Психология экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества (11.07.2011)

Автор: Вяткин Александр Павлович

Предмет исследования – психологические факторы, механизмы и эффекты экономической социализации личности в условиях современного изменяющегося общества.

Гипотезы исследования сформулированы на основании предварительного теоретико-методологического анализа проблемы социализации личности в условиях изменяющегося общества, а также пилотажного исследования экономической социализации нескольких социальных групп – предприниматели, специалисты предприятий, студенты, безработные.

Гипотеза-основание. В условиях динамичных изменений общества традиционные психологические факторы и механизмы социализации становятся недостаточно эффективными для присвоения субъектом экономического опыта и вхождения в систему социально-экономических связей. Могут эффективно использоваться специфические психологические факторы ЭСЛ – экономическая направленность личности, экономическая «Я-концепция», субъективная экономическая рациональность, личностно-экономическое конструирование, - каждый из которых обладает своим психологическим механизмом. Обобщенным психологическим фактором экономической социализации являются способности личности, обобщенным психологическим механизмом становится деятельность в экономических ролях, а обобщенным психологическим эффектом выступает готовность к экономической деятельности, что выражается в социально-экономическом статусе личности.

Гипотеза 1. Экономическая направленность является ведущим психологическим фактором ЭСЛ, задающим экономический ориентир личности в условиях изменяющегося общества. Высокий уровень экономической направленности соответствует эффективной социализации, что выражается в более высоком социально-экономическом статусе субъекта.

Гипотеза 2. «Я-концепция» личности как система рыночно-этических представлений и самооценок является психологическим фактором экономической социализации личности. Уровень самооценки и диссонанс рыночно - этических представлений детерминируют экономическую социализацию личности - повышенный уровень самооценки и сниженный диссонанс рыночно-этических представлений приводят к более эффективной социализации и более высокому социально-экономическому статусу субъекта.

Гипотеза 3. Субъективная экономическая рациональность является психологическим фактором ЭСЛ в условиях изменяющегося общества. Чем выше уровень субъективной экономической рациональности, тем выше эффективность социализации и социально-экономический статус субъекта.

Гипотеза 4. Способность к личностному конструированию экономических ролей является психологическим фактором ЭСЛ. Чем выше выражена данная способность, тем эффективнее экономическая социализация личности, что выражается в более высоком социально-экономическом статусе субъекта.

Гипотеза 5. Каждый из выделенных психологических факторов ЭСЛ имеет свой специфический психологический механизм, преобразующий воздействие фактора в эффект социализации. Специфические психологические механизмы – снижение диссонанса рыночных и этических представлений, субъективный экономический выбор, процесс личностного конструирования экономических ролей, - связаны с эффективностью ЭСЛ в условиях изменяющегося общества. Их адекватная выраженность повышает эффективность экономической социализации, что соответствует более высокому социально-экономическому статусу субъекта.

Задачи:

Провести теоретико-методологическое исследование проблемы экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества. На основании анализа социально-психологических особенностей изменяющегося общества и концептуального анализа социализации личности предварительно выделить психологические факторы и механизмы эффективной экономической социализации в условиях изменяющегося общества.

Выделить основные концепты экономической социализации личности (ЭСЛ) в условиях изменяющегося общества, разработать теоретическую модель и концепцию ЭСЛ.

Разработать методический комплекс для эмпирического исследования специфических психологических факторов и механизмов ЭСЛ в условиях изменяющегося современного общества. Конкретизировать социально-психологическое содержание выделенных психологических факторов и механизмов экономической социализации.

На основании эмпирического исследования психологических факторов и механизмов экономической социализации выявить особенности их проявления в разных социальных группах – предприниматели, работающие специалисты, госслужащие, студенты, безработные. Выявить особенности проявления психологических факторов и механизмов экономической социализации при изменении социально-экономических условий. Выявить закономерные связи психологических факторов и механизмов экономической социализации с социально-экономическим статусом субъекта.

На основании оценок психологических факторов и механизмов ЭСЛ разработать системный критерий психологической готовности к экономической деятельности в условиях изменяющегося общества.

