Формирование и развитие конкуренции на региональном рынке банковских услуг (11.07.2011)

Автор: Магомедов Гусейн Исмаилович

в т.ч.: Республика Дагестан

Дальневосточный

Центрально-Черноземный 100,0

0,1 130

Источник: Рассчитано автором с использованием банковской статистики

??????????

???Социальное развитие регионов отразилось и на изменении действия неорганизованных форм сбережений населения. Анализ чистых покупок валюты показывает, что реальный прирост тезаврационной СКВ в регионах сравнительно мал и составляет 10% от валовых продаж валюты и 3% от личных доходов граждан.

Проведенный нами анализ основных показателей развития банков Республики Дагестан в целом показал, что на современном этапе его банковскому сектору характерны следующие черты: высокий удельный вес банков с небольшим уставным капиталом; слабая концентрация активов у большинства кредитных организаций; основную долю привлеченных средств занимают остатки средств на счетах клиентов (63%), которые не могут служить долгосрочной ресурсной базой для кредитования реального сектора экономики; депозиты в общем объеме привлеченных средств составляют 26%, их структура характеризуется преобладанием вкладов до востребования; незначительная доля активов привлечена ценными бумагами (1%); задолженность по кредитам, предоставленных реальному сектору экономики, составляет около 25% от совокупных активов; более 60% кредитов предприятия и организации республики получают за пределами региона; структура выданных кредитов характеризуется преимущественным кредитованием торговых предприятий и общественного питания; средневзвешенные процентные ставки по депозитам физических лиц едва ли достигает до 5%; средневзвешенные процентные ставки по кредитам являются одними из самых высоких в ЮФО и СКФО; основными видами предоставляемых услуг являются расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, привлечение вкладов населения.

Таким образом, недостаточная капитальная база, зависимость от состояния бюджета республики, практическое отсутствие рынка ценных бумаг, незначительная доля срочных депозитов в ресурсной базе приводит к преобладанию расчетно-кассового обслуживания, небольшим объемам кредитования.

В то же время повышенный спрос на кредиты порождает высокие процентные ставки за пользование кредитами и низкие депозитные ставки. В таких условиях другие виды операций банками не осуществляются, либо ограничены незначительными ресурсами. При этом расчетно-кассовое обслуживание, как основной вид банковских услуг не приносит того дохода, который позволил бы расширить сферу деятельности этих банков. Кроме того, на формирование и развитие конкуренции на региональном рынке серьезное влияние оказывают общие российские факторы.

Проведенный автором анализ потребностей и возможностей предприятий Республики Дагестан в получении банковских услуг позволил определить негативные моменты ее функционирования, оказывающие определяющее влияние на спрос и предложение банковских услуг; установить недостаточный уровень развития банковского менеджмента. Таким образом, банковский рынок республики в настоящее время характеризуется узостью предложения услуг, что сдерживает развитие конкуренции.

В четвертой группе проблем рассматриваются вопросы, связанные с оценкой влияния инновационных технологий и сложившегося спроса и предложения на развитие регионального РБУ.

Современный финансовый кризис оказал существенное влияние на процесс внедрения технологических инноваций в российских коммерческих банках. Они столкнулись с проблемой сокращения расходов, как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Современные экономические условия России заставляют банки совершенствовать банковские услуги, проводить политику не простого выживания, а постоянного роста и развития. Организационной основой политики генерирования инноваций являются оптимизация структуры банка, выработка и принятие инвестиционной стратегии. Среди средств достижения роста и развития особая роль отводится банковским инновационным технологиям. Вместе с тем основным ресурсом коммерческого банка остаётся клиентская база, что вызывает необходимость увеличения номенклатуры и качества предоставляемых банком услуг. Степень использования технологических инноваций свидетельствует о надежности и финансовой стабильности коммерческого банка, является имиджевым фактором и позволяет решать поставленные задачи, повышать объем и эффективность услуг, наращивать его капитализацию. Основными направлениями повышения эффективности являются расширение использования экономичных каналов взаимодействия с клиентами (SMS-банкинг, call-центры, дистанционное банковское обслуживание и офисы самообслуживания) и передача на аутсорсинг непрофильных внутрибанковских систем, что даст возможность модернизировать характер и пути взаимодействия клиента с банком. Помимо этого, необходимо предоставлять современные каналы оказания услуг, составляющих в совокупности сбалансированную систему распространения: традиционные каналы - филиалы (отделения) банков и персонал банка; почта - предложение услуг через "бумажную" почту (direct mail); технические каналы (терминалы самообслуживания: банкоматы, торговые терминалы, мультимедийные терминалы); телекоммуникации - телефон, телекс, факс; электронные каналы - частные компьютерные сети, Internet.

