Эволюция массового сознания россиян (11.07.2011)

Автор: Ореховская Наталья Анатольевна

Показаны геополитические детерминанты менталитета россиян, определено, что базовые черты российской ментальности, выделенные отечественными мыслителями ХIХ-ХХвв., и современные формы их проявления, зафиксированные философско-социологическим анализом, выступают константным элементом массового сознания российского общества.

Определена роль православия в формировании массового сознания российского общества как базовой черты российского менталитета.

Выявлена специфика трансформации ценностных ориентаций в массовом сознании советского и постсоветского общества, определена преемственность и устойчивость априорной основы «российского», «советского», «постсоветского» менталитета, которая составляет базисный комплекс ценностей современного российского общества.

Показана динамика влияния социальных изменений на массовое сознание россиян, на основе комплексного анализа выявлено противоречие между проводимыми социально-экономическими реформами и константными элементами ментальности массового сознания россиян, а также их возможные социальные последствия.

Выделен механизм влияния информационно-коммуникативных PR- технологий на массовое сознание россиян, определено, что современная бизнес-элита, не является активным участником процесса модернизации и прогресса российского общества и использует всевозможные формы (личные связи, подкуп, коррупция, доступ к ресурсам и власти) в интересах личного обогащения.

Выявлены методы и ресурсы воздействия PR-технологий на массовое сознание россиян в современном российском обществе, показана роль толерантных идей в адаптации массового сознания и создании социально-политической стабильности общества.

Исследована толерантность массового сознания как фактор социально-политической стабильности современного российского общества, сформулирована системная деятельность государства в целях повышения эффективности адаптационных процессов в российском обществе.

Положения, выносимые на защиту.

Массовое сознание есть особая форма сознания, функционирующая в конкретных исторических условиях и формирующаяся под влиянием окружающей среды, условий жизни индивидов, средств массовой информации и являющаяся хранилищем совокупного социально-культурного опыта. Массовое сознание может играть как креативную роль, выступая в качестве стабилизирующего фактора, так и деструктивную, усугубляя противоречия общества, так как обладает определенной степенью самостоятельности. Структура массового сознания состоит из трех уровней, где первый, глубинный, состоящий из константных, практически неизменяемых, априорных элементов, - бессознательные слои массового сознания, связанные с характеристиками глубинных качеств менталитета; второй – базовый, включающий устойчивые элементы, изменение которых возможно, но происходит медленно и постепенно (стереотипы, традиции); третий – верхний уровень, включающий элементы, сформированные современностью.

Менталитет как способ осознания людьми своего природного и социального окружения является фундаментом всей системы массового сознания. Менталитет совпадает с чувственными, рациональными, когнитивными и иррациональными составляющими массового сознания, отражающими действительность и возникающими спонтанно, стихийным путем, как результат предшествующего развития представляя собой некую систему способов оценивания, правил выработки ценностных суждений, определяет модель экономического и социального поведения. Функция менталитета в массовом сознании состоит в обеспечении механизмов стабильности, а не механизмов изменения. В контексте социальных изменений особое значение приобретает политический менталитет, как часть, наиболее подверженная изменениям, поскольку содержание политического менталитета всегда определялась доминирующей в обществе идеологией, так как именно идеология определяет директивы человеческой деятельности и поведения в социальном мире. Идеология, таким образом, является определяющим фактором формирования и функционирования массового сознания и, в частности, массового сознания россиян.

Основной исторической предпосылкой формирования самобытности массового сознания россиян, которая обусловлена внутренними производными его сущности, явилось межэтническое смешение в процессе образования российского народа. Он относится к числу суперэтносов, то есть этнических образований, сформировавшихся на полиэтнической основе. Славянское влияние этнически самое мощное, но отнюдь не единственное в российском народе. Российский народ как суперэтнос представляет собой сложное полиэтническое природно-социальное образование, органически впитавшее в себя славянское, финно-угорское и тюркское влияние.

