Психология экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества (11.07.2011)

Автор: Вяткин Александр Павлович

Таким образом, гипотезу о том, что субъективная экономическая рациональность предопределяет эффективность экономической социализации, т.е. является ее психологическим фактором, можно считать подтвержденной. В качестве психологического механизма экономической социализации выступает ориентация на процесс выбора альтернатив. Шкалирование оценок СЭР позволило получить частные показатели психологической готовности.

В главе 11 «Личностно-экономическое конструирование как фактор и механизм экономической социализации» в качестве теоретической основы личностно-экономического конструирования (ЛЭК) определена парадигма социального конструирования (Андреева, 2002, Белинская, 2006, Джерджен, 2003, Стефаненко, 2004, Шихирев, 1999), применяемая к личностному конструированию экономических ролей (А.Асмолов, Е.Белинская, П.Бергман, И.Кон, Т.Лукман, А.Свенцицкий, Т.Шибутани и др.). Социализация рассматривается как вживание в различные социальные роли, когда формируется исходная система личностных конструктов, которые в дальнейшем становятся единицами конструирования экономических ролей.

В качестве метода исследования ЛЭК нами использован метод ролевых решеток, воплощающий теорию личностных конструктов Д.Келли (Франселла, 1987). В соответствии с этой теорией человек не просто реагирует на стимулы, не просто усваивает информацию извне, являясь лишь «каналом переработки информации с ограниченной пропускной способностью», а выдвигает и обосновывает гипотезы, проверяет их на практике, строит свою маленькую «теорию мира» и теорию человеческих отношений (Забродин, 1987). Человек выступает не жертвой неподвластных ему обстоятельств и не «проводником» иррациональных влечений, лишающих его личной ответственности, а, видя свою цель, пытается предсказывать и контролировать события и свое поведение, учитывая последствия своих действий (Анциферова, 1981).

Применяемый метод. Элементами решетки являются два модуля ролевых персонажей – личностные и экономические. К личностным отнесены 14 ролей, введенных Д.Келли, которые, на наш взгляд, во многом определяют процесс общей социализации личности. Они представлены пятью группами: авторитеты (3 роли), отношения (3 роли), ценности (3 роли), семья (3 роли), «Я» (2 роли). При определении экономических ролей мы исходили из принципа «Я-позиции»: «Я – как…..покупатель, потребитель, предприниматель, плательщик налогов, продавец, производитель товаров/услуг, собственник». Для выявления личностных конструктов сформированы 12 классов личностных ролей: авторитет, отношения, ценности, семья, воспроизводство, лидерство, эмпатия, отрицание, идентификация, сопротивление, благополучие, подражание.

В процессе ЛЭК субъект применяет сформированные ранее личностные конструкты к новым требованиям – требованиям экономической деятельности. Степень взаимосвязанности или автономности ролевых представлений соответствует степени социализации в личных или экономических ролях. Но процесс социализации происходит при помощи психологического механизма – включения личностных конструктов в психологическую структуру роли, и то, как сами личностные конструкты связаны друг с другом или автономны друг от друга, образуя целостную систему, можно назвать свойством этой системы или потенциалом экономического конструирования (ПЭК).

Эмпирическое исследование проведено в три этапа. На первом проверялась конструктная валидность выделенных показателей, на втором, пилотажном, - исследовались закономерности личностного конструирования в студенческих группах разных специальностей, на третьем – изучались закономерности ЛЭК субъектов с разным социально-экономическим статусом.

Валидность проверялась при помощи опросника СПА К.Роджерса и Р.Даймонда. Выборка студентов для валидизации теста составила 93 чел., в т.ч. 38 юношей, средний возраст 20,3 лет. Это были студенты экономического вуза разных специальностей и курсов. Корреляции показателей по методике со шкалами СПА выявили достаточно выраженные и непротиворечивые связи. Наибольшую связь со шкалами СПА имеет уровень социализации в личностных ролях (ЛР) (r = 0,31; p < 0,01). Шкалы СПА «уход от проблем» и «эмоциональный комфорт» имеют отрицательные связи с показателями ЛР, что предварительно подтверждает конструктную валидность методики.

