Современный город как культурная система (11.10.2010)

Автор: Скрипачева Ирина Александровна

Вследствие «взрыва» исторического и национального самосознания людей, активной деятельности многих общественных и «неформальных» движений формируется понятие об исторических социокультурных системах, их социальной и культурной динамике. В то же время управление историко-культурными комплексами как целостными территориальными образованиями неосуществимо без поиска адекватных форм охраны. По этой причине возникает множество конфликтных ситуаций, когда частичное рассмотрение территориально обусловленных феноменов наследия лишает возможности координированно влиять на политику городского развития.

12. Культурные процессы понимаются не только как объект организации (с позиций приоритетов, целей, функций), но и как предмет практического использования в городском сообществе, где они находят выражение, во-первых, в рефлексии, во-вторых, в социокультурном моделировании, с помощью которых создаются нормы, внедряются в те или иные социальные группы. В этих процессах важную роль играет разработка организационных моделей культуры, ориентированных на город «культурных технологий».

Регуляция культурных процессов производится посредством функционирования имеющейся «вертикали» властных институтов и работы культурных институтов как основных «проводников» организации. Из этого следует, что адаптация социокультурной системы к меняющимся условиям бытия происходит не только методом стихийно развивающихся процессов, играющих значимую роль в жизни общества, но и через комплекс регулятивных механизмов.

13. Современные реформы в политике, экономике, культуре ещё не связаны пониманием привязанности социальных процессов к культурному ландшафту городских сообществ, а лишь пытаются разрешить противоречия вопреки реально действующим механизмам урбанизации. Но именно эти процессы неразрывно связаны с динамикой созревания городского ядра, аккумулирующего в себе главные потенции развития, лишающего социальную жизнь «состояния покоя». В настоящее время процесс стратегической организации культурных процессов включает ряд направлений отраслевой деятельности: планирование, введение системы индикаторов, исполнение, оценку и подведение итогов. Каждой фазе соответствует набор ключевых аналитических инструментов, включая подготовку и планирование, оценку потенциала, разработку индикаторов, исполнение, установление связей и распространение информации. В итоге город становится устойчивым и живым благодаря культурной жизнеспособности горожан, которая проявляется как забота, уважение и внимание по отношению к образу города и его жителей, включает идентичность, память и традиции городского сообщества, а также производство, распространение и потребление символических творческих продуктов, выражающих своеобразие города.

14. Благодаря представлению Тольятти как примера культурной системы становится возможным на специально выделенных сферах проследить основные источники локальных изменений и многообразия культурной жизни молодого города. При концептуализации городского округа Тольятти как культурной системы последнюю можно представить как единицу анализа эволюции культуры молодых городов, предполагающей возможность структурно-функциональных модификаций. Изменчивость города как культурной системы зависит от условий ее существования и характера ее связей с окружением, а изучение динамики составляющих подсистем городской культуры дает возможность выделить механизмы, обеспечивающие их самосохранение и саморазвитие.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке комплексной дискурсивной модели анализа города как культурной системы в динамическом единстве всех ее составляющих, где город становится не только центром воспроизводства культуры, создания новых культурных форм, но и пространством организованного взаимодействия представителей разных локусов и систем городской жизни.

Представленный материал углубляет теоретические аспекты, касающиеся видов и типов нормативной системы культуры, позволяет выявить механизм функционирования культурных систем в динамике социокультурных процессов и отношений.

В результате исследования уточняется понятие концептуальной модели культурных феноменов, располагающихся в границах урбанистического типа культуры.

Практическая значимость исследования представлена в разработке системы представлений о городской жизни как социально-культурном феномене, концептуальных положений и научно-практических рекомендаций для формирования культурной политики, стратегического планирования социально-экономического и культурного развития города.

Результаты исследования могут быть внедрены в качестве профессиональных образовательных программ в рамках учебных курсов «Философия», «Социология», «Культурология», «Менеджмент культуры», «Межкультурные коммуникации», «Социология культуры», «Массовая культура», «Муниципальная культурная политика» и др.

Материалы и выводы исследования представляют интерес для специалистов в сфере индустрии культуры и искусства, образования, СМИ и иных областей социально-культурной деятельности, влияющих на конструирование моделей городской культуры и ориентиры культурного развития территории.

Апробация работы

Результаты исследований по теме диссертации были представлены автором в его выступлениях на 20 научно-практических конференциях, форумах, «круглых столах», в том числе: на Всероссийской научно-практической конференции «Диалог культур изменяющейся России: исторический опыт региона и социокультурная реальность». 24–25 апреля 2008 г. Ставропольский государственный университет; V Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы управления организацией в современных условиях» (ВК–12–48), март 2008 г. Пенза. Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского; Всероссийской научной конференции «Культурное пространство России в XXI веке. Федеральные и региональные проблемы» Москва, 2003; Всероссийской научно-практической конференции Методология управления инновационными процессами в науке и образовании. Тольятти – Москва, 2006.

