Теоретические основы построения автоматизированной системы сертификации работников отрасли образования (11.10.2010)

Автор: Бояшова Светлана Анатольевна

Учащиеся 11 11 13 13 13 13 12 11 11 4 4 5 121 67%

Преподаватели 1 2 3 4 4 2 2 0 0 0 0 4 22 12%

Администрация 9 7 9 10 11 11 9 8 7 7 7 9 104 58%

Студенты 12 10 11 13 11 12 13 10 11 11 10 13 137 76% (max)

Преподаватели 9 7 10 7 9 8 10 7 7 6 6 10 96 53%

Администрация 8 5 5 9 10 8 7 7 4 4 6 8 81 45%

Сравнение результатов измерения по выбранным категориям испытуемых показало, что наиболее подготовленными являются студенты, менее подготовленными преподаватели НПО. Таким образом, наблюдается та же закономерность, что и при проведении экспериментального исследования компьютерной грамотности испытуемых на первом этапе эксперимента. Результаты обработки данных измерений икт-компетентности приводятся в табл. 12.

Таблица 12. Распределение сертификатов икт-компетентности

Категории Регионы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 итого %

Учащиеся 0 1 1 1 2 0 2 0 1 2 1 0 11 6%

Преподаватели 0 3 6 5 4 4 4 7 4 2 5 4 48 27%

Администрация 0 2 2 1 1 0 0 0 0 2 0 4 12 7%

Учащиеся 0 0 2 1 1 1 0 1 0 1 1 2 10 6%

Преподаватели 0 0 1 1 1 1 0 0 0 1 0 1 6 3%

Администрация 3 1 1 2 5 2 0 0 1 1 2 2 20 11%

Учащиеся 0 3 6 5 4 4 4 7 4 2 5 4 48 27%

Преподаватели 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1%

Администрация 3 1 1 9 5 2 3 3 2 4 2 6 41 23%

Студенты 7 9 10 12 7 12 9 9 6 7 8 10 106 59%

Преподаватели 5 0 3 6 6 3 7 5 6 3 5 7 56 31%

Администрация 1 5 0 9 2 2 1 4 1 2 2 4 33 18%

Сравнение результатов измерения по выбранным категориям испытуемых показало, что наиболее подготовленными являются студенты, менее подготовленными – преподаватели.

На основании результатов исследования компьютерной грамотности и икт-компетентности были сделаны выводы о необходимости повышения уровня обученности учащихся и уровня квалификации работников в области «Информатика и ИКТ», и о необходимости модернизации системы подготовки специалиста на всех ступенях непрерывного образования.

Распределение сертификатов компьютерной грамотности и икт-компетентности позволяет сравнить результаты тестовых испытаний по всем категориям испытуемых и по всем регионам, и может быть использовано в дальнейшем для принятия управленческих решений (рис. 8).

Рис. 8. Распределение сертификатов по категориям испытуемых

У – Учащиеся, П – Преподаватели, А – Административные работники

Из распределения видно, что проблема повышения качества подготовки учащихся и работников отрасли образования в области «Информатика и ИКТ» является актуальной и требует системного решения.

Для этого необходимо: 1) разработать новые образовательные стандарты, отвечающие современным мировым стандартам и требованиям рынка труда (ФГОС-3); 2) разработать новые образовательные программы, как основного, так и дополнительного образования, ориентированные на новые стандарты; 3) оптимизировать сеть образовательных учреждений, реализующих данные образовательные программы; 4) повысить эффективность органов управления образованием за счет своевременного и оперативного принятия решений по результатам мониторинга компьютерной грамотности и икт-компетентности с использованием АСИ.

Экспериментальное исследование эффективности автоматизированной системы измерения (АСИ)

В системе сертификации работников отрасли образования исследование качества АСИ проводится на основании оценки ее абсолютной эффективности. Под абсолютной эффективностью понимается ее влияние на достижение (при прочих равных условиях) конечной цели измерения – установление соответствия уровня подготовки работников отрасли образования квалификационным требованиям, а также степень ее автоматизации.

является численной мерой, количественно характеризующей степень выполнения системой цели функционирования, и определяется функциональной зависимостью:

=1 (влияние параметров, характеризующих среду, не исследуется), преобразуем формулу расчета абсолютной эффективности к виду:

Оценка эффективности АСИ проводилась методом последовательных уступок, так как он учитывает приоритет системы по тому или иному показателю и взаимосвязь показателей. Сущность метода раскрывается в последовательности проводимых операций.

1. С помощью моделирования или методов экспертных оценок производится качественный анализ относительной важности показателей эффективности.

и т. д.

Полученная в результате совокупность показателей соответствует оптимальной системе или варианту ее построения. Математическое решение задачи определяется следующей совокупностью последовательных действий:

……………………………………………

– значения характеристик, обеспечивающих соответствующие значения показателей эффективности.

шагов определяется совокупность характеристик, обеспечивающих рациональные значения показателей эффективности системы.


загрузка...