Методология управления развитием финансового сектора экономики региона (11.10.2010)

Автор: Воронцов Борис Валерьевич

определить сущность и задачи регулирования системы управления финансами на региональном уровне;

проанализировать зарубежную практику финансового регулирования экономического развития территориальных образований с целью выявления наиболее важных и проблемных для Российской Федерации подходов;

проанализировать существующие подходы к определению понятий и теорий эффективного управления финансовыми ресурсами, выявить методологические проблемы в данной сфере знаний и предложить подходы к их разрешению;

обосновать направления развития подходов к оценке финансового состояния экономики региона и выявить особенности региональной финансовой системы на основе анализа структурных диспропорций в сложившемся балансе финансовых ресурсов;

разработать теоретические и методологические основы управления развитием финансового сектора экономики региона с целью укрепления финансовой самостоятельности в рамках реализации среднесрочного финансового планирования;

разработать организационно-финансовый механизм управления финансовыми ресурсами в сегменте общественного сектора региона на основе совершенствования действующих и создания новых подходов к анализу финансового состояния региональной инфраструктуры;

обосновать методологию формирования системы финансового обеспечения экономической деятельности органов управления и субъектов хозяйствования путем оценки управляющего воздействия на процесс реализации комплекса мер по повышению кредитоспособности и инвестиционной привлекательности региона;

разработать концепцию развития финансового сектора экономики региона (на примере Новгородской области).

Предметом исследования является теория и методология процесса управления финансами регионов в условиях значительных диспропорций регионального баланса финансовых ресурсов.

Объектом исследования являются регионы Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой диссертации являются концептуальные положения фундаментальных и прикладных научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, государственных и муниципальных финансов, бюджетных, в том числе межбюджетных, отношений, планирования и управления финансовыми ресурсами.

При выполнении диссертационного исследования для обоснования результатов работы использованы общенаучные методы и инструментальные технологии научного познания, в том числе методы абстрагирования, сравнительного и историко-логического анализа, метод экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования, субъектно-объектный и функционально-структурный методы системного анализа, метод анализа существенности статистических гипотез и взаимосвязей, экономико-статистические методы, графической интерпретации, которые позволили объективно оценить современное состояние и выявить основные закономерности и тенденции развития регионального финансового сектора экономики.

Информационной базой исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе федеральные законы, указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, региональных органов власти, данные Государственной службы статистики РФ, аналитико-статистические обзоры, справочные и информационные материалы, а также исследования отечественных и зарубежных ученых, информационно-аналитические обзорные материалы консалтинговых фирм, материалы общероссийских и региональных научных конференций, публикации в финансовых, общеэкономических и отраслевых периодических изданиях по исследуемой проблематике, ресурсы глобальной сети Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном решении важной народнохозяйственной проблемы развития теоретических и методологических основ управления финансовым сектором экономики региона.

Наиболее существенные результаты, полученные в диссертационной работе, и их научная новизна заключаются в следующем:

выявлены основные тенденции в динамике, связанные с развитием регионального финансирования отраслей экономики рыночного типа как фактора территориального развития, что способствует созданию дополнительных финансовых возможностей для региональных органов государственного управления путем выявления приоритетных направлений развития и определения параметров финансовых вливаний в отрасли экономики;

выявлены особенности формирования финансовых взаимоотношений между федеральным центром и регионами, а также между регионами на субнациональном уровне путем сравнительного анализа основ управления развитием экономики государства, заключающиеся в необходимости регулирования финансовых потоков посредством сочетания административных и рыночных методов. Учет выявленных особенностей позволит финансовым органам управления повысить эффективность принимаемых решений при разработке финансовой политики;

разработана методология формализованной оценки факторов риска развития финансового сектора экономики региона, учитывающая такие риски, как рыночный, кредитный, сокращение финансовой помощи из федерального центра, изменение национальной системы межбюджетных отношений, а также риски, связанные с ликвидностью, рефинансированием и концентрацией портфеля заимствований. В этой связи выявлены объективные и субъективные факторы, влияющие на финансовую устойчивость региона, с учетом анализа системных диспропорций в экономическом развитии. Предложенный подход к оценке данных факторов создает возможность сформировать регламентированную систему управления рисками, позволяющую своевременно и эффективно выявлять, оценивать и минимизировать возможные риски;

предложены направления институционального развития системы стратегического и перспективного финансового планирования в регионе, включающие: введение системы мониторинга денежных потоков, позволяющей поддерживать ликвидность на уровне, соответствующем потребностям в денежных средствах; построение вертикального и горизонтального механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности, способствующего институциональной закрепленности бюджетной политики и повышению качества управления финансовыми ресурсами; формирование эффективного механизма определения экономических приоритетов, обеспечивающего реализацию региональных проектов на принципах конкурентности и прозрачности;

методологически определена логическая взаимосвязь структурных составляющих финансового сектора экономики региона, заключающаяся в обосновании механизма взаимодействия реального сектора, банковской и казначейской систем на основе хорошо отлаженных и надежных процедур оперативного получения денежных средств и осуществления расходов в соответствии с современными требованиями организации денежного обращения. При этом в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса обоснована необходимость корректировки оценочных показателей достаточности денежных средств либо их эквивалентов для покрытия средне- и долгосрочных финансовых обязательств хозяйствующих субъектов и органов государственного управления, что обеспечит поддержание кредитоспособности и финансовой стабильности региона;

научно обоснована методика регулирования финансовой гибкости экономики региона, основанная на количественной оценке качества финансовой инфраструктуры, анализе будущих потребностей в капиталовложениях в расчете на душу населения и в процентах от совокупных доходов, определении степени зависимости доходов региона от развития отдельной отрасли. Применение этой методики позволит ускорить экономическое развитие региона и повысить уровень его финансовой самодостаточности;

