Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик (11.10.2010)

Автор: Соколова Наталья Леонидовна

Диссертант также дистанцируется от трактовок сопротивления власти как прямых выпадов против нее, которые сегодня практикуются не только (контр)культурными движениями и активистскими медиа («партизанская семиотика», деятельность «культурных блокираторов», культура джамминг), но и «низовыми» любительскими сообществами, связанные с развлечением, - в этом ключе некоторые исследователи рассматривают активистские тактические компьютерные игры, игры-пародии, феминистские компьютерные игры. По мнению диссертанта, подобные явления не могут быть рассмотрены как формы сопротивления власти, учитывая почти моментальную коммерцализацию любого протеста, любого радикального жеста, который либо воспроизводит форму мейнстрима, либо тут же им инкорпорируется.

Рассматривается эволюция движения «Сделай сам» (Do It Yourself) и делается вывод о том, что это движение содержало потенциал сопротивления, но его распространение было также вызвано желанием аудитории не просто потреблять медиа, но и участвовать в их создании, реализовать новые возможности в культуре. По мнению диссертанта, можно провести аналогию между этим движением и современными «низовыми» медиа.

Критически рассматривается точка зрения Дж.Киклич, который полагает, что можно говорить о большом потенциале сопротивления моддеров, поскольку они имеют значительный символический капитал. По его мнению, пока они не сформировали широкое контркультурное движение, поскольку не осознают своего особого положения в структуре игровой индустрии. Подчеркивается, что подобная постановка вопроса уязвима. Во-первых, ожидать от моддеров контркультурного протеста вряд ли возможно потому, что мотивацией активности моддеров является развлечение, удовольствие, игра. Во-вторых, Дж.Киклич рассматривает моддеров и игровую промышленность в качестве сторон оппозиции, в то время как в реальной практике они неразрывны, само существование моддеров возможно постольку, поскольку они вписаны в структуру игровой индустрии.

Моддеры не являются рядовыми потребителями из-за уровня технологической подготовленности, приближающей их к профессиональным специалистам, способов самоорганизации и т.д. Протестный же потенциал популярной культуры в целом ограничен. Как показали М.Бахтин, А.Грамши, представители Cultural Studies, «низовая» культура противоречива, она воспроизводит официальную и в то же время содержит протест, обычно его не артикулируя. По мнению диссертанта, в условиях усложнения характера власти сохраняют значение идеи М.Серто, показавшего, что сопротивление «слабых» редко связано со «стратегическим» сопротивлением, имеющем целью противостоять власти, - оно растворено в повседневных тактиках «избегания контроля». Представляется также верным утверждение П. Вирно, по мнению которого в современных условиях вопрос стоит не о сопротивлении власти, но о защите разнообразия опыта, инновационных форм жизни: «никакой гражданской войны, только право на сопротивление».

В третьем параграфе «Глобализация (поп) культуры и «цифровой колониализм» проблема власти ставится в глобализационном измерении. В силу интенсивной капитализации сферы высоких технологий и массовой культуры закономерны влияние и ведущая роль развитиях стран. Вместе с тем, в диссертации показывается, что идея распространенная идея «цифрового» колониализма не представляется корректной.

Подчеркивается, что глобализация имеет сложное измерение и не сводится к прямой экспансии более развитых культур. Подчеркивается, что в рассмотрении культурной глобализации продолжает использоваться модель культурного обмена между «центром» и «периферией», что предполагает признание отношений господства и подчинения в сфере культурного обмена. Однако, как показал ряд исследователей, процесс культурного обмена имеет более сложную структуру и для его понимания требуется переопределить «перифирийный» объект в активного субъекта, перестать воспринимать его как «принимающую сторону» глобализации.

Традиционно процессы глобализации исследовались на уровне стратегий глобальной культурной индустрии. Диссертант подчеркивает, что должна быть принята во внимание проблема «низовой» активности и креативности, роль неформальных «производителей» и дистрибуторов, действующих через глобальную сеть Интернета.

Поскольку популярная культура не связана с пассивным потреблением, культурные продукты, попадая в тот или иной локальный культурный контекст, существенно трансформируются, переинтерпретируются, что усиливается распространением «новых» медиа, которые способствуют проявлению креативности и активности потребителей. Специально подчеркивается роль «новых» медиа в существенном сдвиге в географии глобального культурного взаимодействия. Сеть «второго поколения» стала более свободной и децентрализованной. С учетом глобальных горизонтальных связей, выстроенных «самодеятельными» сообществами и через социальные сети, проблема «цифрового» колониализма предстает в ином измерении, поскольку появляются множественные, разнонаправленные векторы культурной глобализации. Делается вывод о том, что в исследовательском плане это делает актуальным исследование не только процессов глобализации, но и всего разнообразия локальных вариантов масс-медиа и популярной культуры.

Заключение диссертации обобщает разрабатываемую в ней проблему амбивалентного характера отчуждения и соответствующего противоречивого характера взаимосвязи отчуждения и общественно-исторического процесса. В нем также подводятся основные итоги работы, намечаются некоторые возможные направления дальнейших исследований.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях:

Монография.

Соколова Н.Л. Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиаландшафта. Самара: Изд-во «Самарский университет». 2009 (11,5 п.л.).

