обобщения, дают, на наш взгляд, основание о признании её темы в качестве новой самостоятельной научной проблемы.

Введение в научный оборот большого пласта архивных документов, ранее недоступных или малоизвестных исследователям, материалов мемуарного характера, эпистолярных источников, публицистики, российской прессы, делает данную диссертационную работу особенно научно-значимым исследованием.

Впервые в отечественной исторической литературе данное диссертационное исследование носит комплексный характер, в котором исторический аспект тесно сочетается с государствоведческими, юридическими, политологическими, экономическими, социологическими и психологическими аспектами проблемы.

Причём предлагаемое исследование полностью лишено прежних идеологических и политизированных подходов к изучению этой темы.

Научная новизна диссертации состоит в авторском определении ряда ключевых понятий исследования: «вероисповедная политика», «государственно-церковные отношения», «государственно-православно-церковные отношения», «государственно-конфессиональные отношения» и т.д., а также в авторском обосновании периодизации вероисповедной политики Российской империи, и выявлении принципов её проведения, в глубоком и критическом анализе этой политики.

Научная новизна присутствует при выявлении объективных и субъективных обстоятельств, влиявших на изменение характера взаимоотношений государства и различных конфессий на том или ином историческом этапе, при определении значимости российской вероисповедной политики в процессе интеграции различных народов, их религий, культур, традиций и обычаев, - в жизнь многонациональной Российской империи.

Диссертантом переосмыслены характеристики отдельных государственных деятелей и церковных иерархов России, так или иначе связанных с вероисповедной политикой Российской империи в рассматриваемые годы.

Новым является рассмотрение политики российской государственной власти по отношению к Православной церкви, христианским конфессиям и авраамическим вероисповеданиям в Смоленской губернии на протяжении длительного исторического периода. Это позволяет глубже изучить и понять общероссийскую государственную вероисповедную политику, делать общие выводы более аргументированными и убедительными.

Предложенные автором выводы и обобщения по рассматриваемой проблеме являются научным вкладом в данное направление отечественной исторической науки.

Практическая значимость диссертации. К научным областям конкретного применения результатов исследования автор относит, прежде всего, историю России. В то же время результаты исследования могут быть востребованы и такими отраслями научного знания, как: история государства и права России, политология, культурология, философия.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке индивидуальных и коллективных монографических трудов, найти применение в учебном процессе в высшей школе при чтении лекций, проведении практических занятий, при подготовке и написании дипломных, курсовых работ, учебников и учебных пособий, прежде всего, по курсу «История России». Большой фактологический материал диссертации, её выводы и обобщения могут также быть полезными при проведении занятий по таким учебным предметам, как: «Основы православной культуры», «Религиоведение», «История и теория религий».

Практическая значимость диссертации определяется также возможностью использования результатов проведенного анализа:

- при формировании основных направлений вероисповедной политики современным российским государством и его субъектами;

- в выборе методов, форм и направлений взаимодействия органов государственной власти и различных конфессий, действующих как на территории России в целом, так и на территории ее отдельных субъектов;

- при разработке нормативной базы, обеспечивающей правовое регулирование отношений различных конфессий, действующих в современной России.

Апробация работы. Результаты исследований, предпринятые во всех структурных частях диссертации, получили отражение в статьях, опубликованных в перечне периодических изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, в монографических работах.

Основные положения и выводы диссертации были изложены в ряде выступлений на международных и региональных научных конференциях и коллоквиумах в статьях и докладах, в периодических изданиях.

Материалы диссертации использовались в таких учебных курсах как «История религий» и «Религиоведение» (Смоленский государственный университет, Смоленский государственный институт искусств), «История и теория религий» (филиал Московского психолого-социального института в г. Рославле Смоленской области), «Основы православной культуры» (Смоленский филиал Российского университета кооперации).

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, примечаний, списка использованных литературы и источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы, выявлены предмет и объект диссертации, сформулированы цель и задачи работы, определены её хронологические рамки, методологическая основа, дается общая характеристика источников и литературы, показаны научная новизна проблемы, апробация результатов исследования и его практическая значимость.

Глава первая (вводная) «Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917гг.; сущность, принципы, эволюция» как самостоятельная научная проблема в исторической науке». Она начинается с утверждения о том, любая историческая проблема, претендующая на самостоятельную роль в исторической науке, должна иметь объект и предмет исследования, хронологические рамки, территориальные границы, понятийный аппарат и широкую историографическую и источниковую базу.

Об объекте и предмете исследования, хронологических рамках уже говорилось во введении диссертации. Что касается территориальных границ диссертационного научного исследования, то они определяются общероссийской территорией вообще, и территорией Смоленской губернии, в частности. Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что полное и всеобъемлющее представление о политике государственной власти Российской империи в отношении всех вероисповеданий в стране можно получить только, рассматривая её в преломлении на региональном уровне.

На протяжении ряда веков Смоленская губерния представляла собой уникальную территорию, на которой пересекались и взаимодействовали различные народы, их культуры и религии. На территории губернии проживали не только русские, но и белорусы, украинцы, немцы, евреи, латыши, литовцы, поляки, турки.

В Смоленской губернии в период Российской империи действовали все известные тогда исповедания – православие, старообрядчество, русское сектантство (духоборчество, молоканство, христововерие, скопчество), католицизм, лютеранство, англиканство, реформатство, баптизм и евангельское христианство, адвентизм, пятидесятничество, меннонитство, пашковщина, толстовство, штундизм, иудаизм, ислам, армянская апостольская церковь.

Ключевыми понятиями диссертационного исследования является такие понятия, как: «вероисповедная политика Российской империи», «государственная вероисповедная политика», «государственно-церковные отношения», «государственно-православно-церковные отношения», «государственно-конфессиональные отношения», «отношения государства и религиозных объединений», «конфессиональная политика государства», «религиозная политика» и т.п.; некоторым из них дается авторская формулировка. При этом диссертант подчеркивает, что использовать современное толкование упомянутых понятий для характеристики отношений государства и всех вероисповеданий в период Российской империи исторически не корректно.

В первой, вводной главе содержится историографический анализ проблемы государственно-церковных и государственно-конфессиональных отношений периода Российской империи. Автор диссертации предлагает проводить этот анализ по периодам.


загрузка...