Основные направления внешней политики Испании (1976-2004 гг.) (12.01.2009)

Автор: Аникеева Наталья Евгеньевна

АНИКЕЕВА Наталья Евгеньевна

Основные направления внешней политики

Испании (1976–2004 гг.)

Специальность 07.00.03 – всеобщая история

(новая и новейшая)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва, 2009

Работа выполнена на кафедре истории и политики стран Европы и Америки в Московском государственном институте международных отношений (Университет) МИД России.

Научный консультант: доктор исторических наук,

профессор

Пожарская Светлана Петровна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор

Красиков Анатолий Андреевич

доктор исторических наук,

профессор

Сагомонян Александр Артурович

доктор исторических наук профессор

Рогинский Вадим Вадимович

Ведущая организация: Дипломатическая академия

МИД России

Защита состоится «____» ____________2009 г. в _____ часов на заседании Диссертационного совета Д209.002.03. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Московском государственном институте международных отношений МИД (У) России по адресу: 119454, Москва, пр-т Вернадского, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГИМО (У) МИД России.

Автореферат разослан «___» __________________2009 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

д.и.н. проф. А.Л.Емельянов

Общая характеристика диссертации

Научная значимость и актуальность темы исследования

Главное место в диссертации отводится рассмотрению связей внутренней и внешней политики Испании в процессе демократизации, в частности вопросам изучения уровней внешней политики. Условно их можно разделить на национальный, региональный и глобальный. Национальный уровень подразумевает изучение взаимосвязи внутренней и внешней политики страны, региональный – участие Испании в международных процессах на региональном уровне и глобальный – политическое подключение испанского государства к процессам глобализации.

Актуальность темы обусловлена повышением роли Испании в мировом и региональном сообществе, усилением значимости ее внешней политики, расширением сотрудничества испанского государства и России как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций.

Актуальность исследования обусловлена также интересом современной исторической науки к «особому пути» Испании, политическое руководство которой после революционных потрясений первой половины XX в., Гражданской войны и диктатуры Франко сумело путем постепенных преобразований политической и экономической жизни страны инте- грировать ее в Европейский союз.

В середине 1970-х годов, после смерти диктатора Франко, начинается постфранкистский период внешней политики Испании. В эти годы происходит переход от авторитарной диктатуры к государству, базирующемуся на основных принципах демократии. Во внешнеполитическом аспекте этому периоду соответствуют переход от международной изоляции к активному участию Испании в общемировых и европейских институтах, ее интеграция в значимые политические, экономические, социальные и правовые структуры Европы и всего мира. Эти процессы сопровождались становлением Испании как политически активной страны Европейского континента.

Актуальной с точки зрения исторической науки является проблема преемственности внешнеполитического курса испанского правительства и его эволюции в сторону большей прагматичности. Демократизация внутриполитической жизни Испании после ухода Франко с политической арены в 1975 г. оказала существенное воздействие и на ее внешнюю политику, открыла перед ней новые перспективы. Со второй половины 1970-х годов наблюдается активизация внешнеполитической деятельности Испании, направленная на участие в решении актуальных международных проблем. К концу 1970-х – началу 1980-х гг. одной из основных черт испанской внешней политики стало стремление ее руководства к большей, чем при Франко, сбалансированности внешнеполитической линии. Испанская дипломатия при правительстве Союза демократического центра (СДЦ) А. Суареса (1976–1981) высказалась в поддержку идеи созыва Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе и приняла активное участие в его работе в последующие годы (в ноябре 1980 г. Мадрид стал местом проведения очередной встречи представителей стран – участниц этого совещания). После попытки государственного переворота, которая была предпринята военными 23 февраля 1981г., в период правительственного кризиса СДЦ, произошел сдвиг вправо в курсе правящей партии, отразившийся не только на внутренней, но и на внешней политике государства. В новом правительстве СДЦ во главе с Л. Кальво Сотело (1981–1982) произошло усиление проатлантических настроений, и в мае 1982 г. вопреки воле подавляющего большинства испанцев страна стала 16-м членом НАТО. Углубление кризиса в СДЦ сопровождалось быстрым усилением влияния Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП).

Победа ИСРП на парламентских выборах 28 октября 1982 г. привела к изменению внешнеполитической линии страны в сторону более сбалансированной и независимой политики, строящейся с учетом прежде всего национальных интересов. Лидер социалистов Ф. Гонсалес заявил о намерении осуществлять такую политику, которая усилила бы роль Испании на международной арене и была нацелена на первоочередное развитие исторически сложившихся связей со странами Западной Европы, Латинской Америки и Северной Африки.

Правительство Ф. Гонсалеса (1982–1996), рассматривая свою политику сотрудничества с США в «рамках отношений с западным миром в целом», внесло коррективы в свой антиатлантический курс и провело в 1986 г. референдум, в результате которого Испания осталась в политической организации Североатлантического договора.

Одним из приоритетных направлений внешней политики ИСРП являлись отношения с западноевропейскими странами, в частности с ЕЭС. Курс на западноевропейскую интеграцию во внешней политике сочетался с развитием традиционных связей со странами Латинской Америки и арабского мира. Установлению дружеских связей со странами «третьего мира» способствовала позиция правительства социалистов по проблемам урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке и в Центральной Америке. Особое место в отношениях с развивающимися странами правительство Гонсалеса отводило связям со странами Северной Африки.

Формирование современного этапа внешней политики Испании происходило в годы пребывания у власти правительства ИСРП во главе с Гонсалесом и последовавшего за ним правления Народной партии во главе с Х.М. Аснаром. В этот период в стране завершился процесс формирования институтов парламентской монархии, Испания вступила во все европейские и евроатлантические социально-экономические и военно-политические институты, стала полноправным и активным членом политической и военной структуры НАТО.


загрузка...