Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий (11.10.2010)

Автор: Бочко Владимир Степанович

Противодействие слабых или маломощных муниципальных образований «присоединительным» процессам сильных может выражаться в росте самоизоляции, развертывании «заградительного» общественного мнения, установлении определенных барьеров для проникновения на территорию соседнего бизнеса.

Разрешение противоречия между слабыми и сильными в интеллектуально-инновационном отношении муниципальными образованиями может осуществляться только путем преодоления неравномерности их развития до пределов, снимающих угрозу присоединительных намерений.

Непременным условием существования системы интегративного стратегического развития территорий является духовное обогащение и гармоничное развитие личности, т.е. включение нравственно-культурной составляющей в систему развития территории.

Современная экономическая наука постепенно расширяет круг факторов, влияющих на экономический рост, за счет включения в них социальных и психологических составляющих. Наряду с производственными все большую роль начинают играть духовные факторы, в том числе знание, нравственность и социализация личности. В работе показано, что многие аспекты использования нравственных, социальных и психологических подходов к развитию экономики были определены российскими учеными еще в Х1Х и начале ХХ веков (Н.С. Мордвинов, А.И. Бутовский, И.К. Бабст, Д. И. Менделеев, В.П. Воронцов А.И. Чупров, И.И. Янжул, С.Ю. Витте, С.Н. Булгаков и др.). Например, А.И. Бутовский определял трудовые способности человека как капитал нравственный, наряду с другими видами капитала, а первый том своего учебника назвал «Политэкономия как нравственная наука». И.И. Янжул написал специальную работу «Экономическое значение честности: (Забытый фактор производства)». Первый раздел работы И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве» называется «О духовности».

В социально и культурно развитом обществе нравственные нормы получают идейное обоснование в виде определенных положительных идеалов, которые в результате этого поднимаются в сознании людей до уровня высокой степени благородства и этим существенно отличаются от простых обычаев или традиций. В целом нравственность определяется социальным качеством людей и зависит от развитости общества. «Требование нравственного образа действий есть не что иное, как требование самопожертвования. Самопожертвование есть высший нравственный закон» (Н.Я. Данилевский).

Необходимость не ограничиваться только экономической составляющей при рассмотрении интегративного стратегического развития территорий вытекает из того, что человек является многогранным существом, и его потребности не замыкаются материальными благами. Они включают также духовные, нравственные, психологические, культурно-физические и иные потребности. Нравственная компонента не противопоставляет индивидуальное общественному, а комбинирует их соединение в таких видах и формах, которые делают свободу личности относительной, т.е. учитывающей свободу других личностей.

В диссертации показано, что нравственно-культурная составляющая интегративного стратегического развития территорий не сводится к идеологическим посылам о единстве сообщества, а выступает в виде гуманитарной основы человеческого общения по поводу создания комфортной и благополучной жизни для всех, проживающих на данной территории, и позволяющей людям познать самих себя. Вместе с тем объединяющие нацию или местное сообщество нравственные и культурные ценности важны еще и потому, что они придают явлениям и событиям внутреннюю окраску, наполняют душевным смыслом текущую деятельность людей по росту своего благосостояния. «Каждый человек по мере сил обязан заботиться о благе других, и тот, кто не приносит пользы другим, ничего не стоит» (Р. Декарт). Чтобы нравственно-культурные ценности не угасали, в обществе должен быть создан культ уважения труда, любого труда и в любой форме.

В работе подчеркивается, что интегративное стратегическое развитие территории возможно лишь в условиях существования гражданского общества образованных людей. Понимание современного гражданского общество, т.е. гражданского общества ХХ1 века, не должно ограничиваться только характеристикой определенного набора прав и свобод граждан, а учитывать интеллектуально-социальный и гуманитарно-производственный уровень развития людей, которые понимают законы и принципы развития, как природы, так и самого человеческого сообщества. В то же время гражданское общество образованных людей своей материальной основой имеет социально ориентированную экономику. Главным показателем наличия гражданского общества являются не провозглашенные новые ценности, а распространение нового, толерантного экономического и социокультурного поведение людей.

Если же население не обладает достаточным интеллектуальным уровнем для разработки, использования и обслуживания новшеств, то никакие заимствования технического и технологического характера, ни импорт управленческих институтов не в состоянии продвинуть экономику вперед. Импортированные технологии и институты всегда будут существовать временно, т.е. такой период, пока они пригодны к использованию без «капитального» ремонта. Если же они «сломались», то общество с недостаточным интеллектуальным техническим и управленческим уровнем не сможет их ни обновить, ни самостоятельно запустить в дело без внешней иностранной помощи.