Геополитическими детерминантами формирования менталитета россиян являются географическая протяженность, суровость климатических условий, частные войны в силу большого числа пограничных зон. Данные геополитические детерминанты предопределили и базовые черты российской ментальности, и современные формы их проявления: эгалитарно-коллективная свобода и социальная справедливость, частичное передоверие личной свободы коллективу; что легло в основу российской традиции подчиненности человека государству, патерналистская традиция; свободолюбие, переживаемое и подсознательно понимаемое как безмерная воля и проявляющееся в таких формах, как душевный простор, созерцательность, творческая легкость, страстная сила, склонность к дерзновению, опьянение мечтою, щедрость и расточительство, способность побеждать страдания юмором; мужество, стойкость, самопожертвование, как проявление качеств отважного защитника Отечества.

Православие в формировании массового сознания российского общества стало базовой чертой российского менталитета, внутренним духовным стержнем, придав внутреннюю определенность менталитету массового сознания, определив душевный потенциал русского народа и направив процесс народного самоопределения. Православие как миролюбивая конфессия, одним из центральных понятий которой является понятие доброй воли, способствовало развитию таких качеств в российском народе, как вольнолюбие и ненависть к насилию. Это предопределило формирование в российской культуре представления о большем значении неформальных отношений, выраженных в качествах доброжелательности, открытости, общительности, гостеприимства, тяги к коллективности, человечности по сравнению с формальными.

Специфика трансформации ценностных ориентаций в массовом сознании советского и постсоветского общества заключается в том, что на всем протяжении 1990-х годов доминировала система ценностей советского общества, а в постсоветский период выделилось две конфликтующие ценностные системы: традиционно российская, носителем которой по-прежнему является российский народ, и прозападная, носителем которой стала элитообразующая часть общества. Вследствие этого в современном российском обществе существует две группы ценностей: дифференцирующие, разделяющие и ценности интегрирующие, объединяющие данные ценностные системы. Переемственность и устойчивость априорной основы «российского», «советского», «постсоветского» менталитета, которая составляет базисный комплекс ценностей современного российского общества, несут такие ценности как «семья», «безопасность», «свобода», «духовность», «гуманизм». Они имеют достаточно высокий и устойчивый рейтинг среди российских граждан и являются важнейшими ценностями современного российского общества.

Динамика влияния социальных изменений на массовое сознание россиян заключается в изменении иерархии норм: активное расширение зоны действия негативных норм за счет сужения зоны действия позитивных: а) лучше работать заменяется на лучше потреблять; б) взаимопомощь на эгоцентризм; в) уверенность в завтрашнем дне – на социальную и национальную напряженность. Изменение иерархии норм выявляет противоречие между проводимыми социально-экономическими реформами и константными элементами ментальности массового сознания россиян. Социальные последствия этого противоречия заключаются в том, что Россия вступает в весьма прагматическую полосу почитания государства и установления специфического порядка, насаждение которого основывается на ностальгии по так называемому периоду «застоя» и вполне реальным социальным и политическим завоеваниям советского общества в сочетании с идеологическим диктатом власти.

Механизм воздействия PR-технологий определяется комплексом таких особенностей объекта воздействия, как жизненный опыт, уровень образования и воспитания, генетическая и социокультурная составляющие. Влияния информационно-коммуникативных PR-технологий на массовое сознание россиян неоднозначно, поскольку является неотъемлемой частью социальных процессов, а PR-технологии, которые включают содержание и методику реализации информации, могут быть нацелены как в позитивном, так и в негативном плане воздействия на массовое сознание населения. Применение PR-технологий определяется позицией современной бизнес-элиты, которая занимает пассивную позицию в процессе модернизации и прогресса российского общества и использует все доступные ей формы воздействия, включая как формальные, так и неформальные в личных интересах.

Методы и ресурсы воздействия PR-технологий на массовое сознание россиян в современном российском обществе, постоянно совершенствуются, сформировался целый методологический подход, который определяется такими направлениями, как: герменевтика, синергетика – они предполагают комплексное воздействие на массовое сознание высококвалифицированными специалистами, в арсенале которых программное использование СМИ, интернета, киноиндустрии, литературы, искусства. Толерантные идеи в адаптации массового сознания и создании социально-политической стабильности общества выполняют стабилизирующую функцию.

