Психология экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества (11.07.2011)

Автор: Вяткин Александр Павлович

Разработаны практические рекомендации по повышению эффективности экономической социализации в условиях изменяющегося общества.

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в том, что разработана субъектно-ролевая концепция экономической социализации, включающая теоретико-методологические и научно-методические положения экономической социализации личности как формирования психологической готовности к экономической деятельности. В качестве внешнего критерия ЭСЛ выступает социально-экономический статус субъекта в отличие от исследований Р.М.Шамионова, П.Лунта, где критерием социализации выступал возраст. Исследование впервые обращено к системным психолого-экономическим аспектам личности на трех уровнях иерархии – экономическое сознание, субъект экономической деятельности, личность в отличие от локальных критериев экономического сознания. Разработан и модифицирован ряд специальных методик диагностики психологических факторов и механизмов ЭСЛ – экономической направленности, экономической «Я-концепции», субъективной экономической рациональности, рыночно-этических представлений - в отличие от исследований с применением стандартных методик (В.П. Ростовский, А.Б.Фенько).

Применение субъектно-ролевого подхода позволило по-новому исследовать экономическую социализацию в условиях изменяющегося общества, в отличие от эволюционного характера социализации. Обоснование экономической роли как наиболее эффективного средства института социализации в изменяющемся обществе, как единицы анализа экономической деятельности и как функциональной единицы социализации личности позволило более содержательно и шире конкретизировать экономическую деятельность, а также установить операциональные отношения между социализацией и деятельностью. Выявлены новые специфические психологические механизмы социализации – диссонанс рыночно-этических представлений, субъективный рациональный выбор, личностное конструирование экономических ролей, которые достоверно дифференцируют экономических субъектов с разным социально-экономическим статусом. Впервые разработан комплекс показателей психологической готовности к экономической деятельности в условиях изменяющегося общества.

На защиту выносится теоретико-методологическое и научно-практическое решение важной проблемы экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества. Ряд положений, выносимых на защиту, уточняют и раскрывают содержание данного решения.

1. Социальные условия, вызванные трансформацией общества – социальная нестабильность и радикализм реформ, рыночная экономика, конфликт ценностей, информатизация общества – влияют на процесс социализации личности, что приводит к инверсии процесса социализации, снижению статуса социальной принадлежности, кризисной идентичности. Новая стратегия экономической социализации, направленная на формирование психологической готовности к экономической деятельности, что проявляется в ЭСЛ и социально-экономическом статусе личности.

2. Разработанная концепция ЭСЛ, основанная на теоретической модели и составляющих ее концептах, адекватно воспроизводит процесс и результат ЭСЛ в условиях изменяющегося общества. Субъект выступает как деятель в экономических ролях, а личность и сознание накапливают изменения, связанные с социализацией, что реализует принцип деятельностной социализации.

3. Разработанный методический комплекс позволяет проводить диагностику специфических психологических факторов – экономической направленности, экономической «Я-концепции», субъективной экономической рациональности, личностно-экономического конструирования - и их психологических механизмов в целях эмпирического исследования экономической социализации. Выделенные показатели адекватно отражают психологическую детерминацию и процесс экономической социализации на трех уровнях – экономическое сознание, субъект деятельности, личность – и имеют характерное социально-психологическое содержание.

4. Эмпирически выявленные проявления психологических факторов и механизмов экономической социализации – экономическая направленность, экономическая «Я-концепция», субъективная экономическая рациональность, личностно-экономическое конструирование - достоверно различаются у представителей различных социальных групп – предпринимателей, работающих специалистов, госслужащих, студентов, безработных. Изменения социально-экономических условий, вызванные разными периодами социально-экономического развития, сопровождаются достоверными изменениями показателей психологических факторов и механизмов экономической социализации у однотипных субъектов, что отражает влияние социальных условий на процесс социализации. Выявленные связи психологических факторов и механизмов экономической социализации с социально-экономическим статусом субъекта отражают закономерности экономической социализации, обусловленные этими факторами и механизмами на трех уровнях – экономическое сознание, субъект деятельности, личность.

