Развитие педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII-начале XX вв. (12.01.2009)

Автор: Мухаметшин Азат Габдулхакович

МУХАМЕТШИН АЗАТ ГАБДУЛХАКОВИЧ

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ТАТАРСКОГО НАРОДА В КАЗАНСКОМ КРАЕ В VIII-НАЧАЛЕ XX ВВ.

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Чебоксары – 2009

Работа выполнена на кафедре истории педагогики и этнопедагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Научный консультант -

доктор педагогических наук, профессор

Нигматов Зямиль Газизович

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО,

доктор философских наук, профессор

Волович Леонид Аркадьевич;

доктор педагогических наук, профессор

Петрова Татьяна Николаевна;

доктор педагогических наук, профессор

Шакиров Роберт Вафич

Ведущая организация –

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»

Защита состоится 18 марта 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212. 300. 01 при ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева» по адресу: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Автореферат разослан 2009 г.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» 15 октября 2008 г.

Режим доступа www.chgpu.edu.ru

Ученый секретарь

диссертационного совета Хрисанова Е.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В эпоху радикальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретают проблемы научного анализа и критического переосмысления исторического опыта, накопленного за столетия и тысячелетия. Возросший интерес к прошлому ставит перед исторической и педагогической наукой задачи более глубокого изучения и обобщения культурного наследия каждого народа, отражающего его многовековые традиции, обычаи и нравы, его национальное самосознание.

Изучение истории национальной культуры, в том числе истории становления педагогической мысли и развития народного образования, естественно и закономерно, поскольку она составляет основу культурных и нравственных ценностей, представляющих собой предмет неизменной гордости всех носителей этноса.

Всё вышесказанное относится и к вопросу изучения богатого историко-педагогического наследия татарского народа, находящегося в Российской Федерации на втором месте по численности населения. Весьма актуальным в этой связи является изучение, анализ и синтез истории развития педагогической мысли, просвещения и образования в Казанском крае в VIII – начале XX вв., которую в ходе исследования мы разделили на три эпохальных по своему значению периода:

I период – эпоха Булгарского государства (VIII – XIII вв.);

II период - Золотой Орды и Казанского ханства (XIV - первая половина XVI вв.);

III период – в составе русского государства вторая половина (XVI - начала XX вв.).

Педагогическая мысль булгар и их прямых потомков татар так же, как и других народов, имеет свои особенности, изучение которых может способствовать обогащению нашего представления о педагогической культуре данного народа. Их значимость актуализируется сегодня ещё и потому, что в прошлые годы многие нравственные ценности были искажены. Всё это обусловливает необходимость тщательного научного анализа и синтеза педагогического, эстетического, духовно-нравственного наследия данного народа.

Отсутствие концептуальных трудов, отражающих историко-педаго-гический процесс развития педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII – начале XX вв. с точки зрения современной парадигмы исторического знания актуализировало избранную проблематику, обусловленную обострением главного противоречия между необходимостью введения в современный научный оборот и педагогический процесс концептуальных и прогрессивных идей педагогической мысли в Казанском крае в VIII – начале XX вв. и их недостаточной методологической и теоретической разработанностью. Выявление этого основного противоречия предопределило целый ряд следующих локальных противоречий, детерминирующих необходимость проведения исследования. Это противоречия между:

- научными и практическими результатами предыдущих исследований в данной области и насущной потребностью изучения, уточнения и обобщения их на уровне современной науки для формирования системных знаний о развитии педагогической мысли в крае;

- необходимостью научно обоснованной оценки истории развития педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII – начале XX вв. и отсутствием масштабных исследований данной проблемы;


загрузка...