Развитие педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII-начале XX вв. (12.01.2009)

Автор: Мухаметшин Азат Габдулхакович

б) светское обучение включало в себя подготовку послов, астрологов, лекарей, фармацевтов, языковедов, купцов.

Духовное и светское образование давали возможность продолжать обучение за границей в странах Ближнего Востока и Азии (Багдад, Мерве, Газни и т.д.), обучение ремеслу (гончарное, кожевенное, кузнечное, строительное дела).

7. Выделены основы содержания образования и принципы организации учебно-воспитательного дела в Казанском крае в VIII - начала ХХ вв.:

- содержание образования включало:

а) обобщённые идеи и положения, дающие понятие о единстве и развитии мира (религиозная философия, историческая наука, естествоведческие научные знания);

б) основы всех наук, определяющих современную ественно-научную и социальную картину того времени, т.е. совокупность фундаментальных понятий законов, теорий, базовых фактов, основных типов проблем, решаемых средневековой наукой, наукой капиталистической формации;

в) основные области применения, приложения теоретического знания;

г) методологические знания, обеспечивающие сознательность усвоения и развитие мышления;

д) сведения, необходимые для обеспечения всех или многих сфер человеческой деятельности в обществе;

е) нерешённые, но важные научные и социальные проблемы;

ё) обобщённые идеи и положения, дающие понятие о единстве и развитии мира.

- принципы организации учебно-воспитательного процесса:

а) принцип учёта единства содержательной и процессуальной сторон обучения, который предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана мектебе, медресе, ремесленных школ, кадимистских, джадидистских школах;

б) принцип соответствия содержания образования уровню средневековой науки (феодальной) и науки новой формации (капиталистической), производства и основным требованиям развивающегося общества;

в) принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учётом личностного развития.

8. Обоснована актуальность педагогических традиций, включавшихся в содержание начальных школ, мектебе, медресе и системы подготовки учащихся, для современной научно-исследовательской и воспитательно-образовательной деятельности (планомерная деятельность по воспитанию будущих гуманных и активных членов общества; уважительное отношение воспитанников к непреложным ценностям социума и человечества).

9. Раскрыты и проанализированы научно-педагогическое наследие, богатый опыт в организации обучения, воспитания подрастающего поколения булгар, татар и видных булгарских, татарских просветителей – деятелей просвещения в VIII - начале ХХ вв. (см. с. 20-33).

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в решение крупной научной задачи - задачи развития педагогической мысли в Казанском крае, выразившемся:

- в представлении научно обоснованной периодизации, базирующейся на результатах ретроспективного, историко-педагогического анализа и синтеза каждого этапа развития педагогической мысли;

- в выявлении исторических, политических, социально-экономических предпосылок и условий развития педагогической мысли в конкретно рассматриваемых территориальных временных и рамках;

- в раскрытии, концептуальном представлении роли булгарских, татарских просветителей и деятелей просвещения VIII – начала XX вв. в развитии педагогической мысли, национального образовательного дела в Казанском крае.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования историко-педагогического наследия булгар, татар в учебных программах и курсах ВУЗов в процессе реализации регионального компонента.

Его результаты могут служить научной базой для дальнейших научных разработок актуальной проблемы сохранения и развития педагогических традиций татарского народа и изучения истории национального образования.

Использование результатов исследования правомерно не только в преподавании теоретических и введении новых курсов по выбору, но также в процессе прохождения студентами педагогической практики, написания курсовых и выпускных квалификационных работ по различным вопросам истории развития образовательно-воспитательного дела татарского народа.

Реализация результатов исследования рекомендуется в следующих формах:

- включение материалов исследования в общепедагогические курсы («История педагогики и образования», «Педагогическое мастерство», «Педагогика», «Этнопсихология», «Этнопедагогика»);

- введение регионального курса «История педагогической мысли и образования народов Поволжья и Приуралья»;

- применение результатов исследований в качестве материала для организации круглых столов, диспутов на тему педагогического наследия народов Волго-Камского региона в просветительских целях.

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются, в первую очередь, наличием прочного методологического фундамента, использованием системы методов исследования, а также соблюдением требований историко-диалектического, сравнительно-типологического анализа конкретных проблем на всех этапах исследования; применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам; широтой охвата и распространенностью изучения объекта и предмета исследования на основе обширной и разнообразной источниковедческой базы; глубоким теоретическим анализом проблематики диссертации; использованием новых источников не только на татарском, русском, башкирском, удмуртском, чувашском, но и на арабском, турецком, английском и немецком языках, специально переведенных на русский язык в связи с осуществлением данного исследования; комплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемы; апробацией основных идей, получением результатов и выводов, сформулированных в опубликованных и изданных работах автора.

На защиту выносятся:

1. Совокупность основных теоретически обоснованных исторических предпосылок и социально-экономических, политических условий, тенденциии, составляющих основу развития педагогической мысли в Казанском крае в VIII - начале XX веков.

2. Теоретическое обоснование периодизации этапов становления и развития педагогической мысли, образовательно-воспитательной практики булгар, татар.

3. Особенности развития содержания образования и принципов организации учебно-воспитательного дела булгар, татар в крае.

4. Теоретическое обоснование роли педагогики кадимизма, джадидизма и образования Казанской татарской учительской школы для дальнейшего развития педагогической мысли в крае.

5. Аналитическое представление педагогического наследия выдающихся народных просветителей и педагогических деятелей VIII – начала ХХ вв.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при чтении разработанных диссертантом курсов: «История педагогики народов Поволжья и Приуралья», «История педагогики татарского народа», обеспечивающих национально-региональный компонент стандарта образования на географическом, филологическом, математическом факультетах Набережночелнинского государственного педагогического института и Камского института искусств и дизайна.

Актуальные идеи и выводы исследования представлены научной аудитории на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (1992-2007 гг.), на научных конференциях молодых учёных и специалистов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Елабужского государственного педагогического университета, Набережночелнинского государственного педагогического института, Казанского государственного университета, Удмуртского государственного университета, Башкирского государственного университета, а также в выступлениях на международных конференциях (1997, 1998, 2004, 2006 гг.; Казань, Набережные Челны); опубликованы в двух монографиях, 5 учебных и методических пособиях, разработках и рекомендациях, статьях и других научных работах в количестве 40 наименований.

Наряду с этим, часть результатов исследования и рекомендаций апробировались на семинарах, коллоквиумах, встречах-беседах, «круглых столах» и симпозиумах с местными работниками системы образования и культуры, выступлениях для учащихся педагогических и этнопедагогических классов республики.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы (433 источника), иллюстративного материала, таблиц, схем, списка сокращений, карт – рисунков. Объем диссертации составляет 403 страниц.

Во введении обосновывается наличие противоречий, актуализирующих проблему и тему, определяется объект и предмет исследования, его цели и задачи, раскрывается методологическая основа и научная новизна, теоретическая и практическая значимость.


загрузка...