Современный город как культурная система (11.10.2010)

Автор: Скрипачева Ирина Александровна

Теоретические основы исследования базируются на классических и новейших исследованиях ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Теоретическую основу диссертации составили:

- исследования в области теории социальных и культурных систем и социодинамики культуры (Гегель, Шеллинг, П. Анри, Т. Ван Дейк, Т. Парсонс, М. Пёше, П. Серио, М. Фуко, Ю. Хабермас, А. Пелипенко, И. Яковенко, Г. Щедровицкий, В. Левада Э. Юдин);

- исследования в сфере функциональных моделей культуры и теории взаимодополнительности основных форм её проявления ( А. Миголантьев, В. Лапин, А. Ахиезер, Л. Коган, Н. Яницкий);

- работы, связанные с феноменологией культурных явлений (К. Линч, Л. Коган, Н. Григорьев, А. Иконников, К. Исупов, О. Трущенко, В. Глазычев);

- культурно-антропологические концепции, в частности теории личности как субъекта культуры (Р.и Х.Линд, Р. Редфилд, У.Уорнер);

- работы в области структурно-семиотических исследований архитектоники культурного пространства (Р. Барт, В. Абашев, Е. Макаров, В. Топоров, Ю. Лотман).

Теоретические положения и выводы опираются на эмпирический материал, полученный в процессе проведения социологических опросов, а также на анализ исследования моделей интеграционных и дезинтеграционных культурных процессов.

Методологическая база исследования

Исследование методологических и теоретических аспектов города как культурной системы требуют применения интегративного подхода к анализу социокультурных явлений, использования достижений различных наук, синтеза различных концепций и теорий. Применение междисциплинарного подхода позволяет использовать полученные результаты для прикладных исследований современного городского пространства.

Работа основана на методологических подходах классического эволюционизма, с позиций которого рассматриваются составляющие культурной системы города и феномен культурной системы молодых городов (на примере города Тольятти), а также принцип структурного функционализма, в рамках которого анализируются различные проблемы функционирования культурной системы и возможной методики ее прогнозного моделирования.

В целях достоверности выводов диссертационного исследования в рамках общего системного метода были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач: историко-генетический структурно-семиотический, культурно-антропологический, историко-функциональный. Указанные методологические принципы использовались в ракурсе дискурсивного подхода к интерпретации культурных процессов.

В решении прикладных задач работа опирается на метод поискового и нормативного прогнозирования культурных систем, представленного новым направлением научных исследований – социологией социальных проблем.

Социальная реальность, анализируемая сквозь призму культурного пространства города, рассматривается как совокупность специфического отношения к имеющимся ресурсам культуры, воплощающим культурное наследие и накопленный опыт. В этой связи представляется оправданным обращение к возможностям историко-генетического и компаративного анализа.

Вместе с тем, ресурс конституированного анализа явлений и процессов культуры остается пока недостаточно реализованным. В этой связи актуализируется интерес к возможностям дискурсивного подхода к интерпретации явлений городской культуры, потенциал которого заключается в том, что, в отличие от семиотического, синергетического и других традиционных методов анализа явлений культуры, он нацелен на обнаружение зависимости способа организации знания о тех или иных явлениях культуры от властных стратегий, системы социокультурных предписаний и запретов, реализуемых в городах. В контексте дискурсивного подхода культурные феномены предстают не как совокупности знаков, а как культурные практики (репрезентации), моделирующие объекты организации.