2.Статьи, опубликованные в реферируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК.

Соколова Н.Л. Кибер-развлечение, «свободный труд» и экономика дарения // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2010. № 1 (0,5 п.л.).

Соколова Н.Л. Популярная культура в парадигме Cultural Studies и философской эстетике // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион (серия «Гуманитарные науки»). 2010 (0,5 п.л.).

Соколова Н.Л. От «наивного» искусства к фан-арту// Вопросы культурологи. 2010. №3 (0,5 п.л.).

Соколова Н.Л. Массовая креативность online в структуре современного брэндинга// Философия социальных коммуникаций. 2010. №3/12 (1 п.л.).

Соколова Н.Л. Эстетика «популярного» Ричарда Шустермана (предисловие к публикации)//Личность. Культура. Общество: Междисциплинарный научно-практический журнал социальных и гуманитарных наук. М. 2009. Т.IX, вып.1. №№ 46-47(0,4 п.л.).

Соколова Н.Л. В поисках «эстетической жизни»: Р.Рорти и Р.Шустерман//Вестник Самарского университета. Гуманитарная серия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. №5/2(55) (0,4 п.л.).

Соколова Н.Л. После киберпространства: социальные медиа и проблема власти// Теория и практика общественного развития. 2010. №3 (0,6 п.л.).

Перевод: Шустерман Р. Форма и «фанк»: эстетический вызов популярного искусства // Личность. Культура. Общество: Междисциплинарный научно-практический журнал социальных и гуманитарных наук. М. 2009. Т.IX, вып.1. №№ 46-47 (первая часть, 1 п.л.). Т.IX, Вып. 2, №№ 48-49. (вторая часть, 0,6 п.л.).

Перевод: Шустерман Р. Ниже уровня интерпретации//Вопросы философии. 2008. No.7 (1,5 п.л.).

3.Публикации в других журналах.

Соколова Н.Л. Неопрагматистская критика концепции «популярной культуры» П.Бурдье// Философия, Общество, Культура: К 70-летию проф. В.А.Конева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007 (0,5 п.л.).

Соколова Н.Л. Cultural Studies, социология культуры и эстетика// Современная социология в поисках новых методологических подходов и методов исследования: сборник научных материалов Всероссийской научной конференции, Самара, 16-17 мая 2008года. Самара: Изд-во «Универс групп», 2008 (0,4 п.л.).

Соколова Н.Л. Популярная культура – новые медиа – эстетика (тезисы)//Эстетика без искусства. СПб.: Изд-во СПб. ун-та (0,1 п.л., тезисы )

Соколова Н.Л. Cultural Studies и проблема междисциплинарности//II Российский культурологический конгресс «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». СПб.: СПб.РИК, 2008 (0,2 п.л.)

ISSN 2040-462X (электронная публикация, 0,5 п.л.).

Соколова Н. Фан-арт: креативность и/или коммуникация?//Потребление как коммуникация-2009. СПб.: Изд-во СПб. ун-та (0.3 п.л.).

Соколова Н.Л. Популярное искусство и «конец» эстетического опыта: взгляд с позиций неопрагматизма//Горизонты культуры: от массовой до элитарной. Материалы IX ежегодной конференция. СПб.: Изд-во СПб. Университета. 2008 (0,4 п.л.).

Соколова Н.Л. Эстетизация повседневности и проблема визульного // Визуальные аспекты культуры-2006. Ижевск: Изд-во Удмурд. ун-та. 2006. (0,6 п.л.).

Соколова Н.Л. Встреча с «чужой» культурой как опыт понимания «своей»// Культурологическая мозаика. Самара: Изд-во Изд-во «Самарский университет», 2004 (0,5 п.л.).

Соколова Н.Л. Тема повседневности в русской религиозной философии // Материалы международной научно-практической конференции «Славянский мир и культура. Самара: Изд-во «Самарский университет». 2004 (0,2 п.л.).

Соколова Н.Л. Тема философии как «искусства жизни» в американской постаналитической философии// Идея университета и топос мысли. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005 (0,7 п.л.).

Соколова Н.Л. Этическая проблематика в современных концепциях «эстетической жизни»// Этическая мысль: Ежегодник. М.: Институт философии РАН. 2005 (1 п.л.).

Соколова Н.Л. Глобализация, постфеминизм и концепции «эстетической жизни» // Глобализация и гендерные отношения. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005 (0,7 п.л.).

Соколова Н.Л. Этические параметры концепций «эстетической жизни» (к дискуссиям в современной американской философии) (тезисы)// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2. М.: 2005 (0,1 п.л.).

Соколова Н.Л. Жизнь как произведение искусства: этико-социальный аспект // Проблемы социального исследования: современные дискуссии и подходы. Самара. 2004 (0,6 п.л.).

Соколова Н.Л. Сома-эстетика: дисциплинарный проект Р.Шустермана// XXI век: новые горизонты гуманитарных наук. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004 (0,4 п.л.).

Соколова Н.Л. Страх пустоты: женщина и эстетический этос // Языки страха: женские и мужские стратегии поведения. Спб.: Изд-во СпбГУ, 2004 (0,5 п.л.).


загрузка...