5. Разработанный системный критерий психологической готовности адекватно воспроизводит психологические факторы и механизмы экономической социализации в условиях изменяющегося общества. Критерий позволяет дать частные и общие оценки психологической готовности к экономической деятельности как эффекту социализации.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: - на науч.-практ.конф. «Бизнес - образование в условиях глобализации мировых процессов», Иркутск, ИГУ, 1998; - на круглом столе «Экономическая психология в Иркутске», ИГЭА, 2000; - на III – YI Всерос.н-практ.конф. «Совр.проблемы эконом.психологии», СПб, СПБГУЭФ, 2000-2003; - на ежегодной научн.-практ.конф. «Экономич.психология: актуальные теор. и прикладн. проблемы», Иркутск, БГУЭП, 2000 – 2004; - на междунар.науч.-практ.конференции «Перспективы развития высшего экономич.образования», Иркутск, БГУЭП, 2002; - на юбилейной научн.конф. ИПРАН, М., 2002; - на II Всерос.науч.-практ.конф. РПО «Психология и экономика», Калуга, 2002; - на Междунар. гуманитарн. Конгрессе (БЭФ) «Построение гражданского общества», Иркутск, ИГПУ, 2002, 2004; - на II и III Азиатско - Тихоокеан. Междунар.конгрессе психологов, Хабаровск, 2002, 2004; - на III и IY съезде РПО, СПб,2003, Ростов на Дону, 2007; - на Всерос.конф. «Человек в условиях неопределен.», Новосиб., НГУ, 2006; - на междун. науч.-практ.конф. «Практическая психология», Тамбов, ТГУ, 2006; - на Всерос. науч. -практ. конф. «Экономика и психология», СПб., ИМЦ НВШ, 2008; - на II Всерос.конф. «Психология саморазвития», Киров, ВятГУ, 2008; - на I - II Всерос. конф. «Психология образования и развития», Иркутск, ИГУ, 2009-2010.

Основное содержание работы отражено в 73 публикациях, в т.ч. в 8 монографиях и учебных пособиях, в 12 научных статьях в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК для соискателей степени доктора психологических наук. По результатам исследования разработаны и внедрены практические рекомендации.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации, логика изложения, последовательность и содержание разделов и глав определены проблемой и предметом исследования, поставленной целью и задачами, теоретико-методологическими основами исследования, гипотезами и положениями, выносимыми на защиту. Диссертация состоит из введения, одиннадцати глав, объединенных в три раздела, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 415 стр., включает 31 табл., 11 рисунков. Список литературы включает 427 наименований, в т.ч. 55 на иностранных языках.

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулированы гипотезы. Дается характеристика использованного теоретико-методологического аппарата и применяемых методов, дается характеристика решения новой научной проблемы, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, а также излагаются отличия полученных теоретических и эмпирических данных от результатов других авторов. Изложены положения, выносимы на защиту.

В первом разделе «Теоретико-методологическое исследование экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества» (главы 1-4) социализация личности рассматривается как актуальная предметная область социальной психологии, научный интерес к которой обусловлен выраженными социально-культурными тенденциями современности. Экономическая социализация личности приобретает статус нового научного направления, приоткрывающего с позиций социальной психологии личности «тайну» вхождения человека в сложный самостоятельный цикл экономической жизни.

В главе 1 «Трансформация современного общества как специфическое условие социализации личности» выделены социально-психологические характеристики изменяющегося общества. Для него характерно сочетание скорости и радикализма проводимых реформ с отсутствием у них «единого вектора», что в целом определяется как социальная нестабильность, которая человеком «воспринимается, прежде всего, как абсолютная неопределенность ситуации и, следовательно, невозможность даже ближайшего прогнозирования своей судьбы» (Андреева, 2002). Особое значение это имеет для молодого поколения, которое проходит целый ряд социальных выборов. Отсутствие общепринятых ценностей и образцов поведения выводят молодого человека на «перекресток» самоопределения, где он обнаруживает, что установленные общественные «светофоры» дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе (Белинская, 2006). Подобное положение задает новые требования и подходы к проблеме социализации, подчеркивает особую важность формирования моделей социального поведения без опоры на общепринятые стандарты, конструирования персональной системы идентификационных структур, что выдвигает проблему психологических факторов и механизмов в общей проблематике социализации на ведущее место.

