Социальные отношения в современном обществе(социологический анализ) (11.08.2008)

Автор: Чичканов Антон Валерьевич

Ничьи интересы не защищает 10,7 14,8

Затруднились ответить 16,4 13,9

На основе тенденций выявленных по результатам социологических мониторингов, анализа социальных прогнозов делан вывод, что общественное мнение по данным проблемам в ближайшее время едва ли изменится в сторону положительных оценок социальной политики.

В третьей главе «Особенности формирования социальных отношений в условиях переходного периода развития российского общества» исследованы особенности развития социальных отношений в современной России, формирования социальной инфраструктуры, реформирования общества в соответствии с новой концепцией социальной политики, исследована стратификация в новой системе социально-политических отношений.

Формирование и развитие социальных отношений в современной России происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешним фактором является мировой императив построения информационного общества с органичной для него «новой экономикой», основанной на научном менеджменте, высоких технологиях и приоритетах: управленческого интеллекта перед эксплуатацией природных ресурсов; интеллектуального и человеческого капитала перед материальным капиталом; инновационного развития перед ориентацией на сырьевые отрасли; экспорта знаний вместо экспорта сырья. Внутренним фактором выступает фактор «управления в переходной социальной системе», а именно то, в какой мере российские реформы выполняют императив введения российского общества в координаты информационного общества и «новой экономики».

Приведенные данные говорят о том, что достигнутый уровень жизни населения России остается все еще очень низким. Об этом свидетельствуют и результаты социологического исследования, проведенного в декабре 2004 г. Опрос населения показал, что никаких материальных затруднений не испытывают сегодня лишь 2,4% россиян, 32,5% опрошенных считают, что у них нет особых материальных затруднений, хотя и не все покупки им по карману. Основная же часть населения (около 64%) находится в тяжелом материальном положении. Так, 46% россиян денег хватает лишь на основные продукты и одежду, 13,3% опрошенных денег не хватает даже на покупку продуктов и одежды, а 4% респондентов считают, что живут в крайней нужде.

При этом 55,4% опрошенных работников различных отраслей экономики считают, что их заработок не увеличится даже, если они будут работать с большей отдачей сил на основной работе. В тоже время, 46% респондентов отметили, что если они, напротив, будут работать с меньшей отдачей сил, их заработок не уменьшится. Это говорит о том, что во многих отраслях экономики не сложилась система эффективного использования рабочей силы и мотивации работников к труду. Произошел разрыв между интересами работодателя и интересами наемного работника.

Не может не обратить на себя особое внимание то факт, что в структуре денежных затрат населения расходы на сбережения занимают очень небольшую долю - всего 12,9%. Именно сбережения являются реальным показателем благосостояния населения. А их малая доля в структуре расходов населения свидетельствует о низком уровне материального достатка наших граждан и нестабильности экономики.

Одним из ключевых индикаторов, отражающих уровень жизни населения, является доля расходов на продукты питание в структуре потребительских расходов населения. Принято считать, что чем выше эта доля, тем ниже уровень материального благосостояния домашних хозяйств. В 2008-2008гг. согласно статистическим данным расходы на питание значительно увеличились. Малоимущие семьи основную часть своих доходов – 58%, направляют на покупку продуктов питания, то есть на удовлетворение базовых физиологических потребностей, в отличие от обеспеченных семей. Еще одним из наиболее острых отрицательных последствий массовой бедности является ухудшение рациона питания населения России. Потребление мясных и молочных продуктов снизилось до уровня 1960 г., рыбы и рыбопродуктов - до уровня пятидесятых годов, а необходимая для нормальной жизнедеятельности людей калорийность в последние годы обеспечивалась в основном за счет потребления хлебных продуктов, картофеля и сахара. Снижение качества питания (по количеству и составу) у подавляющего большинства населения России является одной из причин ухудшения здоровья. Основной части населения России сегодня практически недоступны платные медицинские услуги, наиболее престижное (и чаще всего платное) высшее образование, услуги организаций культуры, отдыха, санаторно-курортного лечения. В диссертации определено, что разница в структуре потребительских расходов между различающимися по своему материальному достатку семьями выявляет реальную картину социальной дифференциации в России, ставшую, в том числе, следствием неэффективности развития социально-трудовых отношений. Основные социальные проблемы связаны с тем уровнем доходов, который в настоящее время существует в российском обществе. Низкая заработная плата воспроизводит не только низкие по размеру пенсии и пособия, но и не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, к развитию платных услуг, успешно провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы и обеспечить эффективную адресную социальную помощь малоимущим гражданам.