На втором этапе были сформированы пять экспериментальных групп, четыре из них – студенты разных специальностей, отличающиеся по уровню экономической социализации. Группа бизнесменов на данном этапе выступает как «эталонная», т.е. стоящая на заведомо более высоком уровне экономической социализации в сравнении со студентами.

Обсуждение результатов. В группе бизнесменов показатель ПЭК - процент значимых корреляций личностных конструктов между собой – наименьший: ПЭК = 18,9%. В то же время у студентов педвуза этот показатель наибольший – ПЭК = 28,6%, и это соответствует их наименьшей экономической социализации. Таким образом, выявлен один из механизмов экономической социализации в условиях неопределенности. Его суть заключается в дифференциации личностных конструктов по признаку экономических ролей: повышение связанности личностных конструктов ухудшает экономическую социализацию, и, наоборот, снижение связанности приводит к ее улучшению. У студентов-психологов 5 курса экономического вуза показатели ПЭК ниже, чем у студентов-психологов 3 курса того же вуза (t = 2,1; p < 0,05). В то же время у первых показатель ПЭК оказался выше, чем у студентов-предпринимателей (t = 1,8; p >0,05). Различия в последнем случае на грани значимости, но на уровне тенденции они выражены. Аналогичный результат получен при сравнении двух групп студентов 3 курса разных вузов (t = 1,52; p > 0,05). Тенденции в экономической социализации у студентов-психологов экономического вуза выражены сильнее, чем у студентов педвуза той же специальности и того же курса. Сравнение студентов-предпринимателей 5 курса и бизнесменов показало значительные различия по ПЭК в пользу последних (t = 2,39; p < 0,05). Таким образом, данные эксперимента подтверждают общую динамику экономической социализации по показателям ЛЭК.

Представляют интерес данные по личностно-экономическому конструированию как связанности личностных и экономических ролей (ЛЭР). У бизнесменов степень этой связанности выше, чем у студентов, что является противоположной закономерностью в сравнении с ПЭК. Ближе всего к бизнесменам по показателю ЛЭР стоит группа студентов-психологов 5 курса (ЛЭР = 26,6%). Сам факт более высокой связи экономических и личностных ролей в эталонной группе говорит о том, что личностные роли включены в процесс социализации в условиях изменяющегося общества.

Анализ социализации в экономических ролях (ЭР) показал, что здесь все группы студентов имеют более высокие показатели межролевых связей, чем бизнесмены. Ближе всего к бизнесменам по этому показателю стоит группа студентов-предпринимателей (ЭР = 41,3%). Это свидетельствует о том, что в целом студенты имеют проблемы с идентификацией экономических ролей, они с трудом разделяются, и у студентов педвуза эти проблемы наиболее выражены. Экономические роли взаимодействуют и должны быть взаимосвязаны, однако чрезмерная связанность, наблюдаемая у студентов, свидетельствует об ухудшении социализации.

Таким образом, апробированы три критерия личностно-экономического конструирования – потенциал экономического конструирования (ПЭК), конструирование экономических ролей (ЭР) и взаимосвязи личностных и экономических ролей (ЛЭР). Показателем ПЭК является степень взаимосвязанности личностных конструктов по критерию экономических ролей. Показателями ЭР и ЛЭР является степень связанности соответствующих ролей по критерию личностных конструктов.

На третьем этапе для проверки гипотезы о личностном конструировании экономических ролей как психологическом факторе и механизме экономической социализации выполнена диагностика ряда групповых субъектов с разным экономическим статусом, данные приведены в табл.11.1. Обсуждение результатов. Показатели ЭР и ПЭК различают «полярные» группы безработных и предпринимателей на 1% уровне значимости, а ЛЭР – на 5%-ом. Они отражают уменьшение взаимосвязей экономических ролей (ЭР), увеличение связей между личностными и экономическими ролями (ЛЭР), а также увеличение различий между конструктами (ПЭК) по мере повышения экономического статуса, что соответствует установленным ранее тенденциям. Т.о. эмпирически показано, что развитие психологической системы в процессе социализации происходит как дифференциация экономических ролей и личностных конструктов, а также как интеграция личностных и экономических ролей. Предельным состоянием с одной стороны является «рыхлость», а с другой – «жесткость» системы, что в обоих случаях приводит к экономической дезадаптации.