Образ изменяющегося социального мира неизбежно вызывает изменение представлений человека о самом себе в нем (Абельс, 1999; Лебедева, 1999; Муратов, 2004; Стефаненко, 2004; Яковенко, 2004; Abrams, Hong, 1990; Banaji, Prentice, 1994). В целом акцент смещается на активность личности в ходе социализации. Часто человек пытается преобразовать наличную ситуацию, не огладываясь на сложившиеся межличностные связи и отношения, действует типологически, что соответствует определенной инверсии общего хода процесса социализации(Белинская, 2006). Таким образом, личностные детерминанты становятся основными факторами социализации.

В кризисные периоды личность как бы «отступает» на надежные и проверенные позиции – к базовым ценностям как устойчивым компонентам самоопределения, к ценностям предыдущего этапа жизни или ранее пережитого социально-экономического уровня. Возникает феномен непоследовательного или «колебательного» экономического поведения субъекта. Т.е. личность, лишенная субъектных оснований, связывающих ее с социальным окружением, лишается эффективных факторов социализации, а привычные механизмы оказываются малопродуктивными.

Важнейшей характеристикой современных социально-экономических изменений является переход экономических и социальных функций от капитала к информации, - уже не собственность, а уровень знаний и доступ к информации становятся ведущим фактором социальной дифференциации. В связи с развитием информационных технологий исчезает сама идея «линейной» детерминации любых проявлений в социальном пространстве, заменяясь идеей всеобщей множественной взаимообусловленности (Бодрияр, 2001; Гидденс, 1999; Кастельс, 2000; Ласло, 2000; Хабермас, 2001).

В информационном обществе происходит кардинальное изменение и формы, и структуры коммуникации, главным признаком которой становится ее интерактивность, т.е. необходимость постоянного «достраивания» как образа партнера, так и правил взаимодействия с ним (Poster, 1990; Postmes, 1998; Turkle, 1997). Психологические механизмы достраивания и конструирования сопутствуют эффективной социализации в изменяющемся мире. Скорость инноваций превращает самые разные сферы жизни в «постоянно исчезающую ситуацию», буквально ежедневно требуя от человека адаптироваться к новым условиям. Субъект сетевой коммуникации становится практически «социально невидимым», поэтому сам процесс социального сравнения не только существенно затрудняется, но и приобретает кардинально новые формы, значения и смыслы. Тезис, что социальная принадлежность является и источником, и фактором социализации во многом изменяет свое первоначальное содержание.

В главе 2 «Концептуальный анализ социализации личности в условиях изменяющегося общества» отмечается полная беспомощность человека при его рождении (Б.Ф.Ломов, Э.Фромм, В.Д.Шадриков, Т.Шибутани). «Парадокс заключается в том, что ребенок, обладая огромным потенциалом, ничего не может», - отмечает В.Д.Шадриков. Интегральный эффект социализации личности проявляется в том, что «родившийся живой комочек материи в процессе развития становится общественно активным человеком, обладающим сознанием и волей, эмоциями и разумом, характером и талантом» (Ломов, 1984). Другая сторона социализации личности в том, что беспомощность ребенка «стала одним из решающих факторов возникновения социальной жизни человека» (Шадриков, 2006). Это подтверждает роль новых психологических факторов и механизмов социализации.

В работах зарубежных авторов факторы и механизмы социализации проявляется в таких компонентах личности, как способность любить и стремление созидать (З.Фрейд), в проявлениях носителя родовой истории (К.Юнг), в психосоциальной идентичности (Э.Эриксон), в личности, наделенной чертами (Р.Кеттелл, Г.Олпорт, H.Eysenk), в социально желаемых реакциях (Б.Скинер), в самореализации личности (А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Шостром), в «зеркальном Я» в глазах и реакциях других на себя (Ч.Кули).

