Система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников (11.07.2011)

Автор: Колычева Зоя Ивановна

обоснована категория социально-образовательного пространства педагогического вуза за счет многоаспектного рассмотрения социальной составляющей его деятельности; разработана структура (содержательный, деятельностный, аксиологический, герменевтический и пр. компоненты), содержание, воспитывающий и развивающий потенциал данного пространства в контексте подготовки студентов к социальному развитию школьников.

На уровне теории профессиональной педагогики:

обогащена теория педагогики рассмотрением содержания понятий «социальное развитие студента», «социально-образовательное пространство педагогического вуза», «социальность учителя», «социально-педагогическая компетентность» и др. с учетом современных условий;

разработано целостное педагогическое представление о понятии социального развития субъектов образовательного процесса; его функционального значения в становлении личности;

разработана концепция, определяющая структуру и содержание системы подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников.

На уровне теории профессионального обучения:

разработаны ценностно-целевой, информационно-содержательный, процессуально-динамический, критериально-оценочный компоненты системы, обеспечивающей подготовку студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников;

выявлены условия реализации системы подготовки студентов к социальному развитию школьников в социально-образовательном пространстве педагогического вуза;

обоснована технологическая составляющая системы подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников, обеспечивающая освоение ими социально-педагогической компетентностью и социально-ролевым репертуаром профессиональной деятельности;

разработано представление о содержании деятельности педагогов, направленной на социальное развитие личности в системе образования, педагогическое сопровождение и поддержку социального развития обучающихся.

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена принципиальной возможностью использования его основных идей, положений, результатов в образовательном процессе профессиональных образовательных учреждений педагогического профиля, в деятельности учителей и преподавателей вузов. Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке программно-методического обеспечения подготовки и переподготовки учителей. Разработанные учебные пособия, монографии и методические рекомендации по материалам диссертации («Теоретические основы педагогической технологии», «Технологии социального развития личности в образовательном процессе», «Социальное развитие личности в современных условиях», «Социальное развитие субъектов образовательного процесса») могут найти применение в подготовке студентов и в системе повышения квалификации работников сферы образования, а также в деятельности образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту.

1. Стратегические ориентиры подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников:

динамика и направленность развития общества, определяющие социальный заказ системе образования, требования к подготовке педагогов и школьников в плане их социального становления;

образовательная политика, отражающая идеи культуры общения детей и взрослых, культурного самоопределения ребенка, проблемы культурного характера в социуме, разнообразия культурных моделей школ;

современные представления о социальной сущности педагогической деятельности, отражающие социальные функции образования, социально-педагогические функции и социально-ролевой репертуар современного учителя;

особенности современного этапа и перспективы развития образования, особенности функционирования современной школы, системные изменения и направленность развития теории и практики высшего педагогического образования;

состояние и направленность развития познавательной и образовательной моделей общества, включающих преобразование обучающего характера образования на познавательный способ вхождения в культуру, диалога как социокультурного феномена воспроизводства систем отношений и деятельности;

направленность эволюции моделей профессиональной деятельности и профессиональной подготовки.

2. Концептуальное обоснование системы подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников, включающее:

тезаурусное поле проблемы подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников (социальное развитие личности, социально-значимые личностные качества, социальная зрелость, социальное развитие студентов педагогического вуза, социальное развитие школьников, социально-педагогическая компетентность, социальность учебной дисциплины, социально-гуманитарный подход, социально-образовательное пространство), позволяющее рассматривать данную подготовку как многоаспектный, целенаправленный, специально организуемый преподавателями и студентами совместный поиск вариантов альтернативного выбора способов реализации социально-ролевого репертуара будущей профессиональной деятельности;

характеристику гуманитарной методологии (идеи субъектности, полифундаментальности, сопричастности человека и окружающего мира, проективности, коэволюционности), гуманитарно-педагогических идей (глобальная роль образования, социальность образования, ноогуманистическая, нооэкологическая, ноофутурологическая функции образования);

принципы, определяющие направленность образовательного процесса на освоение студентами социально-педагогической компетентностью (аксиологичности, герменевтической конструктивности, целостности знания, сотрудничества и кооперации, социальной адекватности и успешности, социальных предпочтений и др.);

социально-гуманитарный подход как совокупность методологических подходов, позволяющая провести полиаспектное рассмотрение процесса подготовки студентов к социальному развитию школьников в единстве внешних условий, факторов и внутренних механизмов формирования личностных новообразований, обеспечивающих принятие будущим учителем гуманитарных идей и ценностей, положительную направленность на социальные аспекты педагогической деятельности.