Табл. 11.1. Данные ЛЭК для субъектов с разным экономическим статусом

Групповой

субъект Показатели ЛЭК

ЛЭР(%) ЭР(%) ПЭК(Хи-кв)

Сред. СКО Сред. СКО Сред. СКО

Предприниматели 32,6 17,1 36,5 13,1 41,1 15,2

Специалисты 28,2 11,3 40,6 12,5 34,1 13,1

Госслужащие 30,6 16,4 46,4 11,8 32,6 11,2

Безработные 23,3 12,7 58,2 19,9 24,9 9,5

Т-критерий (П-Б ) 2,53 (р<0,05) 3,38 (p<0,01) 3,77 (p<0,01)

Обозначения: (%) – процент значимых коэффициентов корреляции (p < 0,05).

(Хи-кв) – критерий различий Хи-квадрат Фридмана.

«Рыхлость» есть чрезмерная несвязанность экономических ролей и различие личностных конструктов между собой, что ведет к нарушению целостности системы. «Жесткость» выражается как чрезмерная связанность экономических ролей или сходство личностных конструктов, когда субъект не в состоянии различать роли или дифференцировать конструкты.

Полученные данные позволяют подтвердить гипотезу о личностном конструировании в процессе экономической социализации. Личностное конструирование является психологическим фактором и механизмом экономической социализации. Показатели ЛЭР и ЭР воспроизводят процесс социализации как установление связей между ролями – оптимальная связанность ролей соответствует достижению эффективной социализации. Потенциал экономического конструирования (ПЭК) как степень взаимосвязанности личностных конструктов является способностью к личностному конструированию экономических ролей и выступает как фактор экономической социализации. Повышение ПЭК ведет к повышению психологической готовности к экономической деятельности.

Шкалирование оценок позволило определить показатели психологической готовности к экономической деятельности по данным ЛЭК.

Раскрытие смыслового содержание экономических ролей посредством личностных конструктов позволило эмпирически устанавливать личностное принятие экономической роли и тождественность с ролью как компоненты идентификации в экономических ролях. Эмпирическим критерием принятия ЭР является корреляция образа «Я - идеальное» и представления о роли по основаниям личностных конструктов, а критерием самотождественности экономической роли принята корреляция «Я - реального» и данной роли. Шкалирование названных оценок позволило определить дополнительные показатели психологической готовности к экономической деятельности.

Таким образом, выдвинутая гипотеза об экономической социализации путем личностного конструирования экономических ролей подтверждена. Повышение связанности личностных конструктов по основанию экономических ролей (ПЭК) сопровождается повышением эффективности экономической социализации и экономического статуса субъекта и, наоборот, автономия личностных конструктов сопровождается их понижением, что позволяет считать ПЭК фактором экономической социализации. В качестве психологических механизмов социализации выступает установление адекватных взаимосвязей между экономическими и личностными ролями. Повышение связанности личностных и экономических ролей и снижение взаимосвязанности экономических ролей ведет к повышению эффективности социализации, что выражается в более высоком социально-экономическом статусе субъекта. Дополнительным психологическим механизмом экономической социализации является идентификация в экономических ролях, которая проявляется как взаимосвязанность «Я - образа» и представления об экономической роли.

В заключении отмечается, что цели и задачи исследования реализованы, выдвинутые гипотезы и положения, вынесенные на защиту, подтверждены. В конечном итоге сделаны следующие выводы:

Проведенное теоретико-методологическое исследование проблемы ЭСЛ в условиях изменяющегося общества показало, что появились новые социальные воздействия – нестабильность и неопределенность, диктат рынка и экономические девиации, конфликт ценностей, информатизация и сетевые коммуникации, - которые существенно снижают эффективность прежних механизмов социализации – интернализация, адаптация, инкультуризация, что проявляется в инверсии процесса социализации, личностном конфликте ценностей и представлений, кризисной идентичности.

В качестве теоретико-методологического основания дальнейшего исследования определен субъектно-деятельностный подход, где основным механизмом социализации является деятельность субъекта в экономической роли. Выработаны рабочие определения экономической социализации, психологического фактора и психологического механизма ЭСЛ. Обоснованы новые психологические факторы ЭСЛ – экономическая направленность, экономическое самоопределение, «Я-концепция», субъективная экономическая рациональность, личностно-экономическое конструирование. Психологический фактор обладает своим специфическим механизмом социализации, суть которого состоит в преобразовании активности фактора в требуемый эффект социализации.