Материалы исследования нашли отражение в 45 публикациях автора, из них 11 – в журналах, рецензируемых ВАК.

Практическое внедрение результатов реализовано в отрасли культуры органов местного самоуправления городского округа Тольятти, а также в учебном процессе в рамках курсов «Муниципальная культурная политика» и «Социология культуры», читаемых в Гуманитарном институте Тольяттинского государственного университета.

Отдельные главы диссертации и работа в целом обсуждались на кафедре культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств и на кафедре культурологии и рекламы Вятского государственного гуманитарного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, четырех глав, включающих 18 параграфов, Заключения, списка использованных источников и Приложения.

Общий объем диссертации - 410 страниц.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность проблемы исследования, оценивается степень ее научной разработанности, обозначаются цели и задачи, объект и предмет исследования, его структура, определяется теоретико-методологическая основа, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава – «Становление современного города как культурной системы» – посвящена обоснованию теоретико-методологических установок исследования городов как социальных систем, определяющих важный аспект современной социальной реальности.

Обозначая в качестве одной из важнейших свойств социальной системы принцип динамичности, автор подчеркивает способность города как социальной системы накапливать и передавать информацию, а также влиять на процессы управления и самоорганизации.

Особую важность здесь приобретают прикладные исследования, нацеленные на мониторинг текущих изменений, происходящих в культурной системе города, что позволит уточнить механизм функционирования ее конкретных структур, обеспечивающих становление городской культурной системы и ее единство.

В параграфе 1.1 – «”Городской образ жизни” как элемент системной характеристики города» – автор обосновывает в культурной системе города такое понятие, как «городской образ жизни» и связанные с ним понятия «уровень потребностей и доступности», «социальная престижность», которые рассматриваются как оценочные характеристики этой системы. Таким образом, понятие «образ жизни» как связующий компонент культурной системы объединяет в себе общесоциальные, групповые и индивидуальные черты жизнедеятельности, а также аккумулирует преимущества городского образа жизни в накоплении специализированной культурной информации, в удобствах искусственной среды, многообразии благ, социальной активности и подвижности городского населения.

Природные, социальные, культурные условия оказывают фундаментальное формообразующее влияние на организацию людьми качественного многообразия жизненных проявлений. Эти условия обеспечивают и ограничивают конкретно-исторические возможности выбора форм самореализации личности в культурной системе современного города. Содержание образа жизни определяется особенностями жизнеобеспечения людей, их занятиями, видами деятельности и взаимодействия друг с другом. Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, то есть организацией процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах совместного существования. Образ жизни представлен как социальное целое, система с наличием компонентов системы, систематизирующего фактора и внутренних закономерностей развития. Типология по системообразующему фактору выделяет основное, определяющее суть жизнедеятельности. В образе жизни – это, прежде всего, человеческая активность, связанная с характером, содержанием жизнедеятельности, отношением к ней. Через активность проявляется самовыражение человека и именно через деятельность раскрывается суть человеческой природы, заложенные в ней возможности.

Основой параграфа стал тезис о том, что выводы, сформулированные в рамках антропологического подхода, не только обосновывают системное осмысление культурного пространства города, утверждая эмпирически сложившееся представление об исконной обособленности и объединенности городского мира, но и объясняют функционирование его как реальной целостности, где понятием «город» обозначается надэмпирическое начало, связующее, объединяющее в одно целое множество реальных и бытовых отношений, специфику внутреннего уклада и его составляющих.

В параграфе 1.2 – «Многообразие социальных, этнонациональных и конфессиональных групп и своеобразие их субкультур в современном городе» – автор анализирует совокупность критериев, определяющих распространенность и многообразие сферы культурной жизни современного города, его интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал.

