Тульские рабочие в годы военного коммунизма и нэпа (11.10.2012)

Автор: Смирнов Юрий Федорович

СМИРНОВ ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ

ТУЛЬСКИЕ РАБОЧИЕ В ГОДЫ

ВОЕННОГО КОММУНИЗМА И НЭПА

Специальность 07.00.02. – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Тула 2012

Диссертация выполнена в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Мартынова Елена Петровна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Аксютин Юрий Васильевич

доктор исторических наук, профессор

Томилин Виктор Николаевич

Ведущая организация – Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

Защита диссертации состоится 21 ноября 2012 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.05 при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 21а, ауд. 305.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, Москва, ул. Радио, д. 10а.

Автореферат разослан «__» __________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Е.Б. НИКИТАЕВА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы. Период военного коммунизма и нэпа в современной историографии подвергается активной научной разработке. Внимание к этим периодам отечественной истории обусловлено кардинальными преобразованиями, происходившими в то время в разных сферах жизни общества. Существенные изменения затронули институты управления, социальную структуру, трудовые отношения, оказали влияние на мировоззрение населения, что не могло не сказаться на взаимоотношениях между людьми как субъектами исторического процесса, а также общественными и властными институтами. При этом в сознании народа продолжали жить традиционные жизненные установки, которые сопротивлялись изменениям, навязываемым извне.

Интерес ученых к первым послереволюционным годам обусловлен происходящей в современной отечественной историографии трансформацией направлений исследований, расширением проблемного поля истории как науки, применением новых междисциплинарных методов и подходов, что способствует переосмыслению ранее сформированных и устоявшихся научных конструкций.

Век рабочего класса в России не был длительным. В изучаемый нами период еще продолжалось его формирование, а в современной России с трудом можно отыскать группы людей, относящихся к пролетариату в классическом понимании этого термина. Сегодня, когда мы говорим о рабочих, то, по сути, имеем в виду социальную общность, которой уже нет. Отсюда вытекает необходимость понять процесс формирования рабочего класса.

Различные стороны бытия тульских рабочих, рассматриваемые в представленном исследовании, открывают перед нами проблемное поле, которое является актуальным для современного российского общества. Вопросы отношения работников к труду, дисциплины труда, стремление институтов власти влиять на них при помощи различных методов стимулирования остаются нерешенными и сегодня. Вопросы социальной психологии, отношения людей к власти, их ориентация на сотрудничество или конфронтацию, мотивы выбора стратегии поведения особенно актуальны в современной России, которая переживает очередной виток развития внутриполитического процесса. Остаются значимы и вопросы бытовой стороны жизни рабочих в 1920-е гг., бюджеты которых, как и средства большинства россиян в недавнем прошлом, были ориентированы на удовлетворение только самых необходимых потребностей. Все это говорит о том, что исследования истории рабочего класса, особенно направленные на разработку истории отдельного региона, являются важными в современных условиях. Российская провинция продолжает жить в плену многих традиционных установок, которые формируют ее взгляды на окружающий мир и определяют поведение ее представителей. С этой точки зрения актуальность данной темы определяется необходимостью развития региональных исследований, охватывающих вопросы социально-экономического и социально-психологического развития конкретного региона.

Объект исследования – рабочие Тульской губернии в 1918-1929 гг.

Предмет исследования – социальная структура, трудовые отношения, материальное положение и мировоззрение тульских рабочих в 1918-1929 гг.

Целью работы является анализ динамики социальной структуры тульского пролетариата, трансформации систем стимулирования и мотивации труда на предприятиях региона, изучение мировоззрения и изменения материального положения тульских рабочих в 1918-1929 гг.

Данная цель определила постановку конкретных исследовательских задач:

Провести анализ социально-демографических показателей тульских рабочих в 1918-1929 гг., динамики их социальной структуры, источников пополнения и других социообразующих характеристик.

Изучить трудовую мораль отдельных групп тульского пролетариата, эволюцию систем стимулирования и мотивации труда на промышленных предприятиях, трудовую дисциплину рабочих губернии в 1918-1929 гг.

Охарактеризовать материальное положение тульского пролетариата, в том числе питание, и ее влияние на социальное самочувствие и поведение.

Исследовать мировоззрение тульских рабочих, их общественную жизнь, взгляды на политические события, отношение к власти, ВКП(б), инженерно-техническому персоналу и иным социальным группам.

Территориальные рамки исследования включают Тулу и Тульскую губернию.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1918 г. по 1929 г. Нижняя граница обусловлена началом проведения большевиками политики военного коммунизма, которая привела к изменению в численности рабочих и их социальной структуре, падению жизненного уровня, изменению мировоззрения. Верхние рамки работы ограничены концом 1920-х гг., когда произошло окончательное свертывание нэпа, а советское общество вступило в новый этап своего развития.

Методологической основой диссертационного исследования послужил диалектический подход, основанный на принципе историзма. Для проведения комплексного анализа собранного фактического материала и формирования выводов использовались конкретные методы: историко-системный, сравнительно-исторический, историко-генетический и историко-типологический. Необходимо отметить, что в диссертационной работе автор опирался на труды отечественных исследователей, в которых затрагиваются вопросы методологии и ставятся системные проблемы отечественной истории.

Рабочий класс в широком смысле можно определить как систему, которая формируется и развивается в конкретных условиях, возникающих в обществе. Это группы людей, занимающихся трудовой деятельностью в стереотипных формах (фабрично-заводской труд). При этом рабочий класс, как и любая социальная система, не однороден, а состоит из ряда групп, которые образуются по множеству признаков и имеют свою логику развития. Группы рабочих в этой системе выступают как субъекты исторического процесса, имеющие свои цели и одновременно испытывающие воздействие со стороны других субъектов, прежде всего государства, которое стремится организовать трудовой процесс в соответствии со своими представлениями. При этом возникает целый ряд отношений между субъектами трудовой деятельности – разными группами рабочих, инженерами, административным персоналом, государством в лице конкретных руководящих органов, профсоюзами и т.д. Эта система находится в процессе постоянного развития, когда устоявшиеся формы отношений изменяются под влиянием трансформации элементов, входящих в нее. Поэтому при изучении рабочего класса, к нему необходимо подходить как системной форме объединения людей, рассматривая все возможные аспекты его существования во взаимосвязи.

Системный подход в процессе работы над диссертацией позволил исследовать социальную структуру тульских рабочих, выявив их группы, которые имели различные цели и интересы, рассмотреть тульский пролетариат как единую социальную общность, обладавшую потенциалом для саморазвития.

Использование сравнительно-исторического метода дало автору возможность установить сходства и различия тульских рабочих из разных групп промышленности в связи с их социообразующими характеристиками (сравнение по горизонтали), сопоставить системы стимулирования труда на тульских предприятиях в годы военного коммунизма и нэпа, проследить процессы изменения трудовой мотивации тульских рабочих, их материального положения (сравнение по вертикали), а также сравнить некоторые стороны жизни тульского пролетариата с рабочими других регионов. Результаты сравнения по вертикали были применены при использовании историко-генетического метода, который дал возможность исследовать динамику социальной структуры и индивидуализирующие пространственно-временные черты отдельных групп тульского пролетариата, проследить эволюцию форм оплаты труда в тульской промышленности в 1918-1929 гг.


загрузка...