2. Разработана концепция экономической социализации личности, которая включает теоретическую модель и системный критерий социализации. Модель включает ряд концептов, отражающих целостное социально-психологическое содержание концепции. Действующим звеном модели является экономический субъект как деятель в экономических ролях, эффектом социализации является психологическая готовность к экономической деятельности. Системный критерий включает частные критерии и показатели ЭСЛ. Структура критерия отражает структуру социализации, которая включает базовые и операциональные категории. Базовые категории – экономическое сознание, субъект деятельности, личность – находятся в отношениях иерархии по потенциалу социализации (степень социальной активность и уровень ее обобщения). Операциональные категории – цель, психологический фактор, психологический механизм, психолого-экономический эффект, социально-экономический результат – наделены конкретным содержанием для трех базовых категорий.

Разработан и апробирован методический комплекс, в который включены методики, ориентированные на соответствующие психологические факторы и механизмы ЭСЛ – экономическую направленность, экономическую «Я-концепцию», субъективную экономическую рациональность, личностно-экономическое конструирование. Проведенные проверки подтвердили валидность и надежность разработанных и адаптированных методик. При помощи стандартных диагностических методик выполнена дополнительная социально-психологическая интерпретация специфических психологических факторов и механизмов ЭСЛ.

Результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и характеризуют основные закономерности, отражающие связи психологических факторов и механизмов ЭСЛ с внешним критерием, в качестве которого выступает социально-экономический статус субъекта:

А) Групповые субъекты с разным социально-экономическим статусом – предприниматели, госслужащие, работающие специалисты, безработные – достоверно различаются по показателям экономической направленности (p <0,01). Подтверждена тенденция к повышению экономического статуса с повышением общего уровня экономической направленности (p < 0,01). Экономическая направленность обеспечивает смыслообразование экономических интересов, целей и субъективных отношений, а также динамические тенденции экономической мотивации и экономическую ориентацию личности в условиях изменяющегося общества. Наибольшим потенциалом социальной адаптации в условиях изменяющегося общества обладают установки «Стремление зарабатывать» (r =0,76; p <0,01); «Экономическое настоящее» (r = 0,68; p < 0,01); «Предпринимательство»(r = 0,63; p < 0,01). Ключевые экономические установки имеют в своей основе психологической основе стремление к доминированию, принятие себя и эмоциональный комфорт. Установка на экономическое настоящее подтверждает наибольшую актуальность акта объективации для самоопределения в текущей ситуации и формирования системы установок в целом.

В качестве дополнительных факторов социализации выступают сопоставимые экономические установки «Бизнес-Работа по найму», «Будущее - Настоящее», «Партнерство - конкуренция», «Стремление зарабатывать - Потребление», которые отражают групповую и индивидуально-психологическую специфику экономической социализации. Например, предприниматели делают однозначный выбор в пользу бизнеса, хотя работа по найму окончательно не отрицается, что отражает «пути отхода» на случай разрыва с бизнесом. У безработных все оценки установок ниже, чем в других группах, это отражает общее социальное разочарование и недоверие к власти, сниженный мотивационный потенциал.

Б) Экономическая «Я-концепции» включает факторы и механизмы ЭСЛ. В качестве фактора выступает система рыночно-этических представлений и самооценки, а в качестве механизма – диссонанс представлений и его снижение. Показатели факторов и механизмов достоверно различают экономических субъектов по их социально-экономическому статусу (p < 0,01).

В) Cубъективная экономическая рациональность (СЭР) является специфическим фактором и механизмом ЭСЛ на уровне экономического субъекта, реализуя функцию синхронизации социальных и личностных трансформаций. Факторы СЭР определены как способность субъекта оценивать ситуацию, принимать решение и действовать, ориентируясь на ожидаемую полезность. В качестве механизма СЭР выступает ориентация на процесс при принятии решения, в отличие от ориентации на результат. Полученные эмпирические результаты достоверно различают групповые субъекты с разным экономическим статусом по психологическим факторам и механизмам СЭР (p < 0,05).


загрузка...