Развитие педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII-начале XX вв. (12.01.2009)

Автор: Мухаметшин Азат Габдулхакович

- потребностями современного национального образования в системном применении прогрессивных традиций школ Казанского края и необходимостью научно-методического обеспечения внедрения их в современные учебные заведения с целью совершенствования образовательного процесса;

- всё возрастающим спросом общества и высших учебных заведений на высококвалифицированных педагогов и отсутствием необходимых и достаточных условий для полного его удовлетворения в сложившейся системе подготовки преподавательских кадров.

Проблема и состояние её изученности. Данное исследование направлено на изучение генезиса педагогической мысли в Казанском крае и обобщение опыта в области воспитания и образования подрастающего поколения в VIII-начале XX вв., который при творческом подходе может быть использован в практике современной системы образования.

Первые попытки осмысления состояния и развития образования в Казанском крае были предприняты еще в конце XVIII -начале XIX вв. татарскими просветителями. Важно отметить, что дореволюционным исследованиям Г. Утыз-Имени (1756-1836), А. Курсави (1776-1812), Ш. Марджани (1818-1889), Х. Файзханова (1828-1866), К. Насыйри (1825-1902) принадлежит заслуга наиболее полного освещения отдельных сторон религиозно-просветительской и педагогической деятельности в Казанском крае.

Весьма ценный материал содержит фундаментальный труд Джамалетдина Валиди (1887-1933) «Очерки истории образованности и литературы среди татар» (1923), в котором автор обстоятельно раскрыл основные периоды развития татарской общественной мысли и становления нового течения в школьном деле, именуемого джадидизмом.

Ряд работ дореволюционных исследований были посвящены истории становления и развития образования татарского народа в XIX-XX вв.: Г. Баязитов (1847-1911), Мурад Рамзи (1855-1934), Ш. Культяси (1856-1930), Г. Баруди (1857-1921), З. Хади (1863-1933), Хади Атласи (1876-1937).

Следует учесть, что недооценка роли и значения работ, вышедших в дореволюционный период, привели к деформации наших представлений о развитии национального образования в Казанском крае в XVIII - начале XX вв.

В советский период наибольший интерес к истории развития национального образования наблюдается в 70-80-е годы XX вв. Наиболее значимой работой по данной тематике является труд Я.И. Ханбикова «Из истории педагогической мысли татарского народа», изданный в 1967 году. В данной работе изучается устное народное творчество, даётся историко-теоретический анализ научно-педагогического наследия татарских учёных, просветителей, труды которых имели эволюционизирующие значение для педагогической мысли и национальной системы образования татарского народа.

Существенный вклад в историю изучения национального образования и педагогической мысли внесли такие учёные, как З.Г. Нигматов, Р.А. Галеев, Х.Х. Хакимов, З.Т. Шарафутдинов, Р.Ш. Маликов, Р.В. Шакиров и другие.

Вопросы истории образования и педагогической мысли булгарского, татарского народов рассматриваются в монографиях, статьях, диссертациях многих авторов. Это работы М.И. Богомоловой, В.М. Беркутова, Ф.Г. Ялалова, Н.Г. Краснова, Т.Н. Петровой, М.М. Махмутовой и других.

Однако, несмотря на то, что проблемы становления и развития национального образования изучались достаточно широко в отечественной истории педагогики, до сих пор нет целостного и объективного историко-педагогического исследования, посвящённого вопросам развития педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII - начале XX вв.

Для выявления объективной картины развития педагогической мысли в крае, помимо простого изложения историко-педагогических фактов, крайне необходимо было анализировать и синтезировать социально-экономические, общественно-политические и культурно-исторические условия генезиса педагогической мысли.

Анализ состояния исследованности и наличие противоречий, выявившие существенные пробелы в изучении истории развития педагогической мысли в Казанском крае, подтвердили настоятельную необходимость решения актуальной научной проблемы: каковы политико-экономические предпосылки, поликультурные и социально-психологические условия исторического становления, тенденции развития педагогической мысли; содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения булгар, татар в VIII – начале XX вв.? В соответствии с этим была сформулирована тема исследования: « Развитие педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII - начале XX вв.».

Цель исследования: Раскрыть целостный процесс становления и развития педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII - начале XX вв., объективно представить накопленный народом богатый прогрессивный опыт воспитания и обучения, воззрения видных мыслителей на проблемы народного образования, синтез их поликультурных просветительских идей для практического использования в деле совершенствования национальной системы образования на современном этапе.