Разработать практические рекомендации по повышению эффективности экономической социализации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет «инвариантное ядро» социальной психологии – совокупность общенаучных и конкретно-научных принципов и категорий (М.Г.Ярошевский). Непосредственно в исследовании применялись принципы системности, детерминизма, развития, культурно-исторической обусловленности, единства сознания и деятельности, сочетания адаптивной и неадаптивной активности субъекта, анализа психики по «единицам», интериоризации-экстериоризации. В исследовании применены положения теорий и теоретических подходов:

1. Теоретические положения о социальной детерминации развития и социализации личности на различных жизненных этапах и в различных социальных условиях (Г.М.Андреева, Ю.М.Забродин, И.С.Кон, В.В.Новиков, Б.Д.Парыгин, А.А.Реан, А.Л.Свенцицкий,Т.Шибутани, В.А.Ядов). Положения теорий социальных ролей (К.А. Абульханова, Г.М.Андреева, Л.И.Анцифирова, П.Н.Шихирев, Э.Берн, Т.Парсонс, Т.Шибутани и др.), основные положения теории социального конструктивизма (Е.П.Белинская, Е.А.Петрова, А.Н.Орехов, О.А.Тихомандрицкая, П.Н.Шихирев, К.Gergen), психосемантического конструирования (Дж.Келли, Ю.М.Забродин, В.И.Похилько), субъектной активности (Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Е.Ю.Коржова, В.Н.Панферов, В.А.Петровский) и социализации (Г.М.Андреева).

2. Субъектно - деятельностный подход (К.А. Абульханова, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмоловым, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн), основанный на принципе проявления субъекта в деятельности, а также на принципе формирования психических функций посредством интериоризации-экстериоризаци (Л.С.Выготский) и реализованный в теории профессиональной социализации личности (Т.М.Буякис, Э.Ф.Зеер, Н.С.Пряжников, В.Д.Шадриков).

3. Основные положения теории психологической готовности к деятельности (Б.Г.Ананьев, М.И.Дьяченко, Л.А.Кондыбович, Н.Д.Левитов, В.Г.Леонтьев, К.К.Платонов, Ю.П.Поваренков, А.Ц.Пуни, Д.Н.Узнадзе, Г.Олпорт, Д.Брунер), готовности к переходу в новые условия социального развития (Е.П. Белинская, А.Л.Свенцицкий), известные положения теории профессионального самоопределения (Е.И. Головаха, А.Е.Голомшток, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников), а также теория способностей как свойств психических функций, субъекта деятельности и личности (В.Д.Шадриков, А.В.Карпов) и жизненных ориентаций (Е.Ю.Коржова).

4. Некоторые положения экономической теории, определяющие модели экономического поведения в системе рыночных отношений с позиций рациональной выгоды (Дж.Катона, Е.Б.Карпов, Д.Кейнс, А.Маршалл, А.Н.Орехов, Г.Саймон Н.Смелсер, П.Хейне), а также с позиций субъективной карты рационального выбора (Д.Канеман, А.Тверски), этической и рыночной детерминации субъекта и их взаимодействия (Г.С.Баранов, А.Л.Журавлев, А.М.Зимичев). Основные концептуальные положения экономической психологии и экономической социализации (О.С.Дейнека, А.Л.Журавлев, А.Д.Карнышев, А.Б.Купрейченко, В.П.Позняков, А.Б.Фенько, П. Вебли, Д.Каннеман, Дж.Катона).

Теоретические положения и принципы композитной диагностики (Л.Б.Филонов) и композитной логики (В.Н.Панферов).

Методическое обеспечение исследования включает ряд процедур и методик, применяемых в социальной психологии, а также модифицированных и разработанных автором. К первым относятся тест социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда в адаптации А.Осницкого (СПА), опросник «Рыночный синдром» Д.Китовой, опросник личностных ориентаций (POI) Э.Шострома, тест-опросник самоотношения В.Столина и С.Пантелеева, опросник структуры темперамента ОСТ В.Русалова, тест социального интеллекта Д.Гилфорда, тест акцентуаций характера К.Леонгарда, репертуарный тест личностных конструктов Д.Келли.

