Теоретические основы построения автоматизированной системы сертификации работников отрасли образования (11.10.2010)

Автор: Бояшова Светлана Анатольевна

Принимается нулевая гипотеза о сходстве уровня подготовленности испытуемого стандарту как верная, и если она отклоняется, то тем самым обосновывается гипотеза о различии.

Шаг третий. АСИ рассчитывает значение скорости правильного мышления испытуемого (икт-компетентность).

Расчет абсолютной погрешности измерения компетентности проводится по правилам расчета погрешности косвенного измерения.

Шаг четвертый. Формирование сертификационного заключения в АСИ производится по результатам измерения (табл. 6).

Таблица 6. Пример расчетов. Сравнение проводится с эталоном 1-го разряда.

= 0,77 ± 0,12

Продолжение таблицы 6

По результатам измерения икт-грамотности и икт-компетентности формируется сертификационное заключение.

СЕРТИФИКАЦИОННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Испытуемый сертифицирован.

Испытуемый усвоил 77% понятий области ИКТ компетенций согласно единым квалификационным требованиям. Относительная погрешность измерения грамотности испытуемого равна 9%.

= 0,0043 ± 0,0006 (п/с) Относительная погрешность измерения компетентности испытуемого равна 16%.

, с доверительной вероятностью P = 0,95.

Измерение сертификационных показателей проводится в режиме реального времени (on-lain тестирование) на сайте testcentre.ru.

При исследовании компетентности испытуемого усложняется содержание заданий и одновременно проводится измерение времени выполнения заданий по каждому отдельному блоку.

Система предусматривает перестройку методов и приемов автоматизации в соответствии с новыми возможностями ИКТ. Данное свойство предполагает минимальную затрату времени и средств на ее перестройку и получение экономического, социального или иного эффекта автоматизации.

Система позволяет решать три основные класса задач: 1) расчетные задачи, которые реализуются на основе расчетных моделей (результат – числовое значение); 2) информационные задачи, которые реализуются на основе информационных моделей (результат – смысловой текст, график, рисунок); 3) модельные задачи, которые реализуются на основе моделей знаний о предметной области (результат – модель объекта или процесса).

Разработанная и описанная выше методика является универсальной, она может быть адаптирована к измерению других составляющих грамотности и компетентности работников отрасли образования.

Автоматизированные элементы системы измерений представлены в виде обобщенной блок-схемы рис. 6.

Рис. 6. Общая структура АСИ

В пятой главе диссертационного исследования описана новая методика экспертной оценки компетентности работников отрасли образования по всем ее составляющим. В методике отражены способы, процедуры и алгоритмы автоматизации экспертизы компетентности.

Основной целью экспертной оценки является установление соответствия выполняемых работником функций (видов деятельности) квалификационным требованиям. Чем выше уровень квалификации работника, тем выше значение коэффициента его компетентности.

Данный принцип экспертной оценки определяет основной метод исследования как «метод сравнения с мерой», при котором измеряемую величину сравнивают с величиной, заданной мерой.

Процесс разработки эталонов (мер) экспертной оценки, как и процесс объективного педагогического измерения, состоит из трех основных шагов: формирование кодификатора компетенций; формирование эталонов; установление сертификационных норм.

Основным рабочим средством экспертизы является машиночитаемая карточка эксперта в форме бланка, который составляется в соответствии с кодификатором компетенций.

При разработке машиночитаемой формы такого бланка предусмотрены поля для ввода измеряемых параметров и поля для ввода данных о работнике, а также разработана инструкция по его заполнению.

Основание экспертизы. Экспертиза проводится на единой нормативной и организационно-методической основе (квалификационные требования к работникам отрасли образования).

Предмет исследования. Как было отмечено выше, целью и содержанием экспертизы является установление соответствия квалификации работника квалификационным требованиям.

В процессе проведения экспертизы определяются значения коэффициента компетентности работника, исследуемого для каждой составляющей области компетенций.

Форма проведения. Под формой проведения экспертизы понимается время, место и организационные условия ее проведения.

В системе сертификации рекомендованы такие формы как: анализ экспертом портфолио работника (без участия работника), устное собеседование. Время экспертизы устанавливается по согласованию с работником.

Критерии экспертизы. Под критериями понимаются значения показателей, коэффициента компетентности работника и их соответствие коэффициентам компетенции, которые заданы эталонами.

Самообследование. Перед началом экспертизы работник проводит самообследование своей деятельности по заданным кодификаторам компетенций и подтверждает результаты выполнения своих трудовых функций.

Результаты самообследования передаются эксперту.

Экспертное обследование. Эксперт знакомится с результатами самообследования работника и заполняет машиночитаемый бланк (карточку обследования). Бланк сканируется и обрабатывается с помощью специальных или типовых компьютерных программ. По результатам экспертизы выдается сертификат, который передается в аттестационную комиссию для принятия управленческого решения о присвоении работнику соответствующей категории. Система сбора и обработки данных в системе отраслевой сертификации удовлетворяет нижеперечисленным техническим требованиям: 1) поддерживает корректность и целостность данных; 2) обеспечивает шифрование информации; 3) поддерживает данные, необходимые для формирования базовых отчетных форм.

?????????

?????j

+Экспертное заключение формируется в автоматическом режиме и предоставляется испытуемому в виде бланка (рис. 7).

Рис. 7. Образец экспертного заключения

В шестой главе описан процесс внедрения системы сертификации работников отрасли образования, разработанной на новой теоретической основе, и экспериментальное исследование ее характеристик.


загрузка...