Доходы населения тесно связаны с проблемами занятости и безработицы. Именно эффективная занятость является свидетельством процветания экономики и предпосылкой роста благосостояния населения. Между тем, в последние годы в России эффективность использования рабочей силы к снизилась, увеличилась безработица. Безработица приводит к деградации человека — пьянству, наркомании, совершению аморальных и противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в обществе. В диссертации предложены меры направленные на решению проблемы безработицы: усиление кредитования отечественных производителей, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы.

Бедность пагубна для человека и тем, что лишает его возможности получить достаточное и адекватное питание или необходимые лекарственные средства для лечения поддающихся излечению заболеваний. Плохое состояние здоровья в свою очередь приводит к повышенной уязвимости людей со стороны экологических и профессиональных факторов риска, что для современного состояния российского общества особенно актуально. Неблагоприятные тенденции со здоровьем населения, наблюдаемые и в последнее десятилетие, привели к увеличению уровня первичной заболеваемости за последние 5 лет почти на 10%, а общей – на 15%. Государство отказалось от прежней системы управления социальной сферой, социальной защиты и обеспечения граждан. Однако пока не создана эффективная система регулирования социальной сферы в рыночных условиях. Частные предприятия в большинстве своем не организовывают достойную систему социальной защиты своих работников, либо в силу ограниченности их экономических ресурсов, либо в силу нежелания собственников предприятий увеличивать социальные расходы.

На современном этапе развития российского общества специфика социальных отношений состоит в утверждении приоритета личных и частных интересов перед общественными. Государство как субъект социальных отношений призвано защищать и обеспечивать жизнедеятельность не «общества в целом», а именно каждого человека. В этой связи социально–психологическое состояние граждан является, с одной стороны, показателем способности государства справляться со своими обязанностями, а с другой стороны – является важным фактором развития системы социальных отношений.

Одной из особенностей, характеризующих состояние общественной психики в российском обществе, является неуверенность в завтрашнем дне. По результатам социологического мониторинга «Народ и власть» выявлено следующее отношение респондентов к перспективам.

Таблица 4

Субъективное отношение к планированию личной жизни

В % от количества опрошенных (без затруднившихся ответить)

Варианты ответа 1994 г. 1999 г. 2000 г. 2003 г. 2006 г. 2007 г.

Планируют не менее, чем

на 5 лет

Планируют на 2-4 года 10,0 8,0 16,7 12,1 16,5 18,7

Планируют не больше, чем

на год

Не планируют, живут практически одним днем

Четверть российского населения испытывает страхи перед будущим в очень большой или большой степени, а 41 % - испытывают страхи в небольшой степени . В зависимости от характера угрозы они проявляются с разной степенью интенсивности и переживания (от опасения, боязни, тревоги испуга до панического ужаса). Сформировавшиеся реакции страха имеют стойкий характер и способны сохраняться и воспроизводиться даже при понимании человеком их бессмысленности.

Сложность современной общественной ситуации в том, что большинство российских граждан выросло в социально защищенном обществе. От многих страхов защищало так называемое чувство «социальной уверенности» в «завтрашнем дне» и государственный патернализм, хотя и доходивший до тотального контроля жизни граждан. С появлением индивидуальной свободы, возник и страх перед этой свободой, ибо она повлекла необходимость индивидуальной ответственности.