Выделение проблемного поля исследования позволило сформулировать научную гипотезу, которая заключается в том, что создание интегративной культурологической модели города призвано совершенствовать функционирование и трансформации всех уровней культурной коммуникации города в современных условиях с учетом динамики взаимодействия его системообразующих элементов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется постановкой научной проблемы, ориентированной на анализ системообразующих компонентов культуры современного города и выработку стратегий, способствующих их эффективному функционированию в различных условиях:

- впервые современный город рассмотрен как культурная система, находящаяся в динамике и «живом» функционировании всех ее элементов: городской среды, личности горожанина, повседневной культуры, образования, культурной политики, этнонациональных и конфессиональных характеристик и взаимоотношений, во взаимосвязи с такими категориями, как «городской образ жизни», «уровень потребности и доступности», «социальная престижность» и др., с представлением их как оценочных характеристик элементов городского пространства;

- проведен структурный анализ составляющих частей городского пространства, выделяемых в качестве системообразующих элементов культурной системы;

- впервые выявлена и описана совокупность культурных процессов, способствовующих интегрированному и целостному функционированию и развитию современного города как культурной системы;

- впервые в отношении новых городов разработаны теоретические основы моделирования организационной деятельности в городской социокультурной среде, заключающиеся в разработке и реализации программных документов, инновационных проектов в контексте новых подходов к моделированию содержания, форм и методов работы органов местного самоуправления;

- исследованы проблемные ситуации сохранения городского культурного наследия с выделением в них элементов, поддающихся целенаправленным изменениям с применением инновационных организационных технологий, направленных на поиск и освоение новых ресурсов территории;

- впервые осуществлен целостный анализ элементов культурной информационной среды в современном городе (Интернет, СМИ и т.д.) в контексте их инкорпорированности в систему городской культуры; представлен культурологический анализ феноменологии информационного общества, где выявляется необходимость формирования его технолого-идеологического ядра на уровне городского пространства;

- впервые разработан принцип анализа современного промышленного территориального мегаполиса Поволжья (города Тольятти) как особого места пространственного и символического функционирования культурной системы, разработана система культурных стратегий и механизмов организации культурных процессов в городах аналогичного типа.

Положения, выносимые на защиту

1. Поскольку город рассматривается как система, то «поведение» этой системы, обладающей способностью накапливать и передавать информацию, формировать процессы управления, функционировать в качестве самоорганизующегося феномена, является предметом серьёзных научных изысканий. Потребность культурологии включить в круг исследования составляющие части культурной системы современного города нарастает по мере того, как выясняется невозможность решать без них насущные проблемы городской культуры

2. В настоящее время современный город представлен как рационально организованная территория с методами и механизмами традиционного планирования, продиктованного «сверху вниз»,  как центр сосредоточения производственного, политического и социокультурного потенциала, характерными признаками которого являются: высокие темпы научно-технического, промышленного и социального развития, миграционная динамика, уникальные ритмы и характеристики, формирующие полипаттерную среду с ускоренными процессами культурной идентификации.

3. Структура социокультурного пространства современного города функционирует в роли организатора развития городской культурной системы, которая позволяет представить его в двух аспектах: как единое социокультурное пространство и как комплекс функционирующих социокультурных систем. Вместе с тем, субъективные и объективные факторы состояния и динамики городской культурной системы во взаимосвязи и взаимозависимости ее составляющих, определяют характер зависимости, механизмы ее поддержания и выявляют проблемы изменения ее внутренних структурных модификаций.

4. С учетом методов междисциплинарного подхода, среди которых наиболее значимым является метод социокультурного (прогнозного, проблемно–ориентированного, проблемно-целевого) моделирования, разрабатываются составляющие элементы моделей культурных преобразований, осуществляемых в желаемых направлениях и с учетом имеющихся ресурсов. Обозначенная парадигма представляет совокупность позиций по ключевым проблемам городского развития: отношения человека к природе, к технологии и экономике, принципам социально-инфраструктурной организации и культурной жизни. Поэтому она может быть представлена как парадигма общечеловеческих ценностей.

5. В современных российских условиях большую актуальность представляет определение стратегии эффективной организации города как культурной системы и концептуальное представление научно обоснованной и оптимальной концепции модели функционирования этой системы с учетом территориальных ресурсов. Такой подход основан на постоянном использовании информации, поступающей извне, наличии четкой системы планирования и контроля, способной быстро и адекватно реагировать на изменение целей и условия их достижения. Эта многоаспектная, встроенная в систему социальной организации модель представлена также как подсистема жизнеобеспечения человека, связанная с его природным культурным и социальным окружением.

