Методическая система дистанционного обучения математике учащихся общеобразовательных школ (11.10.2010)

Автор: Снегурова Виктория Игоревна

- построении и отборе содержания контрольно-диагностической системы, которая должна обеспечивать не только контроль результатов, но и диагностику процесса взаимодействия учащихся с учебными материалами; а также позволять максимально точно идентифицировать личность учащегося;

- возможности более полной индивидуализации обучения через построение и реализацию индивидуальных маршрутов освоения учебного математического содержания, ориентированных на индивидуальные образовательные потребности учащихся.

Специфика обучения математике по сравнению с другими учебными предметами в среде дистанционного обучения проявляется в:

- отборе форм проведения дистанционных занятий по математике;

?????????Q

???????????Q

?????????{

?????????{

>требованиях к дистанционному учебному ресурсу;

- построении технологической цепочки процесса дистанционного обучения, отражающей структуру учебной математической деятельности и этапы работы с элементами математического содержания;

- содержании контрольно-диагностической системы.

Проведенный в ходе исследования эксперимент показал, что существенное влияние на результаты дистанционного обучения математике оказывает готовность сетевого учителя математики к его реализации. Низкий уровень готовности, выраженный в недостаточном уровне сформированности профессиональных умений, необходимых для реализации дистанционного обучения математике у подавляющего большинства учителей, участвовавших в эксперименте, позволил сделать вывод о необходимости выделения в качестве компонента методической системы дистанционного обучения математике подсистемы методического сопровождения, что, в свою очередь определило необходимость выделения понятия «методическое сопровождение сетевого учителя математики» в качестве одного из основных. Теоретический анализ источников, в которых предложены трактовки понятия «сопровождение» (А. В. Мудрик, П. А. Эльканова, И. Д. Фрумин, В. И. Слободчиков, Е. М. Муравьев, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и др.) позволил сформулировать его определение.

Под методическим сопровождением сетевого учителя математики понимается процесс взаимодействия сетевого учителя и методиста (дополняемый по мере необходимости взаимодействием сетевого учителя с психологом, создателями учебных курсов и тьютором) в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание помощи в овладении сетевым учителем методикой дистанционного обучения математике. Система методического сопровождения сетевого учителя математики рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающая повышение уровня готовности сетевого учителя к реализации дистанционного обучения математике.

Анализ процесса дистанционного обучения (математике), реализуемого в разных моделях, затруднений, возникающих у сетевого учителя, его потребностей, позволил выделить особенности методического сопровождения сетевого учителя в системе дистанционного обучения:

необходимость обеспечения постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения – от начального момента подготовки будущего сетевого учителя к своей деятельности до окончания обучения, а также возможность получения квалифицированной помощи почти в любой момент времени;

одновременное выделение в системе сопровождения нескольких содержательных и организационных линий;

направленность на удовлетворение индивидуальных потребностей, гибкая настройка системы на отдельного конкретного учителя;

необходимость учета динамики профессионального роста сетевого учителя и гибкое реагирование на ситуации его развития;

опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений, а не на их преодоление.

Методическое сопровождение сетевого учителя математики целесообразно проектировать на базе двух оснований: 1) специфических требований к сетевому учителю математики; 2) уровня готовности сетевого учителя к реализации дистанционного обучения математике и выделенных в понятии «готовность» компонентов (познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой).

Беря за основу определение Г.А.Кручининой, трактующей готовность как «устойчивую характеристику личности, целостный комплекс, включающий в себя мотивационный, познавательный и эмоциональный компоненты», готовность сетевого учителя математики к реализации процесса дистанционного обучения математике конкретизируется как готовность к профессиональной деятельности в определенных условиях, которая включает три компонента: С учетом специфики профессиональной деятельности учителя математики, реализующего дистанционное обучение, выделенные компоненты были конкретизированы следующим образом:

- мотивационная (потребность успешного использования знаний об объектах, субъектах, средствах, результатах деятельности в процессе дистанционного обучения математике; интерес к работе в специфических условиях информационно-образовательной среды дистанционного обучения; стремление к успеху, конкурентоспособности, самореализации в этой деятельности);

- познавательная (уровень теоретической подготовки: знание основных понятий; знакомство с литературой о ДОТ, ДО; уровень практической подготовки: сформированность умений реализовывать отдельные этапы дистанционного обучения и всего процесса в целом, сформированность навыков сетевого взаимодействия; опыт: использования ДОТ в учебном процессе, реализации дистанционного обучения);

- эмоционально-волевая (понимание ответственности за результаты процесса дистанционного обучения математике; уровень уверенности в своих знаниях и умениях, связанных с процессом реализации дистанционного обучения математике; уровень самооценки готовности к реализации дистанционного обучения математике; уровень осознания значимости осуществляемой деятельности).

