Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога (11.10.2010)

Автор: Рощин Сергей Павлович

Рощин Сергей Павлович

Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(изобразительное искусство)

Москва 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО г. Москвы «Московской городской педагогический университет» на кафедре рисунка и графики факультета изобразительных искусств

Официальные оппоненты:

Заслуженный деятель искусств, доктор педагогических наук,

профессор Медведев Леонид Георгиевич

доктор педагогических наук,

профессор Барциц Рауф Чинчорович

доктор педагогических наук,

профессор Кузнецов Егор Федорович

Ведущая организация – Орловский государственный университет

Защита состоится «_________» 2010 г. в «____» часов на заседании диссертационного Совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд.№ 551).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «______________» 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета К.В.Макарова

Актуальность исследования. Выдвижение в разряд национальных приоритетов реформы отечественного образования есть важнейший фактор в ряду социальных процессов, которые происходят в нашем обществе. Государственная молодежная политика ориентирована таким образом, чтобы вопросам развития, становления личности человека было отведено самое достойное место. Образование - главный инструмент, способный решать вопросы социализации молодого поколения граждан, определения его ориентиров в достижении социального равенства и консолидации общества, благосостояния и стабильности, процветания Родины. Важной направляющей современного образования является его повышенная мобильность, способность гибко реагировать на запросы личности в своем профессиональном развитии на протяжении всей жизни. Лозунг «Образование для жизни» сменил лозунг «Образование на протяжении всей жизни», что более соответствует современным требованиям социального устройства общества и происходящим процессам в мировом образовательном пространстве.

В своей работе, при определении психолого-педагогических основ исследования, мы опирались на труды таких известных ученых, как: А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.К. Маркова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн. В работах этих авторов отражено такое понимание образовательного процесса, где приоритетом является проблема развития и становления личности человека – уникальной субстанции, не идентифицируемой по физиологическим и психическим признакам с другой личностью. Соответственно этому должен развиваться процесс воспитания и образования художника-педагога, который представляет собой такое направление образования, где культура, искусство, гуманитарные науки имеют приоритетное значение для формирования и развития личностных качеств.

Вопросам художественного образования посвящено большое количество исследований ученых, педагогов и художников, которые в меру своих возможностей определили закономерности этого процесса и рассмотрели частные вопросы методик дисциплин образовательных программ художника и педагога. За десятилетия этого процесса появились научные школы, которые оказывают ведущее влияние на развитие художественного образования не только в Российской Федерации, но и на всем постсоветском пространстве. К числу значимых представителей этого научного сообщества относятся Н.Н.Ростовцев, Е.И.Игнатьев, Г.В. Беда, А.П. Яшухин, В.С.Кузин, Н.Н. Анисимов, А.Д. Алехин, Г.Б. Смирнов, А.И. Курнаков, Е.В. Шорохов и многие другие. Без всякого сомнения, можно сказать, что различного рода научные работы, методические пособия и рекомендации, программы представителей данного сообщества имеют очень большое значение для успешной работы художников-педагогов и учащихся – будущих художников самых разных специализаций. Большое количество диссертационных исследований в последние годы посвящено проблемам формирования профессиональных личностных качеств учителя в единении различных видов художественного творчества в системах дошкольного, школьного и высшего образования (В.Н.Банников, Р.Ч.Барциц, Ф.Ф.Бандуристый, В.С.Бадаев, И.Б.Ветрова, Р.А. Гильман, В.П.Зинченко, С.Е. Игнатьев, Д.А. Кемешев, А.А.Ковалев, В.И.Козлов, Ю.В.Коробко, В.В. Корешков, Е.Ф.Кузнецов, В.К.Лебедко, С.П.Ломов, Л.Г.Медведев, А.А.Прищепа, М.В.Соколов, В.П.Строков, Е.В. Шорохов, Н.К.Шабанов и др.). Вместе с тем говорить о том, что в деле подготовки художника-педагога поставлены все точки над «и», нельзя, и, конечно, этого никогда не произойдет, так как методика преподавания изобразительного искусства – живая развивающаяся наука, впитывающая в себя все новации художественного образования, остро реагирующая на социальные и культурные изменения в нашем обществе.