Определенную роль в привлечении и удержании клиентов играет установление оптимального соотношения между ценой и качеством предоставляемых услуг. В целях повышения производительности банки направляют свои усилия на снижение издержек и рационализацию банковских операции, часто игнорируя оптимизацию цен на свои услуги.

Проведенное исследование показало целесообразность и практическую значимость разработки и реализации специальных программ, цели которых сводятся к привлечению и удержанию наиболее активных клиентов, от которых зависят доходы банка. Сбор информации о таких клиентах позволяет разрабатывать в отношении этой категории методы так называемого прямого целевого маркетинга.

Важным организационно-экономическим направлением повышения эффективности деятельности региональных банков по расширению рынка банковских услуг, по нашему мнению, становится усиление конкурентоспособности сетей распределения финансовых средств и услуг путем адаптации каналов сбыта к различным категориям банковской клиентуры и сокращения издержек. И, в свою очередь, сегментирование сетей распределения, направленное на сокращение издержек, может привести к разработке новых подходов в области расширения и качественного улучшения банковских услуг. К важнейшим из них, по нашему мнению, относятся следующие: адаптация размеров и организационной структуры пунктов продажи к ожиданиям клиентов; развитие способов сбыта, направленных на улучшение условий продажи (“мерчандайзинг”); использование внешних каналов сбыта, позволяющих увеличивать объем предложения путем заключения соглашения о партнерстве, что особенно важно для специализированных институтов, не имеющих развитой сбытовой сети; организация местных пунктов продажи путем передачи всех или части существующих сетей партнерам на условиях франчайзинга; расширение предложения услуг по различным каналам с использованием современного арсенала способов передачи информации

В последние годы ожидания и предпочтения клиентов претерпели значительные изменения. Наиболее значимыми являются: надежность банка, скорость реализации услуг, решение банком проблем клиента, непрерывный доступ к банковским услугам. Для удовлетворения таких требований региональные банки должны “приблизить” к клиенту свои услуги. Достичь этого можно с помощью использования электронных каналов предоставления банковских услуг.

В целом изложенные в работе основные положения и направления совершенствования банковских услуг в регионе должны способствовать формированию не только эффективно функционирующих банков, но и всей банковской системы. Одновременно они создают условия повышения конкурентоспособности региональных банков как на внутреннем (региона), так и внешнем (нерегиональном и международном) РБУ. Решение данных проблем возможно только на основе неуклонного совершенствования методической базы, обеспечивающей научно обоснованную деятельность региональных банков, исходящую из создания и развития банковских услуг с учетом современных требований. Однако при внедрении технологических инноваций региональные банки сталкиваются с целым рядом проблем. Главной из них является финансовая проблема, т.е. отсутствие у большинства коммерческих банков достаточных ресурсов для приобретения необходимого объема программных продуктов. Банковская деятельность – это в основном процесс последовательной обработки информации, а используемые при этом материальные и нематериальные активы являются основными средствами производства. Поэтому все вложения средств в инновационные технологии, в модернизацию оборудования, реконструкцию зданий и сооружений, становится фактором конкурентоспособности на рынке банковских продуктов и услуг.

Мы выделяем следующие направления повышения конкурентоспособности банковской сферы под влиянием технологических инноваций: возможность экономии на издержках вследствие ускорения стандартизации предлагаемого клиентам сервиса; изменение роли и сути филиальной системы, в том числе снижение количества филиалов; дифференциация между ними; изменение штата; создание совместных банковских филиалов, предлагающих услуги конкурирующих банков; создание новых офисов самообслуживания и модернизация существующих банкоматов; использование различных каналов предоставления информации: Internet, электронная почта, телефон, а также персонификации услуг на основе анализа истории взаимоотношений с клиентом (учитывая потребности целевых групп).

К пятой группе проблем относятся вопросы, связанные с уточнением понятийного аппарата и систематизацией форм конкуренции на рынке банковских услуг, оценкой тенденций развития и разработкой направлений повышения конкурентоспособности региональной банковской системы.

Банковская конкуренция – одна из разновидностей рыночной конкуренции, которая формируется по мере осуществления кредитными организациями денежно-кредитной, инвестиционной, расчетно-платежной и иной деятельности, связанной с созданием и реализацией на банковском рынке своих продуктов и услуг. В такой среде каждый коммерческий банк имеет дело с весьма неоднородной массой конкурирующих с ним продавцов: инвестиционные компании, страховые фирмы, различные фонды, биржи и т.д. Они формально банками не являются, но по существу предлагают на банковском рынке такие же услуги. Следовательно, большое количество небанковских и нефинансовых организаций является субъектами банковского рынка, конкурируют с банками, обеспечивая себе прочное положение на этом рынке.