3. Содержательная характеристика готовности студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников как психологическое и личностное новообразование, обеспечивающее их избирательную активность в профессиональной деятельности. Основными компонентами готовности являются гуманитарная направленность мышления, социально-значимые личностные качества, социально-педагогическая компетентность. Социально-значимые личностные качества и их поведенческие характеристики как свойства личности (коммуникативный, жизненно-футурологический, индивидуально-личностный комплексы) являются основой социальной зрелости и социально-педагогической компетентности. Социально-педагогическая компетентность проявляется в способности студентов решать социально-педагогические задачи и проблемы в условиях системных изменений, соответствовать социальным требованиям профессиональной педагогической деятельности. Степень освоения социальными основами и социально-ролевым репертуаром профессиональной деятельности может быть от допустимой до творческой, что отражает уровень социально-педагогической компетентности и определяет характер взаимодействия студентов с педагогической реальностью как субъектов профессиональной деятельности.

4. Система подготовки студентов к социальному развитию школьников как совокупность элементов социально-образовательного пространства вуза, обладающая системными признаками, реализующая интегративную, конструктивную, регулирующую, модераторскую, синергетическую, прогностическую функции в достижении системного эффекта – становлении социально-развитой личности профессионала, мотивированной на выполнения социально-педагогических функций педагогической деятельности.

Структура данной системы представляет собой совокупность, взаимосвязь, комплементарность и дополнительность ценностно-целевого, информационно-содержательного, процессуально-динамического, критериально-оценочного компонентов:

ценностно-целевой компонент определяет методологию и направленность образовательного процесса на подготовку студентов к социальному развитию школьников;

информационно-содержательный компонент (предметное содержание, контекстность образовательного процесса, информация субъектов и объектов социально-образовательного пространства, содержательная сторона процессуально-динамического компонента и др.) отражает социальную составляющую профессиональной подготовки студентов педагогического вуза;

процессуально-динамический компонент (гуманитарные, социально-педагогические, личностно-ориентированные технологии, методы, средства и формы) обеспечивает востребованность личностных функций, обретение студентами личностного опыта решения социально-педагогических задач и проблем;

критериально-оценочный компонент позволяет выявлять уровень развития социально-педагогической компетентности, социально-значимых личностных качеств студентов и осуществлять корректировку всей системы в целом.

Внедрение педагогической системы представляет собой поэтапный процесс (адаптационно-диагностический, индивидуально-развивающий, интегративно-преобразующий этапы), включающий, стратегический, тактический и оперативный уровни; каждый этап и уровень реализации педагогической системы характеризуется степенью овладения студентами социальными основами педагогической деятельности – осознание, освоение, присвоение, реализация, социально-педагогическое творчество.

5. Условия реализации системы подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников:

последовательная и целостная ориентация на гуманитарные идеи и ценности в организации и построении социально-образовательного пространства педагогического вуза;

приоритет социального развития как структурообразующей линии в профессионально-личностном становлении студентов;

адекватность социально-образовательного пространства подготовки студентов гуманитарным идеям, ценностям и закономерностям социального развития;

адекватность организуемой педагогической деятельности, социально-образовательного пространства вуза уровню социального развития студентов;

согласованность и единство действий всех субъектов социально-образовательного пространства вуза, интеграция педагогических и социокультурных возможностей;

постоянная рефлексия субъектами образовательного процесса собственной деятельности, личностного развития, профессионального становления.

6. Информационно-технологическое обеспечение системы подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников как спроектированные процедуры совместной деятельности субъектов социально-образовательного пространства вуза, направленные на становление социально развитой личности профессионала в соответствии с гуманитарной моделью профессиональной подготовки.


загрузка...