Для определения действий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, прежде всего, необходимо определить круг наиболее острых проблем этого процесса, так сказать, его болезненных точек. Это требует проведения экспериментальной работы, нацеленной на сбор объективных данных по возможности большего числа параметров, характеризующих данный процесс, а также его анализа и осмысления результатов. Необходимость такого исследования вытекает из неудовлетворительного положения дел в системе образования. На это указывает общественное мнение, озвученное различными СМИ, мнение участников образовательного процесса – учеников и учителей.

Оставляя вопросы экономического характера вне поля нашей компетенции, следует отметить, что научный и методический потенциал преподавателей позволяет существенно влиять на повышение эффективности образовательного процесса. Это вытекает из оценки общего количества и качественного уровня научно-методических работ преподавательских кадров, их стремления творчески подойти к организации занятий с учениками. И в этой связи можно сказать, что динамика реформы системы образования должна двигаться, прежде всего, по двум направлениям: повышение мотивации обучения студентов и повышение мотивации качества преподавания. Следует подчеркнуть, что мотивация обучения учащихся и мотивация преподавания находятся в прямой зависимости друг от друга. Так, студенты, получая образование на высоком научно-методическом уровне организации учебного процесса, имеют тенденцию к повышению мотивации обучения, так и преподаватель, чувствуя соответствующую отдачу и заинтересованность учеников, стремится к улучшению качества подачи материала. Мы считаем эту зависимость объективной, так как исходим из представлений о личности преподавателя, адекватной выбранной профессии и личности студента, сознательно выбравшего предмет изучения.

Каждое направление профессионального образования имеет свои особенности, определяющие устремления учащихся к освоению знаний. Инженер, к примеру, стремится к обучению для возможности технического изобретательства, художник изучает средства и возможности изобразительного искусства для решения художественно-образных задач произведения и т.д. Мотивация обучения тесно связана с направлением профессионального образования и должна рассматриваться в русле этого направления.

Обучение изобразительному искусству, в частности подготовка художника-педагога, в плане мотивации студентов имеет свои отличительные черты. Здесь следует исходить из того, что искусство и обучение человека искусству напрямую зависит от эмоционально-духовной сферы личности студента.

В недалеком прошлом вопросы духовного состояния человека нашей наукой практически не рассматривались, они подменялись нравственно-этическими нормами и сводились к философии диалектического материализма. Возвращение интереса общества к духовным ценностям личности позволяет сейчас рассматривать мотивацию обучения искусству не через функциональную зависимость человека от социума, а от духовных устремлений, возникающих индивидуально, идущих как бы изнутри личности, часто вопреки внешнему воздействию социального окружения. Мы считаем, что именно такая позиция естественна для художника.

Все философские системы созданы при помощи проецирования человека на общие проблемы строения и развития мироздания. Это совершенно естественно, т.к. человек для познания мира имеет в качестве объекта и инструмента изучения, прежде всего самого себя. Степень абстрагирования позволяет мыслителям делать заключения и выводы наиболее общего характера, но в качестве опорной точки системы заключений всегда стоит личность человека. Искусство в этом смысле не имеет двусмысленностей. Художник призван по роду своей деятельности быть некоей призмой, собирающей и проецирующей лучи духовности, эмоций, эстетического восхищения.

Принимая духовное начало творчества за основу искусства, можно в понятие духовности вкладывать разный смысл. В зависимости от этого смысла художник строит свою работу, имеет возможность позиционировать свое творчество. Понимание духовности человеком очень вариативно. Помимо влияния религиозных конфессий и философских систем каждому человеку предоставлен еще свой выбор понимания духовности. Обобщая, можно сказать, что в России сложились два основных направления философского понимания духовности, которые выразились двумя философскими школами (Ю.А.Огородников). К первой можно отнести философов, понимающих духовность с позиций ее пользы для строения общества и ее цели в совершенствовании личности в социуме (Кант, Гегель), а вторая понимает духовность, прежде всего, как личностное свойство, направленное на возможность совершенствования самой личности (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, И.А Ильин, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев). С уверенностью можно сказать, что эти вопросы в контексте дисциплин специальной подготовки художников-педагогов в настоящее время не рассматриваются.

