Стратегии развития высшей профессиональной школы Турции (в контексте исследования проблем модернизации образования) (11.10.2010)

Автор: Газизова Альфия Ильдусовна

Газизова Альфия Ильдусовна

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ТУРЦИИ

(В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ)

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ижевск 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Гурье Лилия Измайловна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Червова Альбина Александровна

доктор педагогических наук, профессор

Валеева Роза Алексеевна

доктор психологических наук, профессор

Леонов Николай Ильич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Военный университет Министерства обороны РФ» (г.Москва)

Защита диссертации состоится 17 декабря 2010г. в 11-00 часов на заседании диссертационного ДМ 212.275.02 при Удмуртском государственном университете по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. I, ауд. 001.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Удмуртского государственного университета по адресу: г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп.2.

Автореферат разослан «____» ________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических

наук, доцент Э.Р. Хакимов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современном мире тесное взаимодействие науки, образования и производства становится стратегической целью и необходимым условием инновационного развития экономики и повышения, таким образом, конкурентоспособности государства. Его эффективность во многом обусловлена усилением профессиональной и интеллектуальной подготовки специалистов, повышением инновационной восприимчивости в практической деятельности, что закономерно актуализирует вопросы качественного изменения высшей школы.

Усиливающиеся общемировые тенденции интернационализации образования неизбежно ведут к пересмотру образовательных парадигм с перспективой создания единого открытого образовательного пространства. Подписание в конце 90-х годов ХХ столетия европейскими странами ряда важнейших документов, касающихся развития высшего образования (Сорбонская и Болонская декларации, в частности), свидетельствует о том, что движение к созданию единого европейского образовательного пространства есть ничто иное, как следование общемировым тенденциям развития общества.

Вместе с тем, вхождение в Болонский процесс практически всех европейских стран, а с 2003 года и России, породив массу дебатов, так и не привело к выработке единой концепции развития высшего профессионального образования. В связи с этим особенно актуальной представляется проблема изучения опыта развития высшей школы в странах, которые имеют сходные с Россией цели, задачи и особенности развития.

В связи с ускорением темпов мирового развития наблюдается потребность в сравнительных исследованиях во всех областях, имеющих отношение к модернизации образования и изменениям в обществе в целом. В последние десятилетия в мире отмечается значительный рост интереса и расширение географии сравнительных исследований, как в теоретическом, так и в практико-ориентированном аспекте. Во многом повышенное внимание к сравнительным исследованиям вызвано факторами глобализации и развитием информационных технологий, которые требуют как теоретического осмысления, так и исследования возможностей и способов практической адаптации систем образования к новым условиям. Расширение масштабов практико-ориентированных исследований вызвано также возрастающим спросом на информацию о новых практиках и моделях образовательных систем.

Учитывая состояние и особенности подходов в области сравнительных исследований, мы сосредоточили свое внимание на изучении опыта быстро развивающейся Турции, которая имеет позиции сходства с Россией по многим направлениям. Они заключаются в установлении в начале XX века новых социально-политических моделей (социализма и кемализма), определивших на десятилетия принципы развития общества, в том числе системы образования; избрании и реализации «догоняющей модели» модернизации с сохранением национальной независимости (В.Г.Федотова); определении стратегических приоритетов в пользу активной интеграции, сотрудничества и лидерства во влиятельных международных структурах; ориентации на реализацию евразийской модели эффективного партнерства с Западом и Востоком; усилении позиции в качестве крупнейших экономических систем мира (членство в G-20); последовательной модернизации высшей школы в контексте болонских реформ; долговременном взаимоукрепляющем развитии экономических, исторических и культурных отношений (особенно с регионом Поволжья).

Турция, как и Россия, ориентирована на повышение конкурентоспособности и формирование инновационного общества на основе взаимодействия науки, образования и производства, испытывает сильное влияние общеевропейских интеграционных тенденций и характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями и новыми требованиями, связанными с вхождением в европейское образовательное пространство. Турция является единственной мусульманской страной, которая участвует в создании европейского образовательного пространства (с 2001г.). Будучи заинтересованной, с одной стороны, в сохранении собственной национальной и культурной идентичности, и с другой – в оптимальном использовании опыта европейских стран в модернизации высшей школы, Турция накопила опыт решения связанных с общим контекстом проблем, который представляет большой интерес и для нашей страны.

В то же время, отечественные исследователи практически не обращались к опыту Турции и в целом комплексные исследования направлений, проблем, стратегий развития современной турецкой высшей школы не проводились.

Анализ состояния научных исследований и практики осмысления и использования зарубежного опыта позволил сформулировать противоречие между необходимостью создания в России такой системы высшего образования, которая соответствовала бы требованиям перехода к инновационному развитию, с одной стороны, и сохраняла преемственность с лучшими традициями отечественной высшей школы, и доминирующей ориентацией на изучение и использование опыта США, Западной Европы, недостаточным уровнем изучения опыта других стран, таких как Турция, имеющих сходные с Россией задачи и условия развития.

Данное противоречие определило проблему исследования: каковы основные стратегии и особенности развития высшей школы Турции в условиях взаимодействия науки, образования и производства, способствующие инновационному развитию страны.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Стратегии развития высшей профессиональной школы Турции (в контексте исследования проблем модернизации образования)».

Цель исследования: выявить и обосновать основные стратегии развития высшей профессиональной школы Турции в условиях взаимодействия науки, образования и производства в период 1980гг. XX в. - начало XXIв.

Объект исследования: процесс становления и развития высшего образования Турции.

Предмет исследования: основные стратегии, направления и особенности развития высшего профессионального образования в Турции, способствующие его интеграции в европейское образовательное пространство и инновационному развитию страны на основе взаимодействия науки, образования и производства.


загрузка...