В этих условиях усиливается конкуренция не только между самими коммерческими банками, но и между банками и небанковскими кредитными организациями. Она протекает, прежде всего, в форме конкуренции продавцов и конкуренции покупателей банковских услуг. Взаимоотношения банков и других участников банковского рынка в форме покупателей проявляется в соперничестве между ними за более широкий доступ к временно свободным денежным средствам юридических и особенно физических лиц. Темп и объем привлечения таких средств в банки определяется различными факторами: ставка процента, страхование и возвратность депозитов и т.д. Долгое время банковский сектор регионов страны характеризовался диктатом продавцов кредитных услуг: спрос на кредиты стабильно опережал предложение, процентные ставки неуклонно повышались. Однако избыток спроса на кредитные ресурсы не мог существовать вечно, и конъюнктура на кредитном рынке изменилась в пользу покупателей. Если раньше конкуренция между кредитными институтами имело место лишь на рынке депозитов, то теперь она развивается и в таких отраслях, как сберегательное дело, инвестиционное посредничество, обслуживание пластиковых карточек и т.д.

На региональном рынке ведущим направлением конкуренции хотя и остается привлечение депозитов, но все большее количество банков переходят к выполнению операций по созданию и реализации новых видов услуг: осуществление платежей с использованием системы СВИФТ; проведение клиринговых взаимозачетов; кредитование экспортных и импортных сделок и др.

На рынке субъектов-продавцов, имеющих явные преимущества в создании и реализации банковских услуг, возможностью диктовать свои условия, всегда преобладает конкуренция покупателей. На рынке покупателей, где покупатели обладают большой рыночной силой, чем продавцы, основной формой конкуренции становится конкуренция продавцов.

Усиление конкурентной борьбы на региональных рынках во многом зависит от степени концентрации и размещения банков и небанковских кредитных организаций на определенной территории.

В российской экономике наиболее распространенной формой объединения предпринимательских усилий банкиров стало создание некоммерческих союзов и ассоциаций банковских институтов, выступающих в качестве “ассоциированных” конкурентов, основными направлениями деятельности которых являются: обеспечение консолидации и сотрудничество между банками, развитие партнерства, содействие в обеспечении правовых и социальных гарантий деятельности банков и т.д. Наряду с профессиональным в основе объединения может лежать территориальный признак (табл. 3).

Таблица 3

Формы объединения и направления деятельности участников банковского рынка в России

Название некоммерческих союзов,

ассоциаций Направления деятельности союзов

и ассоциаций

Ассоциация российских банков - АКБ Консолидация и сотрудничество между банками. Защита профессиональных интересов перед органами власти

Ассоциация региональных банков России Содействие в обеспечении правовых и социальных гарантий деятельности банков

Ассоциация кредитных организаций краев, областей и республик Реализация законодательной инициативы

Агентство по ипотечному кредитованию Организация и проведение международных форумов, Всероссийских и региональных конференций, совещаний и семинаров и т.д.

Банковские союзы и объединения Организация и проведение международных форумов, Всероссийских и региональных конференций, совещаний и семинаров и т.д.

Источник: разработана автором.

В рамках банковских союзов, ассоциаций и других некоммерческих объединений развивается как индивидуальная, так и групповая конкуренция. Между ними и внутри них всегда сохраняется индивидуальная конкуренция за расширение сфер влияния в области ценообразования, привлечения новых акционеров и укрепления клиентской базы.

Этот процесс имеет динамичный характер и в конечном итоге приводит к образованию на рынке банковских услуг новых финансовых институтов типа банковских консорциумов, финансовых институтов и финансово-промышленных групп (холдингов). В этих условиях явно обостряется конкуренция, так как сужается возможность многих кредитных организаций для спекулятивных операций. Кроме того, постоянное снижение процентных ставок на кредитном рынке, неустойчивый характер развития региональных экономик, вынуждает наиболее дальновидных банкиров думать о надежных инвестициях, о переориентации своих капиталов на базовые отрасли экономики. Банки в таких условиях осуществляют свою деятельность, как правило, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В России процесс создания таких групп проходил двумя способами: преобразование бывших отраслевых предприятий и ведомств в холдинговые компании (“Газпром”, “Лукойл” и др.); создание холдингов из числа приватизированных и вновь создаваемых предприятий и организаций.

Многие коммерческие банки, особенно в регионах для повышения своей финансовой устойчивости становятся активными участниками российских холдингов или сами, в тесном контакте с предприятиями базовых отраслей экономики, создают такие холдинги, в рамках которых объединяются материально-финансовые ресурсы для дальнейшего повышения конкурентоспособности на финансовом рынке. Одни из них работают в рамках российских ФПГ, а другие – самостоятельно. Так, например, на региональном РБУ постоянно усиливается конкуренция между кредитными организациями, входящими в российские холдинги (“Связь-банк”, “Метракомбанк”, “Газпромбанк”, “Россельхозбанк”) и ООО “Дагэнергобанк”, который осуществляет свою деятельность в рамках ФПГ “Дагэнерго”.


загрузка...