Важнейшей задачей методики преподавания изобразительного искусства как науки является постоянный поиск образовательных новаций и живое реагирование на социальные процессы развивающегося общества. Но для того, чтобы новые технологии успешно реализовывались, необходимо знать исторический опыт и основные направления развития преподавания изобразительного искусства. Рассматривая методику преподавания изобразительного искусства в историческом развитии можно выделить характерные особенности для каждого периода. Эти особенности зависят от социально-культурного развития общества конкретного исторического периода. Подробно характерные особенности преподавания изобразительного искусства для исторических периодов хорошо изучены и освещены в трудах Н.Н.Ростовцева. Ретроспектива этого вопроса показывает, что в значительной части своей истории преподавание изобразительного искусства сводилось в основном к изучению образцов художественного творчества и приемов учителя. Так, будущие художники, штудируя опыт мастеров и перенимая технические приемы, искали свои способы выражения. Следует отметить, что такой подход к методике преподавания вполне естественен для каждой исторической эпохи. Успешная подготовка будущих художников в этом случае в основном зависит от уровня профессионального мастерства учителя, его педагогических способностей и таланта ученика. Большой минус этой системы в ее замкнутости в стенах определенной мастерской. Подражание учителю является доминирующим фактором для успешного освоения профессии. Настоящий переворот в методике преподавания изобразительного искусства произошел в период Ренессанса. Художественные школы этого времени внесли в методику преподавания изобразительного искусства начала научного обоснования теории и практики рисунка, живописи и композиции. Появились первые издания, которые рассматривали с научных положений теоретические основы искусства. В дальнейшем этот процесс усиливался, обогащая методику новыми научными достижениями. Возникшие Академии художеств, в своей основе опирались на классические основы искусства, характерной чертой которых является принцип признания дуалистического начала искусства – духовно-эмоционального и научного. Братья Карраччи, основатели первой академии, считали, что достижение высот в искусстве живописи, прежде всего, зависит от правильного научного обоснования отдельных положений рисунка и живописи. Такое понимание в определении методов преподавания изобразительного искусства то в большей, то в меньшей степени характерно для всего дальнейшего развития теории художественного образования. Степень понимания важности научных положений для успешного преподавания, как показывает исторический опыт, напрямую влияет на развитие искусства и культуры общества вообще. Так рассматривая периоды развития методики преподавания изобразительного искусства, можно сказать, что там, где научным положениям отводилось недостаточное место, приводило искусство и методику в состояние упадка. Понятие «художественной школы» предполагает, прежде всего, высокую профессиональную подготовку специалистов на основе научного обоснования теоретических положений рисунка, живописи, композиции. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к возврату понятия «художественной школы» в классическом ее представлении. Вот что пишет об этом известный американский художник и педагог Роберт Беверли Хейл: «Еще несколько лет назад умение изображать человеческую фигуру не считалось обязательным для художников, и это поветрие охватило даже лучшие школы, обучающие живописи. Во многих учебных заведениях, где готовят будущих художников, этот предмет преподавали поверхностно, пренебрежительно, а кое-где им просто пренебрегали. Однако это пагубное поветрие, по всей видимости, миновало, и рисунок вновь стали считать основой основ живописи – независимо от стиля или направления, которого придерживается художник». Российская система подготовки художников-педагогов всегда придерживалась академического направления в обучении студентов и сумела выработать и сохранить соответствующие традиции. Во многом это произошло благодаря выдающимся художникам и педагогам, занимающим ведущее положение в данной системе, таким, как: Н.Н.Анисимов, Г.В.Беда, Н.Н.Волков, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, В.В.Корешков, В.К.Лебедко, С.П.Ломов, Н.К.Шабанов, Л.Г.Медведев, Н.Н.Ростовцев, Г.Б.Смирнов, Е.В.Шорохов, А.А.Унковский, А.П.Яшухин и др. Сохраняя традиции развития художественного образования, нынешний день вносит свои новые требования к организации образовательного процесса, что вполне естественно и характерно для любого исторического периода. Изменения, происходящие в обществе в целом и во взглядах на систему профессионального образования в частности, не могут оставаться в стороне от развития художественного образования. Стремление придать образованию мобильность, высокую информативность и личностную ориентацию не может не повлиять на развитие методики преподавания изобразительного искусства. Принципиально новой чертой образовательной политики государства является принцип вариативности образования, что достигается путем создания «личного пространства» для возможности принятия самостоятельных решений участниками образовательного процесса. В этой связи проблема научного обоснования основных положений изобразительного искусства, природы его происхождения приобретает новое звучание. В период огромного разнообразия взглядов на концептуальные основы изобразительного искусства и вариативности их трактовки художниками, искусствоведами и педагогами роли научной составляющей искусства должно отводиться очень серьезное внимание. Научное понимание основных теоретических и практических положений изобразительной грамоты является тем самым необходимым стержнем в обучении художника, на котором держится профессиональное образование. Только таким способом возможно сохранение и развитие художественной школы.