Наконец, обязательным условием и институтом интегративного стратегического развития территорий являются партнерские отношения территориальных активностей. Они представляют собой взаимодействие активностей (активностей-личностей, активностей-структур) на основе принципов свободы, добровольности, соблюдения экономического интереса и ограниченного вмешательства в дела другого. При высочайшей ценности отдельной личности (структуры), она может проявить себя как ценность только в общении с другой личностью (структурой). Личность неотделима от общения с другой личностью, с группой личностей, с обществом. «С одной стороны, отдельная личность – все; но, с другой, она – нечто лишь там, где – «двое или трое»… Абсолютно-ценною личность может быть не иначе как в абсолютно-ценном общении, хотя нельзя сказать, чтобы личность была первее общения, или общение – первее личности» (П.А. Флоренский).

Партнерские отношения – это новый вид социально-экономического поведения людей, который появляется в обществе на определенном этапе его экономического и социокультурного развития. Они становятся результатами созревания общества, появления в нем толерантности и доверия. Другими словами, сначала созревает общество, а вслед за этим, иногда одновременно с этим, развиваются партнерские отношения, а не наоборот.

Партнерские отношения, как следствие нравственно-духовной зрелости человеческих взаимодействий, не могут возникнуть по принуждению или специальному распоряжению. Они появляются лишь на этапе окультуривания сознания и общественного поведения. Поэтому партнерские отношения, как явление более высокой ответственности, могут приживаться в первую очередь среди духовно зрелых и социально ответственных людей.

Партнерские отношения по своему содержанию являются одной из форм социального капитала. Это вытекает из того, что в понятие социального капитала включаются институты доверия и общности, т.е. социальные связи.

Предложен авторский вариант технологии разработки интегративного стратегического развития территории, состоящий в осознанном, творческом и целенаправленном предвидении инновационного будущего, формировании ценностей, развивающих личность, гражданское общество и скоординированное функционирование экономики, и включающий организационное обеспечение подготовки документа, этапы его разработки, формирование органов управления интегративным стратегическим развитием территории, методологию определения миссии, целей и задач, учет индивидуальных особенностей территорий, методические аспекты оформления документа, процедуру актуализации действующего стратегического развития и перевода его в интегративное стратегическое развитие территории.

Авторский вариант технологии разработки интегративного стратегического развития территории базируется на ряде методологических подходов. Во-первых, использован социально ориентированный подход, который заключается в создании такой институциональной структуры, которая стимулировала бы всех носителей рассеянного знания (власть, бизнес, общественность и т.д.) действовать в тех и только тех рамках, которые являются социально продуктивными, т.е. ведущими к скоординированному (сознательному и добровольному) развитию, укреплению общественно признанных ценностей и повышению качества жизни членов территориального сообщества. Все участники процесса реализуют свои цели на толерантной основе и в рамках принципа Парето-эффективности. Второй подход состоит в формировании механизма перерастания стратегических проектов, разработанных в рамках стратегии развития, в бизнес-проекты. Третий подход заключается в ориентации на инновационное будущее. Специфика интегративного стратегического развития территории состоит в том, что оно является не просто институтом, обращенным в будущее, а институтом, содействующим достижению особого будущего, а именно инновационного будущего. В связи с этим технология предвидения будущего должна подчиняться ряду требований, обеспечивающих достижение инновационного будущего, а именно: осознанность действий, творческий подход к предвидению будущего, целенаправленность принимаемых решений.

Предлагаемая технология разработки интегративного стратегического развития территории нацелена на формирование ценностей, развивающих личность, гражданское общество и скоординированное функционирование экономики,

Прообразом предлагаемой технологии разработки интегративного стратегического развития территории послужили Стратегический план Екатеринбурга, утвержденный в 2003 году, и проект стратегии развития города Лесной, разрабатывавшиеся при непосредственном теоретико-методологическом и организационном участии автора диссертации.

Непосредственно авторская технология включает организационное обеспечение подготовки документа, этапы его разработки, формирование органов управления интегративным стратегическим развитием территории, методологию определения миссии, целей и задач, учет индивидуальных особенностей территорий, методические аспекты оформления документа, процедуру актуализации действующего стратегического развития и перевода его в интегративное стратегическое развитие территории

Организационная деятельность по подготовке стратегии развития территории включает три основных этапа (рис.7).