6. В условиях проходящих государственных реформ власти функционирование городской культурной системы в контексте современной социокультурной ситуации выявляет ряд проблем, главная среди которых – расхождение поставленных целей и основных направлений реальной деятельности органов местного самоуправления при отсутствии минимальных социальных стандартов. Отсюда основной задачей становится переориентация устоявшихся в обществе представлений о целях, задачах культурного развития современного города и приведение их в соответствие с новым содержанием.

Правильный выбор приоритетов городской культурной политики предполагает устойчивую обратную связь со всеми составляющими городского пространства, а она, в свою очередь, требует неуклонного совершенствования субъективно-оценочных показателей благосостояния, развития своего рода «социологии счастья».

7. Качество функционировния городской культурной системы напрямую зависит от класса управляющей команды и подразумевает при этом необходимость использования человеческого капитала, то есть выстраивание механизмов общественного участия (общественной экспертизы), рассматривая его как способ обеспечения постоянного баланса между действиями органов управления и общественными потребностями. Социальное благополучие и уровень качества жизни горожан будет зависеть от «меры доступности средств» для решения жизненно-важных проблем.

8. Образование, воспитание, досуг, информационное пространство как категории человеческой культуры и подсистемы культурной системы являются по своей природе релациональными (отношенческими) и представляются значениями объектов, воспринятых через человеческие интересы и с точки зрения эти интересов. Культурно-образовательное пространство города рассматривается как современное многоуровневое образовательное направление интегративного типа, обеспечивающее полный цикл от получения нового знания до его массового использования в развитии города. Несмотря на особенности нормативной, коммуникативной, функциональной и культурной интеграции населения современного города, только личностные характеристики человека связаны с элементами его дифференцированного социокультурного окружения: образованием и воспитанием, культурой, досугом и информацией, повседневной жизнью.

Повышение уровня образования еще не во всех отношениях находит адекватное отражение в культуре города и городского образа жизни в целом. В связи с этим возникает острая проблема стабильности творческих коллективов, предприятий, учреждений, поскольку образование является одним из факторов активной миграции молодых людей из провинциального города в столичные мегаполисы.

9. В условиях городских культурных процессов в качестве приоритетного направления в сфере культуры становится решение локальных проблем сохранения национальных культурных особенностей. Этнокультурная идентичность как составляющая часть культурной системы современного города характеризует стремление национальных групп не столько к политическому или экономическому, сколько к культурному самоопределению. Чем больше разнообразие национальных культур и природных ландшафтов, тем выше социальный потенциал города.

Исследование на городском уровне качества культурно – исторической преемственности выдвигает новые требования к сохранению развитию первичной национальной идентичности через возрождение элементов традиционной культуры.

10. Многообразие видов культурной деятельности современного города представляет творческий диалог культурных институтов и культурных программ, для которых актуализируются проблемы создания пространств взаимодействия и общения различных сообществ и групп в направлении межличностного общения и коммуникации, преодоления границ между различными социальными и национальными группами, включения маргинальных групп в поле внимания общества.

Основной общественно значимый результат функционирования социокультурной сферы города выражается в общем виде в улучшении качества характеристик городского населения, обусловлен процессом восстановления и развития физических и интеллектуальных способностей людей в свободное время. Достичь такого результата можно только путем наиболее полного использования городским населением возможностей и условий, предоставляемых ему городом.

11. Анализ культурного наследия современного города и его всестороннее изучение позволяет решать ряд предельно важных задач: выявления генезиса культурных феноменов в процессе изучения, сохранения и использования предметного ряда городских историко-культурных объектов, изучения сходства и различия этих объектов в ходе реализации их функций, исследование форм организации и динамики их использования и т.п.


загрузка...