Управление проектами развития предприятий: теоретические и методологические аспекты (11.10.2010)

Автор: Фунтов Валерий Николаевич

ФУНТОВ Валерий Николаевич

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами: промышленность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург-2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Научный консультант - доктор экономических наук, профессор

Карлик Александр Евсеевич

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Демиденко Даниил Семенович

доктор экономических наук, профессор

Аркин Павел Александрович

доктор экономических наук, профессор

Самойлов Александр Васильевич

Ведущая организация -

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики»

Защита состоится «_____» ______________2010 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.10 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул. 21, ауд. _______.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан «____»_____________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.В. Песоцкая

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Продолжающаяся трансформация российской экономики в качественно новое состояние, растущая конкуренция компаний, необходимость их быстрой адаптации к сложному и постоянно изменяющемуся рынку, давление новых сложных и распределенных по различным владельцам технологий свидетельствует о необходимости ориентации деятельности компаний на постоянное развитие и усовершенствование, что должно обеспечить, сохранить и повысить их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Именно поэтому наиболее актуальной задачей в сфере управления становится повышение уровня адаптивности и эффективности развития организаций, то есть их способности быстрее, экономичнее, четче и адекватнее реагировать на изменения рынка путем выпуска новой или модернизированной продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, улучшения системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий. Как результат, развитие становится эффективным рыночным инструментом управления и одним из конкурентных преимуществ компании. Сама же компания, ее внутренние процессы, рынок и бизнес становятся объектами развития с целью повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Более внимательное изучение проблем управления развитием компаний показало, что его необходимо формализовать, упорядочивать, управлять, контролируя и измеряя результаты.

Результатом этого должно быть не просто развитие компании, как «бюрократическая регулируемая» деятельность, а ее реальное, эффективное и экономичное развитие раскрытие ее потенциала. Российская экономика по-настоящему еще не прошла стадию превращения в развитую стадию, характеризуемую спокойным и управляемым ростом зрелой экономики.

Существующие определения термина «развитие» довольно противоречивы и имеют разную временную привязку. Под развитием в одном случае понимают совершенствование только производительных сил и персонала компании, в другом - завоевание новых рынков и получение прибыли, в-третьем - развитие бизнеса в целом. К нему относят и постоянно выполняемую процессную деятельность и использование нетиповых «однократных» групп мероприятий.

В общем целом, развитие предполагает многообразие и постоянное обновление форм деятельности в соответствии со сдвигами в технологиях, ценностных установках, стереотипах организационного поведения членов общества и хозяйствующих субъектов, и связано с любыми изменениями, происходящими в компании или ее связях с окружающим миром.

Необходимо отметить, что развитие компаний на практике обычно имеет фрагментарный «лоскутный» характер, осуществляется не комплексно, без должного информационно-аналитического, инфраструктурного и методологического обеспечения, не имеет научной, методологической и организационной поддержки.

Анализ развития компании, очевидно, требует разработки системы количественных показателей. В настоящее время для этого широко используются метод сбалансированных показателей (BSC), как показатели развития компании, построение KPI (ключевые показатели исполнения), как показатели прогресса процессов развития. Однако одним из неизученных аспектов остается воздействие на развитие компании внутренних и внешних факторов, а также способы его формализации, что формирует новые требования к управлению развитием. Назревшей проблемой как в научном, так и в практическом отношении является разработка теоретических и методологических вопросов, обеспечивающих реализацию целостного подхода к решению всей совокупности проблем управления развитием организации.

Разработка научно обоснованной концепции управления развитием позволит более эффективно регулировать применение инноваций компаниями, существенно влиять на процессы, происходящие в них.

Для реализации возможностей развития все уровни управления развитием должны предусматривать оптимальное распределение финансовых, трудовых и иных ресурсов компании, должны быть созданы реальные предпосылки для участия сотрудников компании в подготовке и реализации инициатив.

Развитие носит уникальный характер и относится к разным аспектам деятельности компании, выступая одновременно как источник затрат или отложенной прибыли. Развитие может рассматриваться как типовая (например, создание отдела новой продукции) и как нетиповая (обучение, модернизация) деятельность. Развитие ориентировано и на внутреннюю и на внешнюю деятельность компании. Развитие может использовать постоянно выделяемые для этой цели трудовые и материальные ресурсы и одновременно выступать как дополнительная не планируемая и, порой, неожиданная деятельность.

Для развития компании требуется радикальное изменение лояльности к нему работников организации. Сложившийся ныне стереотип развития на предприятиях ограничивается в основном неформализованными действиями и мероприятиями, защитными мероприятиями, осуществляемыми в так называемом рабочем порядке, и направленными на решение плановых или внезапных проблем, например, по ремонту оборудования. Во многих компаниях отсутствует стратегия развития, способствующая укреплению состояния и активов компании, росту ее деловой активности в будущем

Упорядочение и регулирование развития повышает конкурентоспособность компании, увеличивает эффективность использования выделяемых на развитие затрат, сокращает время достижения поставленных целей развития, создает «прозрачность» управления деятельностью по развитию. Отсутствие управления развитием приводит к хаотичности в выборе направлений, затратности и сложности реализации инициатив по развитию, и как следствие к отсутствию роста и возможной угрозе ухода из бизнеса.

В связи с актуализацией и значительным распространением в деятельности многих российских компаний и предприятий одного из наиболее эффективных способов ведения бизнеса, а именно, проектного управления, особое значение приобретает, по мнению автора, инновационный подход использования этих принципов для управления развитием компании.


загрузка...