На основании модификации теста самооценки Т.Будасси разработана, апробирована и включена в диагностический комплекс методика для исследования рыночно-этических представлений и их самооценки. На основании теста скрытой мотивации И.Соломина разработана, апробирована и включена в диагностический комплекс методика для изучения экономической направленности (ЭН). На основании концепции субъективной карты экономической рациональности Д.Каннемана разработан методический прием - проба субъективной экономической рациональности (СЭР).

На различных этапах эмпирического исследования применялись методы планирования эксперимента, математико-статистические методы (описательная статистика, корреляционный, сравнительный и факторный анализ, проверка статистических гипотез), интерпретационные методы (системный анализ, метод сравнения и аналогий, метод обобщения).

Этапы исследования: 1 этап (2000-2001гг.). Предварительное теоретическое исследование проблемы экономической социализации личности, разработка первоначальной программы, подбор и модификация методик для эмпирического исследования. 2 этап (2002-2003 гг.). Первоначальное эмпирическое исследование факторов и механизмов экономической социализации личности в группах экономических субъектов с разным социально-экономическим статусом. 3 этап (2004-2005 гг.). Теоретико-методологический анализ проблемы ЭСЛ в условиях изменяющегося общества в сопоставлении с полученными эмпирическими данными. 4 этап (2006-2007гг.) Коррекция теоретических и эмпирических гипотез, доработка программы и методического комплекса, доработка концепции экономической социализации личности. 5 этап (2008-2010гг.) Проведение завершающего исследования, дополнительная проверка частных гипотез, сопоставление данных, разработка комплекса показателей психологической готовности, разработка практических рекомендаций.

Эмпирическое исследование проведено с привлечением респондентов с разным экономическим статусом – предприниматели со стажем более 5 лет; специалисты предприятий и организаций; госслужащие – работники областной и городской администрации; студенты разных специальностей и курсов ряда ВУЗов, безработные. Общая численность респондентов составила 945 чел., эмпирическая проверка частных гипотез проведена на выборках 37 - 55 чел., валидизация и стандартизация шкал для оценок психологической готовности – на выборках 270 - 475 чел.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается общенаучными и конкретно-психологическими методологическими положениями, на которых основано исследование, применением научных методов его организации и проведения, обработки и интерпретации полученных данных. Авторская субъектно-ролевая концепция экономической социализации личности исходит из социально-психологического анализа трансформации современного общества, включает ряд базовых категорий и уровней анализа (личность, субъект деятельности, сознание), что обеспечивает системность исследования психологических факторов, механизмов и эффектов ЭСЛ. В основу концепции положена теоретическая модель ЭСЛ, включающая ряд концептов.

Эмпирическое исследование проведено в репрезентативных группах и на основании пилотажных испытаний. Достоверность и надежность полученных данных подтверждена проверками по этапам – предварительный анализ первичных данных, проверка надежности и валидности новых показателей и методик, сопоставление и интерпретация различий и связей. Применение методов математической статистики – сравнительный, корреляционный, факторный анализ, - выдвижение и статистическое подтверждение гипотез обеспечивают достоверность и надежность психологических выводов.

Характеристика решения новой научной задачи. Результаты проведенного теоретического и прикладного исследования в своей совокупности содержат решение важной научной проблемы социальной психологии – проблемы эффективной экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества. Заложены научные основы перспективного направления социальной психологии – экономическая социализация личности - позволяющего оснастить психологов социальной сферы и образовательных учреждений новой концепцией экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества. Теоретическая модель ЭСЛ включает ряд концептов, отражающих новизну решения. Выявлены психологические факторы и механизмы ЭСЛ, специфичные для динамичных социальных изменений, определено их социально-психологическое содержание. Диагностика психологических барьеров и определение перспектив экономической социализации позволит таким социальным группам как безработные, выпускники вузов, молодые предприниматели проходить экономическую социализацию более эффективно.

