Социальная справедливость в российском обществе: социально-философский анализ (12.04.2010)

Автор: Cажин Александр Викторович

Сажин Александр Викторович

Социальная справедливость в российском обществе: социально-философский анализ

09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Краснодар – 2010

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Ляушева Светлана Аслановна

доктор философских наук, профессор

Нарыков Николай Владимирович

доктор философских наук, профессор

Пусько Виталий Станиславович

Ведущая

организация:

Московский государственный социально-гуманитарный институт

Защита состоится «5» июля 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 203.017.01 по философским и социологическим наукам при Краснодарском университете МВД России (350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128, зал диссертационного совета).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Краснодарского университета МВД России (350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128).

Автореферат разослан «_____» мая 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.Г. Черников

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время «в стране происходят глубокие общественные переделки и рыночные преобразования социальных сегментов и ресурсов, определяющих социальную структуру». Социально-экономические и социально-политические реформы в современной России и формирование на их основе устойчивых институтов в виде развитого гражданского общества и правового государства напрямую связаны с необходимостью сущностного развития и практической реализации принципов социальной справедливости. При этом проблема справедливости заключается не в том, как сделать всех общественных субъектов равными в уравнительном и социалистическом смысле, а как достичь меритократического социального неравенства, т. е. как связать экономические различия между доходом и собственностью, которая принадлежит людям, с их навыками, индивидуальными усилиями и результатами профессионального труда. В этом смысле социальная справедливость означает, что люди получают то, что заслуживают на основе оценки и использования некоторых общепринятых в обществе принципов, согласованных с нормами морали и нравственности.

Необходимость достижения справедливого неравенства в российском обществе приводит к постоянным культурным и ценностным конфликтам между либерализмом и демократией, между принципами нравственности и свободы, справедливости и рынка. Наличие в обществе социальной справедливости укрепляет «уверенность людей в преемственности их самоидентификации и в постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они действуют». Однако социальная справедливость в российском обществе слишком блокирована корпоративными или групповыми фильтрами. Узкий коридор индивидуальных возможностей для развития экономической самостоятельности и гражданской инициативы делает малоперспективными усилия низкостатусных групп подняться выше. Эти трансформационные процессы еще продолжаются и сопровождаются деформацией существующих в общественном сознании представлений о справедливости или несправедливости современного общественного устройства и структурированной социальной реальности.

Хотя либеральная идеология со свободной рыночной экономикой стала основой социально-экономического развития России в XXI в., принципы социальной справедливости по-прежнему являются важным инструментом согласования рыночных принципов и ценностей общества социального благополучия (среди которых особо выделяются защищенность, обеспеченность и солидарность). Принципы социальной справедливости вполне могут выступить консенсусной основой инновационного реформирования России, обеспечивая устойчивое формирование современного поликультурного и солидарного общества, пространства рационального диалога культур, этнических и религиозных групп и народов. Наличие в государстве идеологии социальной справедливости гарантирует всеобщее обеспечение минимально приемлемых и достойных условий жизни. Только гуманное и справедливое общество может обеспечивать жизненные условия, достаточные для защиты социально уязвимых и опекаемых групп, для преодоления и смягчения жизненных трудностей, поддержания гражданской солидарности и полноценной жизнедеятельности людей.

Эффективное взаимодействие активного гражданского общества и сильного и стабильного государства - важнейшее условие укрепления основ справедливого социума, формирования у людей правового сознания, чувства гражданственности и патриотизма.

Хотя социальная политика в индустриально-развитых странах носит многопрофильный характер, она во всех случаях подразумевает реализацию принципов социальной справедливости. Их реализация помогает создавать современное поликультурное, эффективное и солидарное общество, пространство равноценного диалога цивилизаций, культур, наций и государств. Социальная справедливость обеспечивает общественную устойчивость и инновационное развитие, однако, в российском обществе соответствующие ценности практически не реализуются в общественно-политической практике. Кроме того, в отдельных регионах они отличаются этнокультурной и конфессиональной спецификой.

Соединение справедливости, нравственности, духовности и культуры с учетом социально-экономических и культурно-исторических процессов развития России в XXI в. необходимо для преодоления острых социальных проблем российского общества, которое по-прежнему проходит структурно-трансформационный и посткризисный этап. Развитие общества социальной справедливости будет способствовать научному, экономическому и культурному прогрессу, укреплению институтов частной собственности и гражданского общества, дальнейшему развитию рыночной российской экономики. Подобные задачи актуализируют необходимость системного социально-философского изучения социальной справедливости. Также необходимо философское осмысление функций и факторов справедливости, специфики идентификационного отражения вопросов справедливости в общественном сознании, роли и значения социальной справедливости в формировании и развитии регионального социума.

Степень научной разработанности темы. Вопросы социальной справедливости изучают в рамках теологии, философии, этики, политологии, социологии и других социально-гуманитарных наук.