сформирован алгоритм управления финансовыми ресурсами в сегменте общественного сектора региона на основе совершенствования действующих и создания новых подходов к анализу финансового состояния крупных предприятий, таких как финансовые и иные организации и учреждения, связанные с государством, или компании, обеспечивающие функционирование региональной системы жизнеобеспечения. Оценка рентабельности этих предприятий должна учитывать объемы финансовой помощи, предоставленной в прошлые периоды, в том числе дотаций, субсидий, субвенций, и определять текущие потребности во вливании государственного и частного капитала, что будет способствовать достижению в регионе оптимальной пропорции между собственными доходами и привлекаемыми средствами;

обоснован методологический подход к формированию стратегии финансирования инвестиционной деятельности в регионе, учитывающей зависимость от внутренних и внешних факторов, типизацию механизмов принятия стратегических решений, влияние капитальных инвестиционных проектов на текущие расходы региона в средне- и долгосрочной перспективе. Реализация данной стратегии позволит формализовать механизм определения необходимости инвестиционных вложений, а также повысить эффективность оценки текущего и ожидаемого уровня инвестиций как частных, так и государственных;

разработана концепция развития финансового сектора экономики региона (на примере Новгородской области), в которой выявлены и обоснованы пути развития и направления совершенствования системы управления финансами на основе реализации компетентностного подхода.

Практическая значимость результатов диссертационной работы заключается в доведении теоретических положений научной концепции до практического уровня ее реализации на основе разработанных рекомендаций. Основные результаты исследования, имеющие практическое значение, используются в деятельности органов власти Новгородской области и могут быть использованы региональными и федеральными органам власти при разработке и реализации средне- и долгосрочных финансовых планов, программ и стратегий социально-экономического развития, финансовой стабильности территорий, новых схем межбюджетных отношений, внедрения процедур диагностики и мониторинга экономических процессов с целью оценки финансового состояния и качества управления финансами в регионах.

Результаты исследования используются в учебном процессе при разработке учебных программ и чтении курсов лекций по дисциплинам «Финансы», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Государственные и муниципальные финансы», «Деньги. Кредит. Банки» в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет».

Автор принимал участие в разработке нормативных правовых актов Новгородской области в сфере регулирования финансовых отношений, а также в подготовке Концепции социально-экономического развития Новгородской области на 2009 год на плановый период 2010 и 2011 годов (областной закон от 31.12.2008 г. № 460-оз).

Апробация работы. Основополагающие выводы и рекомендации работы доложены, обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях, в том числе «Экономика и менеджмент современного предприятия: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2007), «Экономическая политика современной России: состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2007, 2008), «Актуальные проблемы социально–экономической адаптации молодежи» (Санкт-Петербург, 2008), «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (Санкт-Петербург, 2009).

Публикации. Основное содержание диссертационной работы отражено в 44 печатных работах, включая монографию, статьи, тезисы докладов. Общий объем научных публикаций по исследуемой проблематике составляет 39,3 п.л.

Структура диссертационной работы. Структура и последовательность изложения материала в диссертации определены целью, задачами и логикой исследования. Композиционно диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, при этом работа содержит схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, формулы.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены цель и задачи исследования, его предмет и объект, методологическая и информационная база, научная новизна и практическая значимость.

В первой главе – «Современные аспекты развития финансового сектора экономики Российской Федерации с учетом региональной составляющей» – определены проблемы и тенденции развития финансовой системы Российской Федерации, исследовано современное состояние экономического развития субъектов РФ, определены роль и место финансового сектора в развитии экономики государства, проанализирован процесс становления и развития финансового сектора как одного из факторов обеспечения экономической безопасности государства, выявлены проблемы развития региональной системы управления финансами.

Во второй главе – «Теория и практика регулирования финансового сектора экономической системы рыночного типа» – изучена отечественная и зарубежная практика финансового регулирования экономики регионов, проанализированы теоретические и методические подходы к определению форм и методов управления финансами, исследованы институциональные основы управления финансами в России с учетом региональной составляющей, выявлены проблемы нормативно-правового регулирования системы управления финансами.

В третьей главе – «Разработка теоретических основ управления развитием финансового сектора экономики региона» – обоснованы предпосылки формирования региональных систем управления финансами в субъектах, произведена оценка факторов риска развития финансового сектора экономики региона, систематизированы формы и методы воздействия государства на развитие регионального финансового сектора.

В четвертой главе – «Методические основы комплексного анализа состояния и развития финансового сектора экономики региона» – исследован процесс становления финансового сектора экономики региона, в том числе формирование и развитие бюджетной и банковской систем, системы финансирования реального сектора экономики и инвестиционной деятельности в регионе; выявлены проблемы организации и функционирования региональной системы управления финансами и обоснованы направления ее развития.

В пятой главе – «Концепция развития финансового сектора экономики региона» – на основе результатов научного исследования и применения методических подходов к оценке эффективности управления финансовыми ресурсами регионов разработана концепция развития финансового сектора Новгородской области с целевой функцией достижения самодостаточности региона, повышения его кредитоспособности и инвестиционной привлекательности.

В заключении изложены основные результаты диссертационного исследования.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Диссертационное исследование посвящено решению крупной народно-хозяйственной проблемы – формированию теоретических и методологических основ управления финансовым сектором экономики региона, укреплению его финансовой устойчивости на основе развития направлений использования собственных доходных источников и реализации новых подходов в управлении финансами в условиях среднесрочного финансового планирования.

1. Выявлены основные тенденции в динамике, связанные с развитием регионального финансирования отраслей экономики рыночного типа как фактора территориального развития.


загрузка...