Основное содержание толерантности как специфики российского характера формировалось под влиянием таких факторов, как полиэтничность и полирелигиозность общества и имеет свою особенность, которая заключается в переносе акцента в его значении с терпимости на дружелюбие. Толерантность массового сознания выступает как фактор социально-политической стабильности современного российского общества. Реальные возможности реализации толерантности в современной России зависят как от существующих социальных, культурных и правовых условий и традиций, так и от уровня общей культуры, подготовки и умонастроения лиц, призванных ее осуществлять. Поэтому системную деятельность государства в целях повышения эффективности адаптационных процессов в российском обществе необходимо фокусировать вокруг воспитания и образования, так как именно в процессе духовно-нравственного становления идет формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма, воспринимаются важнейшие духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, отражающие специфику российского образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

Научно-практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты обосновывают необходимость осуществления системы корректирующих действий как в реформировании российского общества с учетом особенностей массового сознания, его априорных элементов и культурных традиций россиян, так и в организации целенаправленного воздействия по адаптации сознания народа в условиях переходного исторического периода. Диалектический и системный подходы к исследованию эволюции массового сознания россиян дают возможность совершенствовать процесс разработки эффективных методов и направлений формирования механизма влияния политических, социально-экономических, культурных, религиозных, психологических технологий на массовое сознание.

Материалы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе при освещении процессов трансформации России в конце XX – начале XXIвв., для проведения межвузовских научно-практических конференций по проблемам эволюции, трансформации и адаптации массового сознания в российском обществе, для разработки и применения собственных методик в данной области, новых технологий по формированию адаптационных настроений в современной социальной среде, для чтения учебных курсов по социальной философии, социологии, культурологии, коммуникативным PR-технологиям, этике деловых отношений.

Кроме того, результаты исследования могут найти применение в сфере управления социальными процессами на различных уровнях, в реализации масс-медиа программ и информационно-коммуникативных PR-технологий, формированию толерантных идей, предотвращению и разрешению национальных и социальных конфликтов, организации и проведении социально-политических акций (выборы, референдумы, государственные и национально-исторические события, праздники, рекламы, культурно-спортивные мероприятия и др.)

Результаты работы могут быть предметом дальнейших исследований ученых, использоваться государственными органами и общественными организациями.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 5 международных и 10 всероссийских конференциях: ежегодная научная конференция в МГУ им. М.В. Ломоносова «Сорокинские чтения» (Москва, 2006 – 2008 гг.); международная конференция «Ломоносовские чтения» (Москва, 2007 – 2008 гг.); «круглый» стол «Гендерная социология – Образование – Государство» в Финансовой академии при Правительстве РФ (Москва, 2007-2008 гг.); IV научно-практическая конференция аспирантов Финансовой академии при Правительстве РФ (Москва, 2007 г.); Всероссийская научно-методическая конференция по проблемам и перспективам преподавания социогуманитарных дисциплин в технических вузах в современных условиях (Москва, 2008 г.); Всероссийский социологический конгресс (Москва, 2008 г.); X Международный симпозиум «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры»; Постиндустриальное общество: новые проблемы и возможности человека (Москва, 2008г.); XI Международный симпозиум «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры»; Общество массовых коммуникаций: человек, технологии, культура. (Москва, 2009 г.); Международная научно-практическая конференция: Проблемы социальной интеграции и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество (Россия, г. Москва, 2010 г.); Международная научно-практическая конференция «Специальное образование: традиции и инновации» (Беларусь, г. Минск, 2010 г.); Международная научно-практическая конференция «Опыт и перспективы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Украина, г. Киев, 2010 г.), Международная научно-практическая конференция «Модернизация общества: экономические, политико-правовые и социокультурные аспекты» (Турция, г. Кемер, 2010 г.). По теме исследования опубликованы 2 монографии, учебное пособие, статьи, 15 из которых в научных журналах, входящих в перечень ВАК Минобрнауки России. Общий объем публикаций – 54,5п.л.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования и состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности, формулируется цель и исследовательские задачи, излагаются теоретико-методологические основы исследования, раскрывается новизна и формулируются основные положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования.

В главе 1 «Теоретико-методологические основы анализа массового сознания россиян как социально-философской проблемы» дается концептуальный анализ и рассматриваются методологические аспекты исследования массового сознания личности как социально-философской проблемы.