Выполненный концептуальный анализ исследований социализации личности позволил выделить ряд ее функций, которые выступают как социально-психологические эффекты, детерминированные факторами и механизмами социализаци. Наиболее «древней» можно назвать функции инкультуризации и трансляции культуры, - культурная среда, с одной стороны, аккумулирует социально значимые результаты деятельности людей, а с другой – через их взаимодействие с предметами культуры, - ведет к формированию социального сознания и личности. Наиболее изученными функциями социализации личности можно считать функцию присвоения (интернализации) социального опыта (Л.С.Выготский, А.Бандура, У.Джеймс, Е.Дюркгейм, Д.Мид, К.Юнг), а также функцию социальной адаптации (Д.Дьюи, Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Фромм). Содержание социального опыта, которое присваивается индивидом, включает модели поведения и социальные значения – символы, ценности, установки. Присвоение моделей поведения зависит от их субъективной и объективной значимости и от согласованности индивидуальных и групповых ожиданий. Присвоение социальных значений является многоуровневым процессом, имеет необратимый характер и протекает в процессе осознанного и добровольного поведения (Белинская, 2006).

В главе 3 «Психологические факторы и механизмы социализации личности» представлена систематизация психологических факторов и механизмов социализации. Наиболее продуктивным фактором социализации личности в условиях изменяющегося общества представляется способность к самоконструированию (А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, В.В.Столин, В.Д.Шадриков, К.Левин, А.Маслоу, Д.Мид, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Эриксон). Здесь на первое место выходит «собственная творческая активность, самосознание и процессы самоосуществления личности» (Кон, 1989). Под конструированием понимается «приведение социальной информации в систему …с целью постижения ее смысла» (Андреева, 2000), а основным объяснительным принципом становится «интерпретационная парадигма» (Абельс, 1999). Реальный внутренний мир личности является самосотворенным, поскольку постоянно самопознается, осмысляется и интерпетируется в силу того, в какой мере у личности представлены «поле культуры» и интенциональность (Белинская, 2006). Выполненная систематизация психологических механизмов социализации личности позволила определить психологический механизм как процесс, преобразующий активность фактора социализации (социальные условия, движущая сила, качество личности) в ее эффект.

В главе 4 «Теоретическое исследование экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества» исследуется понятие экономическая социализация, которое широко используется в экономической психологии (Дейнека, 1999; Журавлев, 2002; Карнышев, 2002; Поддъяков, 2004; Позняков, 2002; Webbly, Lea, 1993 и др.), однако не имеет установившейся трактовки. Первоначально это понятие предполагало «усвоение и активное воспроизведение индивидом социального опыта в экономической сфере жизни» (Cummings, Taebel, 1978; Stacey, 1982 и др.) или обучение людей «действовать в экономике – планировать бюджет, занимать деньги, экономить, покупать, воспринимать рекламу, а также понимать более широкое назначение экономики» (Furby, 1978). В развитие этих определений разрабатываются частные определения. Например, экономическая социализация определяется как усвоение ценностных ориентаций, благоприятных для общества с рыночной экономикой и адаптация к условиям социального неравенства (Cummings, 1978), как формирование у детей экономических представлений (Щедрина, 1991), как умение распоряжаться деньгами и собственностью (Furby, 1978; Stacey, 1982), как формирование и развитие экономического сознания (Jahoda, 1981; Furnham, 1986, 1995; Филиппов, Ковалев, 1989 и др.). Необходимо отметить методологические ограничения названных подходов.

Дальнейшая разработка понятия экономической социализации проведена с позиций субъектно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие целостной личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), где сферой жизнедеятельности общества является экономика. Под экономической деятельностью понимается преобразующая активность экономического субъекта, которая осуществляется в трех сферах - работа по найму, предпринимательство и простое хозяйствование (Позняков, 2004). В основе экономической деятельности лежат действия и операции, ориентируемые на ожидаемую полезность и выгоду, целесообразность и значимость которых предопределяется эффективностью распоряжения и использования ограниченных ресурсов на основе рационального выбора. Подход к экономической деятельности как деятельности в экономических ролях (Карнышев, 2002) позволяет конкретизировать и расширить ее психологическое содержание.