Научная новизна исследования в целом заключается в разработке и апробации теоретико-методологического и научно-практического решения важной социально-психологической проблемы – проблемы экономической социализации личности (на примере отдельных социальных групп) в условиях изменяющегося общества, актуальность которой в дальнейшем будет только возрастать. Детализируя научную новизну, необходимо отметить:

Выполнено теоретико-методологическое исследование экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества, которое показало, что психологические факторы и механизмы социализации, выработанные в стабильных социальных условиях, оказались малоэффективными в условиях изменяющегося общества. Выработана стратегия экономической социализации, направленная на формирование психологической готовности к экономической деятельности в условиях изменяющегося общества, которая включает специфические психологические факторы и механизмы экономической социализации.

Разработана концепция экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества, центральным компонентом которой является система специфических психологических факторов и соответствующих им психологических механизмов. Концепция основана на разработанной теоретической модели экономической социализации, реализующей принцип деятельностной социализации.

Разработан методический комплекс для эмпирического исследования специфических психологических факторов экономической социализации – экономической направленности, экономической «Я-концепции», субъективной экономической рациональности, личностно-экономического конструирования и соответствующих им психологических механизмов. Конкретизировано социально-психологическое содержание новых специфических психологических факторов и механизмов экономической социализации.

Эмпирически выявлены особенности проявления специфических психологических факторов и механизмов экономической социализации в отдельных социальных группах – предприниматели, работающие специалисты, госслужащие, студенты, безработные. Выявлены особенности проявления психологических факторов и механизмов экономической социализации при изменении социально-экономических условий. Выявлены закономерные связи психологических факторов и механизмов с социально-экономическим статусом субъекта.

Разработан системный критерий психологической готовности к экономической деятельности, позволяющий по диагностическим оценкам психологических факторов и механизмов определять уровень частной и общей готовности. Выделено пять уровней готовности – высокий, выше среднего, средний, низкий, неудовлетворительный.

Теоретическая значимость. ЭСЛ исследуется как системный процесс, включающий ряд этапов и уровней, протекающий в новых социальных условиях и детерминируемый ими. Разработанная концепция ЭСЛ основана на теоретической (субъектно-ролевой) модели, объединяющей ряд концептов как основных теоретических положений, отражающих ее содержание. К наиболее важным можно отнести концепт психологических факторов и механизмов ЭСЛ, концепт экономического смысла, концепт деятельностной социализации в экономических ролях, концепт психологической готовности. Выявлены социально-психологические закономерности экономической социализации групповых субъектов с разным социально-экономическим статусом. Закономерности отражают влияние новых социальных условий, психологических факторов и механизмов ЭСЛ на уровень психологической готовности экономического субъекта, который детерминирует его социально-экономический статус. Экономическая роль, представляющая социальный институт, обоснована и принята как единица анализа экономической деятельности и функциональная единица социализации, что позволило реализовать теоретическое положение о деятельностной социализации в экономических ролях.

Практическая значимость работы. Разработан и апробирован психолого-диагностический комплекс для оценки экономической социализации личности. Комплекс включает ряд ранее известных методик, а также модифицированных или разработанных автором. Текущая диагностика позволяет выявить и прогнозировать психологические барьеры ЭСЛ и разрабатывать коррекционные социально-психологические программы.

Разработаны учебные программы и обучающие курсы по дисциплинам «Деловая коммуникация», «Организационное поведение», «Экономическая социализация личности в сфере бизнеса», которые проводятся в ряде вузов - Иркутский государственный университет, Байкальский университет экономики и права, Хабаровский государственный университет путей сообщения, - и специальных форм обучения – президентская программа подготовки работников народного хозяйства, международная программа «Мастер бизнес администрирования» (МВА).

Разработан комплекс социально-психологических рекомендаций для безработных. Рекомендации направлены на выявление индивидуально-психологических факторов и механизмов ЭСЛ, блокирующих эффективную экономическую социализацию, выработку приемов и способов поиска работы и трудоустройства.

Разработаны и внедрены учебные и модульно-тренинговые программы по повышению эффективности деятельности в экономических ролях «Предприниматель», «Продавец».


загрузка...