В параграфе 1.1 «Сущность, структура массового сознания россиян: социально-философский аспект» предпринимается концептуальный анализ сущности и структуры массового сознания.

Методология анализа массового сознания россиян дает возможность более глубоко понять его сущность, структуру, содержание, ментальность, осмыслить отечественную историю, истоки российской государственности, осознать национальную психологию русского народа как государственно-несущей этнической составляющей России. В современных условиях методология исследования массового сознания имеет первостепенное значение, так как мы имеем дело с исключительно сложными познавательными конструкциями.

К числу существенных признаков системности массового сознания относятся, прежде всего, множество его структурных элементов, установившиеся связи и отношения между ними. Элементы – наиболее мелкие частицы системы, которым присущи некоторые качества этой системы. Вместе с тем каждый элемент обладает собственной динамикой и состоянием, выполняет определенные функции и обеспечивает существование системы в целом. Выявление различий между элементами системы и последующее их упорядочивание обнаруживает структуру системы. Структурная организация есть тип, порядок элементов, способ их связи. Связи различны по своей природе. Они бывают: информационные, управления, по другим классификациям – причинные, связи соответствия, взаимодействия, генетические, связи преобразования, принадлежности, предпочтения, последовательности.

Исходя из анализа трактовок понятия «массовое сознание» в научной литературе и целей исследования авторское определение понятия «массовое сознание» будет следующим: массовое сознание – это сознание масс конкретного общества, представляющее собой совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества, но не сводимых к ним. По существу в данной трактовке массовое сознание – это реальное сознание народных масс, функционирующее в конкретных исторических условиях. Его структура обусловлена уровнем отражения в сознании масс картины мира, общественных условий существования с учетом исторического, социального, экономического, этнического, политического и культурного опыта развития.

Можно выделить следующие функции массового сознания: общесоциальная функция массового сознания как одного из способов решения противоречия между исторически становящейся универсальностью общественного индивида и известной ограниченностью социальных форм ее проявления; познавательная функция – познание общественной практики через жизненный опыт масс; регулятивная функция реализуется через социально-психологический механизм регуляции, закрепления массовых норм поведения и через научно-мировоззренческий механизм регуляции массового сознания и поведения; социально-творческая функция, то есть массовое сознание выступает как фактор общественного развития; стабилизирующая функция – массовое сознание обеспечивает целостность духовной жизни общества, социальную стабильность общества.

Массовое сознание как целостность (структура) может быть проанализировано по различным принципам. Во-первых, структура массового сознания исследуется, ориентируясь на характер, степень классовой и социальной дифференциации. Во-вторых, возможно рассмотрение массового сознания по сферам жизнедеятельности (производственная, религиозная, политическая, семейная и т.п.). В-третьих, массовое сознание, как динамичная развивающаяся система, включает знание и оценочные суждения, ориентированные на формирование определенной картины мира, отражение социального статуса конкретной общественной группы, статуса классового, профессионального, демографического, этнического, конфессионального. В-четвертых, в структуру массового сознания включено традиционное сознание, а также знания, связанные с формированием современного образа жизни. Уровень традиционного массового сознания включает картину мира, сформировавшуюся в массовом сознании, моральные и эстетические нормы, элементы массовых форм религиозности, содержит установки, стереотипы, неосознаваемые образы поведения и т.д. В целостности традиционного сознания можно вычленить этническую, конфессиональную, кастовую, профессиональную составляющую. В-пятых, как отмечает Б.Е. Ерастов: «Массовое сознание совпадает с общеэтническим сознанием, но им не исчерпывается, при этом этническое сознание предстает как совокупность духовно-психологических характеристик конкретного этноса и как осознание принадлежности к определенной общности». В-шестых, в массовом сознании людей (с точки зрения его структуры) всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное и сознание практическое. К обыденному сознанию относится все, что связано с отражением минимального набора повседневных потребностей, т.е. обыденное сознание стихийно воспроизводит общественное бытие через призму бытовых потребностей и отношений. А практическое сознание включает в себя весь жизненный опыт человека, в нем синтезируется обыденно-бытовое представление со всей совокупностью профессиональных знаний, умений, общих представлений о мире.