Экономическая социализация личности (ЭСЛ) – это процесс присвоения личностью социального опыта, его преобразования и воспроизводства в экономической деятельности, вхождения в экономическую среду. Это процесс активного взаимодействия со средой, сопровождаемый развитием личности и преобразованием среды, психологическими факторами и механизмами которого выступают экономические роли, ожидания, ценности, установки, способности, а критерием – социально-экономический статус и устойчивые изменения самой личности.

В целом, выполненное исследование социально-психологических особенностей трансформации современного общества и его влияния на личность позволило сформулировать два концепта теоретической модели ЭСЛ. КОНЦЕПТ I «Условия – влияние» отражает специфические социальные условия (нестабильность, конфликт ценностей, экономические девиации, информатизация и сетевые коммуникации), которые вызывают у личности сложности и создают барьеры социализации (инверсия процесса социализации, кризис идентичности, снижение статуса социальной принадлежности, личностный кризис). КОНЦЕПТ II «Факторы – механизмы» отражает, что названные сложности и барьеры формируют у личности специфические факторы и механизмы, посредством которых личность преодолевает социальные барьеры. К факторам предварительно относятся направленность личности, «Я-концепция», рациональность, личностное конструирование. Специфика факторов заключается в том, что акцент социализации существенно смещается в сторону собственной активности личности, проявляющейся в деятельности субъекта. Каждый фактор имеет свой механизм, который преобразует активность фактора в желаемый эффект социализации.

Во втором разделе «Разработка концепции экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества» (главы 5-7) отражена разработка субъектно-ролевой концепции экономической социализации. Теоретической основой концепции является ряд концептов, составляющих теоретическую модель ЭСЛ.

В главе 5 «Личность в системе экономических отношений» превращение социальных отношений в высшие психические функции (Л.С.Выготский) и психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев) принимается за теоретико-методологическое основание экономического сознания и проявления личности в экономики. Сознание приобретает экономическое содержание посредством системы экономических смыслов, позволяющей конструировать экономические значения в первоначально нейтральном объекте или социальной ситуации (КОНЦЕПТ IY «Экономический смысл»). Непосредственно действующим звеном, обеспечивающим взаимодействие личности и социального окружения, становится субъект деятельности, воплощающий деятельностную социализацию. Личность выступает как носитель ценностей, личностных качеств, экономических установок, отношения к собственности, экономической идентичности, обеспечивая целостную экономическую направленность. Аккумулированным выражением экономики в личности является хозяйствующий тип личности (А.Ф.Лазурский). Между экономическим сознанием, субъектом деятельности и личностью существуют субординация по потенциалу социализации, который включает степень социальной активности и уровень обобщения ее форм (КОНЦЕПТ III «Сознание – субъект деятельности - личность»).

В главе 6 «Системный критерий экономической социализации» разрабатывается критерий ЭСЛ. В соответствие с общетеоретическими представлениями о системогенезе деятельности (Ломов Б.Ф., Леонтьев А.Н., Кузьмин Е.С., Парыгин Б.Д., В.Д.Шадриков, Е.А.Климов и др.), а также о ее системном критерии (Бодалев, 2001), в качестве исходной структуры критерия экономической социализации личности приняты два вида дихотомии – внешний / внутренний и общий / частный.

Специфика критерия ЭСЛ предписана системной организацией и онтологической сложностью феномена социализации личности, а также ее деятельностным механизмом. В качестве внешнего общего критерия экономической социализации личности принят ее социально-экономический статус, который отражает объективную сторону социализации. Внутренний критерий в целом отражает психологический эффект экономической социализации. В качестве общего критерия введены две составляющие – психологическая готовность и экономические способности. Психологическая готовность к экономической деятельности обобщенно отражает социально-психологический эффект ЭСЛ (КОНЦЕПТ Y), а экономические способности (КОНЦЕПТ YI) выступают в роли обобщенного психологического фактора, преобразование которого в эффект осуществляется посредством психологических механизмов. Частные критерии отражают социально-психологическое содержание ЭСЛ как процесса и эффекта на соответствующих уровнях. Каждый из частных критериев представлен набором показателей психологических факторов и механизмов ЭСЛ.