В анализе вопросов социальной справедливости с начала XIX в. выделяются две основные философские школы: эгалитарная (дистрибуционная) и ректификационная. В рамках первого направления (Дж.Оппенгейм, М. Сандель, А. Силвер, Н. Фролих, М. Уолцер и др.) социальная справедливость рассматривается как потенциальная возможность достижения индивидами равного или примерно равного статуса. Поскольку люди отличаются по природным способностям, профессиональным навыкам, склонностям и индивидуальным интересам, наличие или отсутствие в обществе социальной справедливости – это скорее индивидуальная проблема отдельных людей, а не общественный недостаток. Так как граждане изначально не равны по природным способностям и интересам, проблема социальной справедливости ставится философами не как вопрос о том, как сделать всех равными в социалистическом смысле, а как достичь справедливого неравенства, т. е. как сделать различия между людьми ситуационными и меритократическими. Однако в реальных условиях достижение дистрибутивной справедливости практически невозможно, поскольку эгалитарные принципы на практике сложно реализовать.

Невозможность достижения дистрибутивной справедливости часто служит источником социальных конфликтов и высокой степени общественной напряженности (М. Вензель, Н. Даниэльс, М. Дойч и др.).

Эгалитарная и дистрибутивная концепция по-прежнему популярна среди отечественных ученых, особенно тех, кто изучают моральные вопросы формирования социальной справедливости (Т.А. Алексеева, Н. Архангельская, В.Е. Давидович и др.). По мнению российских исследователей (Д.Б. Дондурей, В.С. Магун, С.А. Медведев), справедливость для общественного национального сознания по-прежнему важнее свободы и прав человека. Социальная справедливость непосредственно связана с основными правами и свободами граждан, особенно те, которые в свою очередь, связаны с реализацией права собственности, социальным обеспечением, распределением доходов, поскольку только из справедливости вытекает моральная обязанность для людей подчиняться правовым нормам.

Достижение социальной справедливости возможно только тогда, когда соблюдаются социально-трудовые и экономические права всех людей. В этом русле вопросы социальной справедливости изучают современные российские юристы А.Т. Боннер, В.И. Новоселов и др., понимая соответствие меры прав и обязанностей субъекта, меры воздаяния и ответственности за действия и соблюдение принципов юридического равенства всех членов общества. Социальная справедливость, по мнению специалистов в области философии права, влияет на стабильность юридической практики, единство понимания и применения правовых норм, контрольно-надзорную деятельность правоохранительных органов.

Если правовая суть категории справедливости среди юристов понимается в целом одинаково (Н.Н. Вопленко и др.), то ее природа вызывает споры. Некоторые философы отрицают юридический характер данной категории и рассматривают ее исключительно как этический критерий правоприменения (Л.П. Гринберг, В.М. Семенови и др.). Однако другие исследователи (в частности, Е.П. Шикин) отмечают, что социальная справедливость – это категория, формирующаяся на основе оценки соответствия юридических норм и актов правовой и политической практике их применения. Она во многом совпадает с законностью, поэтому быть законным – значит соответствовать нормам социальной справедливости применительно к юридической практике и реализации основных прав и свобод.

В 1990-е гг. термин «социальная справедливость» стал привычным для общероссийского политического дискурса. Более того, он получил адекватное отражение в государственной идеологии и официальных правительственных документах, хотя фундаментальных социально-философских исследований этой проблематики пока явно недостаточно. Происходящая в России социально-экономическая трансформация общества усилила интерес к вопросам социальной справедливости.

Вопросы справедливости в контексте существующего неравенства изучают Т.В. Дыльнова, С.И. Григорьев, В.Г. Немировский. Эти ученые также исследуют коллективные реакции на возможную несправедливость в форме организации общественных движений, коллективных протестов и политических волнений.

Некоторыми вопросами социальной справедливости и формирования государственной политики в этой сфере занимаются лидеры основных политических партий, общественных организаций и движений (Г.А. Зюганов, С.Ю. Глазьев, В.В. Жириновский и др.).

В рамках ректификационных теорий (которые еще иногда называют «корректирующими» или «коммуникационными») социальную справедливость философы изучают как набор реципрокальных действий, восполняющих неравномерное распределение благ или в той же самой (в форме реституции) или другой, но эквивалентной форме (компенсационной). Ректификационная справедливость часто аппелирует к чувству мести или возмездия, основным содержанием которой является идея меры и адекватного воздаяния за содеянное (В. Рансиман и др.).

С ректификационной точки зрения справедливость основывается на формально-правовых процедурах, посредством которых приобретаются или передаются социальные и экономические блага. Подобное понимание социальной справедливости близко общеэкономическим трактовкам как возможностям реализации права на труд и справедливое вознаграждение (А.А. Алпатов, Е. Герасимова, А.Л. Темницкий и др.) или проведение экономических реформ, в особенности реформы системы налогообложения (К. Викселл, Дж. Микула и др.).


загрузка...