В этой связи высказывается предположение о необходимости закрепления функции руководства городом и всех обеспечивающих ее средств, методов и служб, которые приводят к созданию особых механизмов трансляции и воспроизводства культурных ценностей. Системный подход позволяет раскрыть пересечение и переплетение многих типов культуры, поведения, реализации отношений власти, подчинение их жизни города, что создает условия для естественного развития, возникновения и создания новых форм культуры, типов поведения, способов жизни. Отмечено, что по мере социальной интеграции инонациональных объединений в городское пространство русских городов они лишь частично воспринимают духовную культуру российского города, образуя свою этническую субкультуру, а порой и поселяются компактно, образуя подобие гетто. Происходит формирование таких форм общественной регуляции национального сознания, как право и мораль, отличающихся от местных – русских, появляются искусство и литература как самостоятельные сферы индивидуального национального творчества. Эта тенденция указывает на то, что в любой культуре обнаруживаются не только различные основания для идентификации, но и реальные объединения людей, использующие эти основания для группового самоопределения. Задача состоит в том, чтобы понять современные тенденции изменений в каждой из национальных общностей и поддерживать их на уровне местного самоуправления. Обостренный, повышенный интерес к церкви оказался обусловленным не только ростом религиозности, но и тем, что церковь сегодня выполняет объединяющую и компенсаторную функцию.

Культура современного города не исчерпывается только нормативным полем ? есть еще и зона неупорядоченного поведения, преступность, и, наконец, мир творчества, которые в принципе противостоят нормативному полю. По уровню общественного влияния эти «ненормативные» поля порой превосходят общепринятые эталоны социальной адекватности. Все это оказывает весьма существенное воздействие на характер жизни современного горожанина.

В параграфе представляется последовательное рассмотрение городской культуры как системы субкультур, объединяющихся, взаимодействующих и конфликтующих друг с другом.

На основе проведенного анализа делается вывод, что для современного города как источника общественной динамики характерен высокий уровень дифференциации, то есть многообразия видов социально значимой деятельности, образцов поведения, социальных отношений, форм организации городского пространства. Многообразие социальных форм в современном городе является главным условием для возникновения и накопления творческого потенциала, стремления к индивидуальности и своеобразию. Из изменений потребностей и запросов людей выводится концепция социальной дифференциации, а также возникновения новых структур на изменившиеся массовые запросы.

В культурном плане концепция социальной структуры современного города акцентирует общность интересов и координацию действий, то есть социальную солидарность. О ее наличии можно говорить в том случае, если двое или более людей заинтересованы в решении общей задачи, действуют согласованно, в одном направлении, в общих нормативных рамках. На ней держатся социальные отношения.

Соответственно, типы социальных действий, желаний, целей людей в городе оказываются многообразными с точки зрения не только их объективации, предметной представленности, но и источников порождения.

В параграфе 1.3 – «Разнообразие форм культурной организации в современном городе» – исследуется самодостаточность современного города, определяющая, насколько в его институтах легитимизированы ценности, которые разделяются членами общества. В диссертации формулируется предположение, согласно которому культурное разнообразие подразумевает поощрение производства, потребления и распространения различных культурных продуктов, а также наличие широких представлений о том, из чего складывается местная культура.

В этой связи каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, то есть институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь города в целом. Анализируется роль социальных институтов, которые организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере городского пространства, и поэтому деятельность сети данных учреждений в культурной системе города приобретает последовательный и целенаправленный характер.

Функция каждого института заключается в решении определенной социально значимой задачи, в удовлетворении конкретной базовой потребности, осуществлении групповых интересов. В этом смысле реализация такого рода функций составляет социокультурную жизнь, то есть функционирование институтов рассматривается как необходимое условие социокультурной жизни. Этот признак положен в основу выделения культурных институтов и дифференциации их по отношению к культурной системе города во взаимосвязи с иными организациями.

Определена классификация всего многообразия культурных институтов с выявлением ряда оснований, на базе которых она проведена.

Первым и наиболее очевидным основанием для выделения группы культурных институтов из всего множества других учреждений выделено то, что именно культурные институты играют роль основных «механизмов» (или «инструментов») реализации культурных процессов. При таком определении в категорию культурных институтов входят также образовательные учреждения (в первую очередь средние школы и вузы гуманитарного профиля), государственные и местные средства массовой информации, система книгоиздания и ряд иных организаций (как государственных, так и негосударственных), которые в содержании своей деятельности полностью или отчасти ориентированы на основные положения официальной культуры, реже – стоят в оппозиции к ней.

Содержание и формы деятельности конкретных институтов городского социума определяются, с одной стороны, структурой феномена межпоколенной передачи, с другой – их общегуманитарной и образовательной сущностью. Помимо функций депозитариев, в которых на различных носителях хранится информация, каждый из исследованных институтов реализует образовательную, воспитательную, просветительскую, досуговую, культурно-охранную, художественную и рекреационную функции. Роль институтов, связанная с каждым из этих видов деятельности, может меняться под влиянием социально-экономических процессов.

Наряду со специальными, присущими данному институту функциями, рассмотрена деятельность всех сформировавшихся институтов, которые решают общие задачи.


загрузка...