Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования (11.10.2010)

Автор: Бородин Александр Иванович

- в их основе лежит интерес региона в сохранении качества окружающей природной среды, как условия удовлетворения совокупности его экономических, социальных и экологических потребностей;

- программирование способствует совершенствованию существующих и формированию новых отношений в сфере природопользования, что влечет позитивные качественные изменения в экономической и социальной сферах системы взаимодействия региона и природы.

Сущность экономико-экологического программирования определяется через следующие его функции: научно-технологическая, производственная, социальная, информационная, экономическая, природоохранная, организационно-управленческая.

Содержание отмеченных функций дает более конкретное представление о мероприятиях, которые необходимо осуществлять в рамках экономико-экологического программирования мероприятиях, и соответствующих экономических отношениях.

В соответствии с иерархической структурой экономической системы выделяют следующие уровни экономико-экологического программирования: международное, государственное, региональное, локальное, экологическое программирование на уровне предприятий. На каждом уровне могут разрабатываться и реализовываться два вида экономико-экологических программ:

- обычные программы;

- программы, направленные на реализацию стратегии устойчивого

развития.

Приоритетными следует считать экологические программы второго вида, в которых преобладают мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения окружающей природной среды, на реализацию стратегии устойчивого развития.

В диссертационном исследовании раскрыт системный характер экономико-экологического программирования, на основе чего предложена модель системы экономико-экологического программирования, применимая к разным уровням экономики. Обоснована базисная роль региональных экологических программ, что объясняется следующим:

Во-первых, связь региональных органов управления и объекта управления действует значительно быстрее, чем на уровне всего государства.

Во-вторых, устойчивость всех регионов обеспечивает устойчивость национальной экономической системы в целом. В-третьих: социально- экономические процессы, структура производства и экологические условия, имеют четко выраженный региональный характер. В-четвертых, социально-экономическое развитие, использование природных ресурсов и охрана окружающей природной среды всегда соотносится с определенной территорией. Экологические программы разных уровней реализуются при помощи механизма экологического программирования.

Механизм экономико-экологического программирования представляет собой совокупность инструментов управления, при помощи которых разрабатываются, реализуются и оцениваются экономико-экологические программы, влияющие на процессы природопользования и охраны окружающей природной среды. Механизм экологического программирования используется государством в лице органов власти, участвующих в разработке и реализации экономико-экологических программ.

Механизм действует на разных уровнях. На государственном уровне наиболее эффективно использовать нормативно-правовые методы, например, природоохранное законодательство, на региональном уровне — финансово-экономические рычаги воздействия на загрязнителей, а на местном —технологические мероприятия. Соблюдение принципа иерархичности при реализации механизма экономико-экологического программирования позволит достичь максимального эффекта от его использования на разных уровнях.

?F????!?

?F????!?

?0???!?

?0???!?

?0???!?

?0???!?

?0???!?

?0???!?

?0???!?

?0???!?

?0???!?

7нального природопользования, охраны окружающей среды и экологически устойчивого экономического развития. В диссертационном исследовании показано, что вся система по эколого-экономическому управление предприятием предусматривает:

- управление качеством окружающей среды, что есть одним из главных приоритетов предприятия;

- поддержку равновесия во взаимодействии внутренней и внешней среды;

- идентификацию требований нормативно-правовых актов в экологической сфере;

- удовлетворение экономических интересов персонала с задачами окружающей среды;

- включение процедур планирования и учета экономических аспектов в жизненный цикл экологически чистой продукции или услуг;

- оценку характеристик экологичности, ее соответствия экологической стратегии предприятия;

- оценку эффективности экологического управления с помощью аудита и др.

Третья группа проблем связана с особенностями экономико-экологического управлением региональным предприятием в эффективной экономике, разработана модель интегрированного экономико-экологического управления региональным предприятием, установлены особенности ее реализации в стратегическом и оперативном управлении.

В ходе диссертационного исследования выявлено, что система экономико-экологического управления характеризуется моделями интегрированного экономико-экологического управления, что позволяет ее включить в структуру общего менеджмента. Доказано, что в наибольшей степени задаче интегрирования структур экономико-экологического управления в систему общего менеджмента отвечает Сент-Гальская модель менеджмента, так как она изначально была создана как всеобъемлющая, комплексная система менеджмента для решения задач интеграции. В чистом виде данная модель представляет собой, прежде всего теоретическую схему управления и помогает предприятиям реализовать принципы устойчивого развития.

Схема модели экономико-экологического управления основных принципов общего менеджмента (рис.1) и предусматривает включение модулей свойственных предприятиям России.

Определение всех составляющих представленной модели важно с точки зрения понятия взаимосвязи между отдельными ее модулями. Каждый элемент системы должен быть определен через другие ее элементы. Реализация экологической концепции на основе такой модели базируется на распределении локальных целей: уровня определения экологической составляющей на нормативном уровне, который зависит от системы ценностей организатора и степени важности для него экологической проблемы.

Рис. 1. Схема модели эколого-экономического управления

Нормативный уровень находит свое выражение в экологической политике предприятия. Ее содержание и осуществление зависят от того, как взаимодействует фирма со своей внешней средой, от способности руководства формулировать экологические цели и от способности обрабатывать информацию относительно окружающей экологической среды, на стратегическом уровне формируются долгосрочные эколого-экономические цели предприятия на основе экологического портфеля, который включает как потенциальные шансы и риски для предприятия в целом, так и отдельные мероприятия относительно снижения нагрузки на окружающую среду.

На уровне оперативных действий экологическая проблема рассматривается как наиболее возможное эффективное использование экосферы как фактора производства. Поэтому оперативный уровень концентрирует внимание на производстве, складировании, транспорте, включая снабжение сырьем и энергией, устранение отходов и рециклирования.


загрузка...