Теория и методология формирования и реализации промышленной политики (на примере Республики Казахстан) (11.10.2010)

Автор: Абдуллаев Калил Насурлаевич

В соответствии с целью исследования автором были поставлены и решены следующие задачи:

– изучение тех базисных переменных, в пространстве которых формируется промышленная политика любого современного государства;

– анализ определенных системообразующих характеристик, которые соответствуют промышленной политике, реализуемой в разных странах мира;

– исследование вопросов формирования и развития государственных управляющих структур, координирующих и направляющих промышленную политику в государстве;

– изучение сущностных основ и составляющих экономической политики;

– исследование конкурентоспособности как категории, являющейся естественным объединением экономической и промышленной политики и целевой детерминантой их взаимосвязи;

– рассмотрение промышленной политики государства как инструмента эффективного формирования микросреды бизнеса;

– анализ промышленного развития и промышленной политики Казахстана в пореформенный период;

– выбор подходов и осуществление укрупненной группировки методов, использование которых присуще промышленной политике в современных условиях;

– формирование и реализация подхода к разработке классификации методического аппарата промышленной политики;

– разработка системы формирования и реализации промышленной политики Республики Казахстан.

Объектом исследования является промышленность Республики Казахстан, а также система разработки и реализации промышленной политики республики.

Предметом исследования выступают теоретические, методологические и методические вопросы формирования и реализации государственной промышленной политики.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области стратегического управления и его ресурсной концепции, теории конкуренции, государственного регулирования экономики, формирования и реализации промышленной политики, развития промышленности, ее отраслей и кластеров. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как структурно-логический и системный подходы, методы анализа и синтеза, сравнительного, системного, логического и фактографического анализа, логического и экономико-математического моделирования, экспертных оценок и другие.

Информационной базой исследования явились данные Агентства Республики Казахстан по статистике, материалы Правительства РК, результаты исследований хозяйства и промышленности Казахстана, осуществленных рядом как казахстанских, так и международных исследовательских организаций, а также данные, содержащиеся в монографиях российских, казахстанских и зарубежных авторов, справочных изданиях, отчетах, научных исследованиях, материалах совещаний, научно-практических конференций и семинаров, в том числе размещенные в интернете.

Вклад автора в проведенное исследование. Теоретические и методические положения, выводы и методические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования автора. Конкретное личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, и личный вклад автора в исследование проблемы заключаются в следующем:

– исследованы и развиты теоретические аспекты формирования и эволюции промышленной политики современного государства;

– кратко изучены сущность и основные элементы государственной экономической политики как категории более высокого порядка по отношению к промышленной политике;

– рассмотрено понятие конкурентоспособности страны в контексте взаимодействия экономической и промышленной политики;

– проанализированы элементы микросреды бизнеса, которые должны служить объектами воздействия государственной промышленной политики;

– проведено исследование и дана оценка трех этапов пореформенного развития промышленности Казахстана с точки зрения промышленной политики;

– осуществлена укрупненная группировка методов промышленной политики;

– предложена многомерная целевая структура как подход к толерантной классификации методического аппарата промышленной политики;

– сформированы и проанализированы основные составляющие блока базисных платформ разработки промышленной политики;

– предложены платформы интеграции промышленной политики в экономическую политику республики;

– предложен подход к оценке вариантности получаемых результатов встраивания промышленной политики в экономическую на основе использования экономико-математической модели;

– разработан алгоритм формирования промышленной политики Республики Казахстан.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в создании принципиально новой методологии, позволяющей в концептуальных рамках экономической политики республики сформировать и реализовать такую промышленную политику, которая обеспечивает Казахстану стабильную конкурентоспособность его основных промышленных комплексов.

Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично автором, состоят в следующем:

В области теории и методологии

– усовершенствован понятийный аппарат теории формирования и реализации промышленной политики, в частности, уточнены понятия «политика», «государственная промышленная политика», «экономическая политика государства». Под политикой в работе понимается наука и искусство согласования разнонаправленных интересов различных субъектов той или иной сферы деятельности и соответственно поиск взаимоприемлемых решений, которые в то же время не снижают сколько-нибудь заметно ожидаемых в ходе реализации этой политики конкретных результатов деятельности. Исходное понимание существа государственной промышленной политики состоит в определении ее как совокупности целей и методов, которые государство в лице соответствую-

щих органов формулирует, а затем и реализует в интересах эффективного развития промышленной базы, обеспечивающей жизнедеятельность и развитие данной страны, равно как и в определенной мере гарантирующей ее независимость и безопасность, с точки зрения её положения в мире. Под экономической политикой государства понимается идеологически обоснованный и целенаправленный комплекс мер и методов экономического воздействия, реализуемых в рамках локальных государственных политик, посредством которого достигаются три главных детерминанты деятельности государственной власти, как таковой: благосостояние населения, обороноспособность страны и ее достойное место в мировом сообществе;

– разработана концепция единого пространства формирования промышленной политики, включающего три составляющих:

а) базисная часть промышленной политики любого современного государства формируется в пространстве, состоящем из системы базисных переменных – дихотомий, которое эффективно отграничивает и рационально систематизирует сам процесс этого формирования;

б) второй частью этого пространства является система логических констант, дополняющих, расширяющих и задающих определенное направление развития той промышленной политике, которая формируется в рамках пространства выделенных дихотомий;

в) третья часть единого пространства строится как разнообразие органов государственной власти, формирующих промышленную политику и координирующих ее реализацию;

– выдвинуто и начально обосновано положение о том, что взаимоотношения экономической и промышленной политики, использующих практически одно и то же разнообразие методов, могут рассматриваться не как простая модель «вложенности» второй в первую, а как своего рода модель пересекающихся (толерантных) множеств, и соответственно следует рассматривать именно второй подход, как наиболее правомерный;

– уточнены и развиты представления о конкурентоспособности, как своего рода движущей силе экономической политики государства и целевой детерминанте взаимодействия экономической и промышленной политики, и доказано, что все три целевых детерминанты экономической политики (благосостояние населения, обороноспособность и достойное положение в мировом сообществе) вполне определенным образом связаны с этой доминантой усилий государства и наиболее сильно зависят именно от нее, причем в своем «обратном влиянии» сами они вносят ценнейший вклад в достижение конкурентоспособности;

– выдвинуто и обосновано положение о необходимости строить промышленную политику на базе поддержки и развития ключевых компетенций, которые соответствуют промышленному потенциалу страны и которые позволяют в максимальной мере использовать ее естественные имманентные преимущества, вытекающие из национального исторического развития, а также из человеческого и природного потенциала страны. Одновременно была обоснована авторская позиция, связанная с безусловным признанием выводов классической теории о базисной роли производительности, как важнейшего интегрального показателя эффективности экономической политики вообще и промышленной политики – в первую очередь;

– определено фундаментальное противоречие, присущее экономической политике, как таковой, и особенно жестко проявляющееся в условиях кризиса, которое выражается в том, что ее инструменты, ориентированные на обеспечение целей социальной стабильности через поддержку действующих, но не конкурентоспособных предприятий, по сути дела, блокируют саму идею инновационной и перспективной промышленной политики, способной обеспечить конкурентоспособность и производительность, достойные мирового признания, в будущем;


загрузка...