В ходе Всероссийского опроса в феврале 2005 г. исследовательский холдинг ROMIR Monitoring исследовал отношение населения к проводимым реформам. Было опрошено 1500 человек в более чем 100 городах и населенных пунктах России.

Респондентам был задан вопрос: «Если оглянуться на последнее десятилетие, то какой курс развития страны Вы бы предпочли?». Распределение ответов на вопрос см. на диаграмме 3 (диаграмма воспроизведена с сайта ROMIR Monitoring).

Диаграмма 1

Распределение ответов на вопрос «Если оглянуться на последнее десятилетие, то какой курс развития страны Вы бы предпочли?»

Как видим, больше половины опрошенных (57%) отметили необходимость реформ и необходимость их социальной направленности. Почти каждый пятый респондент (21%) изъявил желание вернуться к социализму. Еще 17% участников опроса сказали, что необходимо продолжать нынешний курс реформ. Анализ распределений ответов по федеральным округам показал, что меньше других о возврате к социализму мечтают респонденты Дальневосточного (8%), Уральского (12%) и Северо-Западного (13%) федеральных округов. А на социальной направленности реформ более других настаивают участники опроса на Дальнем Востоке (78%) и на Урале (69%). Нынешний же курс реформ наиболее устраивает жителей Южного федерального округа – 20%. При этом специалисты ROMIR Monitoring отмечают, что о возврате к социализму говорили в основном респонденты, проживающие в сельской местности (23%) и в малых городах с населением до 100 тысяч человек (24%). Анализ распределений ответов по возрасту респондентов показал, что о возврате к социализму говорят в основном (40%) респонденты от 60 лет и старше. Участники опроса в возрасте от 25 до 34 лет настаивают на том, что проводимые реформы должны носить социальный характер – 62%. А нынешний курс реформ более других устраивает участников опроса в возрасте от 18 до 24 лет – 27%.

Распределения в зависимости от уровня образования участников опроса выявляют следующую зависимость: чем выше уровень образования, тем меньше число респондентов, предлагающих вернуться к социализму и тем больше число тех, кто считает, что реформы в первую очередь должны носить социальный характер. Такая же зависимость наблюдается и при распределении по уровню доходов респондентов.

Сложившиеся в России за годы нахождения страны в состоянии «переходной социальной системы» нуждается в налаживание предсказуемой социальной политики, создания эффективной системы управления социальными отношениями направленной на повышение качества жизни населения, рост его благосостояния.

В четвертой глава «Факторы развития социальных отношений в российском обществе» обоснованы основные направления развития социальной политики, основные механизмы ее реализации, определена роль государственной службы и местного самоуправления в развитии социальных отношений, повышении эффективности государственного управления.

Россия интегрируется в мировое сообщество в условиях развития и укрепления новых подходов к содержанию социальных отношений. Европейский Союз провозгласил следующие социальные критерии: расширение свободы выбора образа жизни и главных жизненных благ; расширение возможностей получения профессионального образования и развития творческих способностей; повышение уровня материального благосостояния и качества жизни; улучшение здоровья и продление периода активной, творческой жизни; укрепление национальной и социальной безопасности; повышение уровня личной безопасности. Согласно концепции социального государства данные показатели реализуются через принятие социальных стандартов. Введение социальных стандартов направлено на решение следующих задач:

- удовлетворение важнейших потребностей населения, в том числе социальных;

- сохранение единого социального пространства на основе выравнивания условий доступности материальных. социальных, духовных благ, предоставляемых услуг;

- концентрация материальных ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики.

Направлений улучшения социальных условий жизни может быть множество, но главными из них, по мнению экспертов ООН, являются следующие:

- возможность прожить долгую жизнь, сохраняя хорошее здоровье;

- возможность получить образование;


загрузка...