В главе 7 «Субъектно-ролевой подход к исследованию экономической социализации личности» в контексте базовых психологических категорий –сознание, субъект деятельности, личность - разрабатывается концепция экономической социализации. В основу концепции положена теоретическая модель ЭСЛ, включающая ряд концептов. Модель представлена на рисунке.

Рис. Теоретическая (субъектно-ролевая) модель экономической социализации

Модель соответствует принципам простоты, идеализации, изоморфизма, достаточности (Алахвердов, 2007), что позволяет использовать ее в качестве идеализированного представителя изучаемого явления ЭСЛ. Описание модели исходит из социальных влияний изменяющегося общества, отличающихся от влияний стабильного общества – неопределенность, экономические девиации, конфликт ценностей, информатизация общества. Отражается ряд социально-психологических особенностей личности, вызванных трансформацией общества – инверсия процесса социализации, снижение статуса социальной принадлежности, кризисная идентичность (КОНЦЕПТ I «Условия – влияние»).

Модель акцентирует относительную автономию и активность субъекта в процессе деятельностной социализации в экономических ролях (КОНЦЕПТ YII). Тождественность установочной регуляции деятельности (Асмолов, 2002) и экономической роли позволяет представить экономическую деятельность в виде репертуара экономических ролей и создает возможность при помощи специфических психологических факторов и механизмов (КОНЦЕПТ II) обеспечивать психологическую готовность к экономической деятельности (КОНЦЕПТ Y), что является эффектом социализации.

«Рабочую» часть модели составляют психологические факторы и механизмы экономической социализации (КОНЦЕПТ II), которые реализуются на трех уровнях социализации – экономическое сознание, субъект деятельности, личность (КОНЦЕПТ III). Началом процесса социализации является социализации сознания, которое приобретает экономическое качество через формирование экономического смысла, позволяющего порождать экономические значения в первоначально нейтральных объектах и социальных ситуациях (КОНЦЕПТ IY). Экономическое сознание определяется как системная проекция целостного сознания, возникающая на основании экономического критерия – ориентация на личную выгоду и оптимизация полезности, - составляющего суть экономического смысла. Важным свойством и механизмом экономического сознания является рациональность. Признаком сформированности экономического сознания является система экономических смыслов.

Непосредственно действующим звеном, обеспечивающим взаимодействие сознания и личности с социально-экономической ситуацией, является субъект деятельности. Статус субъекта деятельности соответствует позиции экономического агента в поведенческой экономике, где человеческий капитал выражается в способности производить товар и увеличивать прибыль.

Существенной характеристикой личности является экономическая направленность и отношение к собственности. Аккумулированным выражением экономики в личности является хозяйствующий тип личности, для которого характерны пристрастие к деньгам, практический ум, сдержанность чувств, планомерная согласованность действий. Участие личности в экономических отношениях не исключают ее духовные проявления. Проявление личности в экономике является наименее изученным и наиболее противоречивым.

Психологическая готовность к экономической деятельности (КОНЦЕПТ Y) обеспечивает переход в новые условия социального развития, характерные для современного изменяющегося общества. Психологическая готовность как система свойств, состояний и установок личности, предшествующих самой деятельности и обеспечивающих ее эффективность, принята в качестве интегрального критерия экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества. Интегральная оценка готовности выполняется на основании комплекса показателей психологических факторов и механизмов, обеспечивающих экономическую социализацию на трех уровнях – личность, субъект деятельности, экономическое сознание. Данный комплекс формируется по результатам сравнительного исследования групповых субъектов с разным социально-экономическим статусом.


загрузка...