В настоящее время в системе художественно-педагогического образования теоретические основы изобразительной грамоты представлены в виде вступительных лекций к каждому тематическому блоку практических заданий. Эти лекции, а часто беседы, ведутся преподавателями данных дисциплин в меру их личного понимания основ изобразительной грамоты, часто без какой-либо общей системы. В силу этого теоретический курс изобразительной грамоты в большинстве случаев зависит от уровня знаний, умений и добросовестности преподавателя и часто не соответствует современным требованиям. Отсутствие программного обеспечения курса, недостаточное количество методических разработок по комплексу теоретических дисциплин, безусловно, влияет на качество и эффективность всего образовательного процесса. В существующих учебных пособиях в силу исторических причин не рассматриваются вопросы духовных основ изобразительного творчества и его мотивации, что естественным образом влияет на воспитательный фактор образовательного процесса. Методика обучения часто представляется определенной последовательностью действий по выполнению учебного задания в ущерб развития понятий изобразительной грамоты. Кроме того, мобильность и личностная ориентация художественного образования естественным образом предполагает предоставление студентам возможности широкого изучения теоретического курса, используя разнообразные способы вхождения в методическую базу. С уверенностью можно сказать, что пока этого нет.

Таким образом, мы наблюдаем противоречия между современными требованиями к образовательному процессу художника-педагога и существующим положением вещей. Важнейшим фактором в этом противоречии, ее ключевым моментом мы считаем отношение к личности студента, «способность» образовательного процесса художника-педагога отвечать требованиям гармоничного развития личности в современных условиях. Обозначая проблему исследования, мы можем сказать, что профессионально-личностные потребности студентов существенным образом ущемляются нынешним состоянием дел в художественной педагогике. Студент лишен возможности духовного совершенствования личности в рамках учебного процесса (или учебный процесс не ориентирован в этом направлении как важнейшей своей задаче); обоснование научных положений изобразительного искусства в лекционных блоках дисциплин специальной подготовки представлены неполно, не отвечают требованиям вариативности образовательного процесса, создания «личностного пространства» для принятия самостоятельных решений студентами; информативность и мобильность образовательного процесса низка и не соответствует современным требованиям.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в образовательном процессе художника-педагога профессионально-личностные потребности студентов формируются не- достаточно эффективно, и это является важнейшей проблемой, решение которой в концептуальном моделировании образовательного процесса художника-педагога, где станет приоритетным становление личности студента и возможности ее развития.

Цель нашего исследования: научное обоснование концепции эффективного формирования профессионально-личностных потребностей студентов в подготовке художника-педагога; экспериментальная проверка и методическое обеспечение модели образовательного процесса профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на основе разработанной концепции.

Объект исследования: образовательный процесс подготовки специалистов в области обучения изобразительному искусству и художественной педагогики.

Предмет исследования: стратегия концептуального моделирования образовательного процесса художника-педагога, педагогические условия, методы, способы, приемы ведения учебных занятий с целью эффективного формирования профессионально-личностных потребностей студентов.

Гипотеза исследования: формирование профессионально-личностных потребностей студентов будет проходить более эффективно, если стратегия образовательного процесса будет основана на концепции, включающей в себя следующие положения:


загрузка...