За основу была принята предложенная Г.А.Кручининой пятиуровневая модель (знакомство, осведомленность, элементарная готовность, функциональная готовность, системная готовность) описания готовности. В результате ее конкретизации были получены их характеристики, адаптированные на сетевого учителя математики.

Вторая глава «Модель методической системы дистанционного обучения математике» посвящена уточнению содержания понятия «методическая система дистанционного обучения математике» и связанного с ним понятия «информационно-образовательная среда дистанционного обучения», описанию подходов к построению методической системы дистанционного обучения математике, ее структуры, а также основных компонентов этой системы и их содержательного наполнения.

Подробно рассматривается авторская методическая система дистанционного обучения математике, выделенные в ней компоненты: обучающая подсистема, контрольно-диагностирующая подсистема и подсистема методического сопровождения сетевого учителя математики; элементы каждой из выделенных подсистем: цели, содержание, средства, методы и организационные формы.

Методическая система дистанционного обучения математике рассматривается нами как основное средством реализации дистанционного обучения. Специфические условия обучения приводят к существенным отличиям как в структуре методической системы дистанционного обучения по сравнению с методической системой традиционного обучения, так и в содержательном наполнении отдельных ее компонентов, прежде всего – в средствах и формах проведения занятий, а также в отборе методов обучения и педагогических технологий.

Анализ процесса эволюции понятия «методическая система» в соотнесении его с основными требованиями системного и средового подходов в обучении, на основе учета специфики дистанционного обучения математике и возможности реализации методической системы в различных информационно-образовательных средах, позволил сформулировать следующее определение:

Под методической системой дистанционного обучения математике (МСДОМ) понимается взаимосвязанная совокупность компонентов, обеспечивающая удовлетворение образовательных потребностей общества и учащихся за счет достижения поставленных целей обучения математике в условиях специализированной информационно-образовательной среды и проектируемых с учетом и на основе актуальных и потенциальных возможностей их реализации в различных информационно-образовательных средах дистанционного обучения.

При этом методическая система дистанционного обучения математике понимается как открытая саморазвивающаяся система, изменение которой определяется: становлением новых подходов к обучению, обоснованных исследованиями в области педагогики и психологии, а также перспективами развития технологических решений, на основе которых проектируются средства обучения, оформляются новые методы, средства и формы организации процесса обучения.

Анализ практики реализации методической системы дистанционного обучения математике в различных информационно-образовательных средах показывает, что это приводит к образованию ее «проекций» на конкретные условия, определяемые технологическими характеристиками информационно-образовательной среды. Эти «проекции» являются закрытыми системами, структура которых аналогична структуре проецируемой модели, а содержательное наполнение каждого компонента является подмножеством наполнения соответствующего компонента исходной модели.

Под информационно-образовательной средой дистанционного обучения (ИОС ДО) понимается система, предназначенная для реализации дистанционного обучения и включающая в себя компоненты: педагогический; технологический; учебно-методический и систему администрирования. При этом при создании каждой конкретной информационно-образовательной среды дистанционного обучения наполнение учебно-методического компонента осуществляется за счет проецирования теоретической модели методической системы дистанционного обучения математике на конкретные условия этой среды.

Таким образом, учебно-методический компонент соответствует проекции методической системы дистанционного обучения математике и отражает ее существенные свойства (содержательное наполнение компонентов методической системы дистанционного обучения математике).

В результате теоретического исследования и анализа данных, полученных в ходе поискового эксперимента, была определена последовательность действий, приводящая к построению методической системы дистанционного обучения математике:

1) в результате анализа опыта реализации дистанционного обучения математике выделяется минимально необходимый для его реализации набор элементов («ядро»), который явился основой для построения модели методической системы дистанционного обучения математике;

2) в результате теоретического анализа описывается максимально широкий набор элементов, который бы обеспечивал реализацию дистанционного обучения математике предположительно в различных информационно-образовательных средах;

3) в результате анализа технологических возможностей различных информационно-образовательных сред дистанционного обучения выделяются инвариантная и вариативная составляющие методической системы дистанционного обучения математике.

Под инвариантом методической системы дистанционного обучения математике в исследовании понимается набор элементов, используемых при ее реализации в каждой информационно-образовательной среде; под вариативом методической системы дистанционного обучения математике понимается составляющая, позволяющая реализовать дистанционное обучение математике в соответствии со спецификой различных информационно-образовательных сред дистанционного обучения.

Построение модели методической системы дистанционного обучения математике рассматривается как процесс взаимосвязанных этапов: стратегическое планирование; проектирование структуры методической системы дистанционного обучения математике, определяемой целями обучения математике в специфических условиях дистанционного обучения; проектирование отдельных компонентов системы и определение связей между ними; проецирование методической системы дистанционного обучения на условия конкретной информационно-образовательной среды; проверка эффективности спроектированной системы.


загрузка...