социальные факторы, влияющие на эволюцию менталитета в структуре массового сознания рассматриваются в социокультурном контексте.

Одним из самых значимых атрибутов нации является общность национальной психологии, устойчивое ядро которой составляет менталитет. Категория «менталитет» используется в гуманитарном знании для обозначения надындивидуальных составляющих массового сознания, определяемых традицией, культурой, коллективным бессознательным и транслирующихся из поколения в поколение. В современной отечественной философской литературе сложилось три подхода к определению содержания понятия «менталитет»: во-первых, как совокупность повседневных осознанных представлений, символических образов и ценностей (В.Н. Иванов, М.М. Назаров, Д. Фильд); во-вторых, как совокупность коллективно-бессознательных, архетипических компонентов (А.Я. Гуревич, И.В. Кондаков, А.П. Марков); в-третьих, как совокупность сознательного и бессознательного слоев. Третий подход рассматривает менталитет в широком смысле. В контексте данного исследования мы используем именно данный подход, поскольку, исходя из цели исследования и конкретной задачи, решаемой в данном параграфе, акцент делается на исследование значения социальных факторов в эволюции менталитета в структуре массового сознания россиян, а также исследование собственно элементов, составляющих содержательную структуру менталитета.

Выделяют индивидуальный менталитет на уровне конкретного человека и общественный менталитет на уровне групп, коллективов, сообществ, отличающихся по национально-этническим, классовым, возрастным, профессиональным признакам, а также менталитет социума – на уровне интегрально понимаемого общества, всего народа, проживающего на данной исторически сложившейся территории, в данной социально-государственной среде и непрерывно воспроизводимого в сменяющих друг друга поколениях.

Особенности менталитета обуславливают способы мышления и поведения людей, специфику мировосприятия: «образ социального целого и оценка социальной структуры; представления о праве и обычае; отношение к свободе – понимание свободы и несвободы; отношение к труду, собственности, богатству, бедности; понимание места человека в структуре мироздания; трактовка пространства и времени; образы природы и способы воздействия на нее; представление о мире земном и трансцендентном, их связи». Таким образом, вбирая в себя опыт определенной нации, менталитет представляет собой своеобразную «память народа о прошлом», является детерминантой поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития этноса и определяет модель экономического и социального поведения личности.

Являясь устойчивой основой существования человека, менталитет представляет собой активный фактор человеческой жизнедеятельности. Во-первых, он способствует инициированию определенных действий, следованию определенным ценностям, предпочтению определенной культуры, образу мыслей и чувств. Во-вторых, выступает барьером, отталкивающим все то, что человеку чуждо (стандарты поведения, идеи), что вызывает его неприятие. Таким образом, менталитет выступает вектором жизненного поведения человека. Глубинные слои менталитета связаны с исторической памятью и архетипами поведения людей, социальной генотипологией, с индивидуальным и коллективным бессознательным. Бессознательная (генетическая, интуитивная) составляющая менталитета играет важную роль.

Функция менталитета в массовом и общественном сознании состоит в обеспечении механизмов стабильности, а не механизмов изменения.С содержательной стороны менталитет не является однородным образованием. Предпринимался ряд попыток выделения структурных элементов, отражающих его содержательную наполненность. Так, во внутренней (содержательной) структуре менталитета выделяют: партикулярную культуру - нерефлексируемый мир социальных взаимодействий (бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности, оценки), «духовную самость» (культура конкретной социальной общности, ее специфика, адаптивные способности (рефлексивный уровень), социальный отклик (реакция общности или индивида на политику, государственную власть, реформы), мета-социальный уровень (этнокультурная ориентация вовне с параллельным обращением внутрь себя). Другой, не менее распространенный вариант структуры менталитета включает в себя: материальные факторы быта, поведенческие стереотипы, эмоциональное и художественное восприятие мира, лингвистические факторы, рациональное восприятие мира, мировоззренческие факторы, общественные настроения (политические, религиозные и т.п.).

Осмысление исторического развития менталитета как важнейшего элемента в структуре массового сознания предполагает рассмотрение таких его составляющих социальных факторов как этнос, нация, национальная психология, национальная культура, политика, религия, а также природно-климатические условия.


загрузка...