Объектом исследования является историко-педагогическое наследие и процесс формирования педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII – начале XX вв.

Предмет исследования – предпосылки, условия, периоды, тенденции, особенности, принципы развития и содержание педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII – начале XX вв.

Научная гипотеза состоит из положенных в основу исследования следующих предположений, сформулированных после тщательного изучения и синтезирования значительного объема источников (археологический, археографический, этнографический, архивный – материалы) и литературы:

- становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае в VIII - начале XX веках представляет собой многоаспектный, объёмный и противоречивый процесс, проходивший в сложных экономических, политических, социальных и поликультурных условиях;

- специфика и своеобразие генезиса педагогической мысли в VIII - начале XX вв. обусловлены особенностями исторического пути развития образовательного и воспитательного дела татарского народа в рассматриваемый период;

- педагогическая мысль татарского народа в Казанском крае в своем развитии проходила последовательные периоды: эпоха Булгарского государства – VIII-XIII вв.; Золотой Орды и Казанского ханства – XIV - первая половина XVI вв.; в составе русского государства – вторая половина XVI - начала XX вв.;

- становление и развитие педагогической мысли татарского народа в Казанском крае проходило в условиях тесной взаимосвязи с просветительской мыслью народов России, Азии, Ближнего Востока и Европы;

- объективное исследование тенденции и закономерностей развития прогрессивных педагогических идей булгарских и татарских просветителей рассматриваемых периодов позволяет получить новые знания, которые могут быть эффективно использованы в педагогической теории, учебно-воспитательном и творческом процессах во всех звеньях системы образования.

Для достижения сформулированной цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Вскрыть и охарактеризовать историко-теоретические предпосылки становления педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII - начале XX веках, раскрыть политико-экономические и социально-педагогические условия её развития.

2. Выявить тенденции развития педагогических идей и просветительских течений в крае на различных стадиях их развития и обосновать периодизацию.

3. Определить концептуальные основы содержания, образования и принципы организации учебно-воспитательного дела в Казанском крае в VIII - начала XX веках.

4. Раскрыть теоретическую значимость принципов педагогики кадимизма, джадидизма и образования Казанской татарской учительской школы в дальнейшем развитии педагогической мысли в крае.

5. Выявить особенности развития педагогической мысли представителей булгарского, татарского просветительства.

Методологическая основа исследования. Общая методология исследования сформировалась на базе системного, исторического подходов; гуманистических идей и принципов о единстве и взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей; принципа взаимосвязи логического, исторического и культурологического в педагогическом познании. Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовали современные философские, социально-педагогические и историко-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектный процесс общественно-исторического, социокультурного развития; общенаучные принципы комплексного подхода, обеспечивающие целостное представление о динамике развития отечественного образования.

Для решения поставленных задач и научного обоснования исходных положений использовались соответствующие, взаимодополняющие методы исследования:

- теоретический анализ и синтез научно-педагогических, этнографических, культурологических, этнопедагогических источников;

- историко-логический анализ и синтез архивных материалов и рукописей VIII - начала XX вв., произведений устного народного творчества булгар, татар по теме исследования;

- сравнительно-исторический метод в анализе традиционного опыта воспитания, обучения и развития педагогической мысли в крае в русле аналогичных тенденций, происходивших в истории других народов в этот период;

- включение описания реального опыта в области воспитания и обучения татарского народа, полученного в экспедиционно-полевых условиях, теоретическая и методическая интерпретация и обобщение материалов исследования;

- синкретическое представление изученного ретроспективного материала и педагогических памятников XVIII - начала XX вв.; историческая реконструкция методов, приемов прошлого на основе аналогий и косвенных доказательств;

Источниковедческая база исследования:

Материалы, добытые археологической экспедицией Казанского государственного университета, Елабужского государственного педагогического университета и Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова – Казанского филиала А.Н., экспедиционно-полевые материалы лаборатории этнопедагогических исследований народов Поволжья и Приуралья Набережночелнинского государственного педагогического института.

Комплекс научно-исследовательских работ в области:

1. Философии и теории образования (В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, Б.С. Гершунский, Б.Т. Лихачев, Аль Фараби, Ибн-Сины, Аль Джувайни и др.).

2. Методологии и истории развития образования и педагогической мысли (М.Ф. Шабаева, Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, Г.Б. Корнетов, К.И. Салимова, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин).


загрузка...