Первый этап посвящен организационному обеспечению подготовки интегративного стратегического развития территории. Он включает создание органов управления разработкой документа: Программного совета, Экспертных советов, Секретариата, других органов. Одновременно идет формирование тематических групп, которые занимаются обобщением и осмыслением мирового и российского опыта стратегического развития территорий, уяснением общей ситуации, сложившейся на территории, выработкой идей и определением приоритетов и предпочтений, которые выльются в миссию территории, а также станут целями деятельности органов власти. Заканчивается первый этап обсуждением подготовленных документов и принятием территориальными органами власти концепции (или концептуальных основ) стратегии развития территории.

На втором этапе идет осмысление и закрепление видения будущего долговременного развития территории. Оно выражается в установлении миссии территории, выработке целей, определении основных направлений интегративного стратегического развития территории, формировании стратегических программ.

Третий этап - составление документа интегративного стратегического развития территории и выработка механизмов его осуществления. Он включает описание узловых проблем и тенденций развития территории на основе SWOT-анализа и других видов анализа, раскрытие роли предприятий всех видов экономической деятельности и бюджетных организаций в развитии территории, выработку механизма принятия и реализации интегративного стратегического развития территории, разработку и утверждение стратегических проектов.

В современный период значительная часть проектов по стратегическому развитию территорий субъектов РФ реализуется на принципах государственно-частного партнерства. Это относится к развитию ЖКХ, созданию дорожной инфраструктуры регионального и местного значения, реализации крупных инвестиционных проектов типа «Урал промышленный – Урал Полярный».

При разработке интегративного стратегического развития территории необходимо соблюдать основные организационно-производственные требования. К ним относятся следующие:

Направленность интегративного стратегического развития территории должна вытекать из ее миссии, т.е. базовых ценностей.

Интегративное стратегическое развитие территории (цели, задачи, направления развития, механизм реализации) должно определяться, разрабатываться, формулироваться и поддерживаться высшим руководством территории. Если импульс с его стороны угасает или вообще отсутствует, то исчезает и сам процесс.

Реализация интегративного стратегического развития территории предусматривает участие работников всех уровней и структур, функционирующих на территории.

Необходимость и содержание интегративного стратегического развития территории должны обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

Чтобы эффективно осуществлять интегративное стратегическое развитие территории, необходимо правильно определить внутренние сильные и слабые стороны территории, а также внешние возможности и опасности.

Интегративное стратегическое развитие территории должно разрабатываться так, чтобы оставаться целостным в течение длительного времени.

Интегративное стратегическое развитие территории должно быть гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить его модификацию.

Интегративное стратегическое развитие территории по содержанию системы целей, задач, мероприятий и ожидаемых результатов имеет сложную и одновременно иерархическую структуру. Оно состоит из стратегических направлений, стратегических программ, пилотных проектов, стратегических проектов и подпроектов (рис. 8.).

При подготовке интегративного стратегического развития территории важно соблюдать основные подходы к его разработке.

Соответствие преобразований интересам жителей территории.

Опора на развивающиеся ресурсы и формирующиеся потребности.

Вовлечение в процесс создания документа всех заинтересованных субъектов.

Выявление и учет местных, региональных, национальных и мировых тенденций экономического и социокультурного развития.

Пересмотр ориентации развития территории на основе складывающихся тенденций, возможностей и потребностей.

В работе раскрыты особенности формирования миссии, направлений, программ и проектов интегративного стратегического развития, которые позволят включать в будущие мероприятия инновационную составляющую. Подробно изложена методика оформления целевого вектора, основных задач, стратегического видения будущего, стратегических преимуществ и угроз, основных методов решения предстоящих задач, показано, на какие показатели необходимо ориентироваться.

Важной стороной технологии разработки интегративного стратегического развития территория является соблюдение индивидуализации стратегий развития территорий, под которой понимается то неповторимое своеобразие осуществления долговременных действий по преобразованию пространства и сообщества, которое порождается и определяется, как особенностью самих территорий (их природно-климатическими, географическими и производственно-финансовыми характеристиками), так и специфическими (образовательными, психологическими, нравственными и т.д.) свойствами характера и менталитета членов местного сообщества.


загрузка...