Система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников (11.07.2011)

Автор: Колычева Зоя Ивановна

Степень разработанности проблемы исследования.

В настоящее время сложились предпосылки для системного изучения проблемы подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников. Проведен ряд научных исследований, позволивших обогатить психолого-педагогическую науку в следующих аспектах: профессиональная подготовка будущего учителя, социоориентированный подход в современном образовании, психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя, развитие социальной компетентности и социальной активности школьников, социализация личности в различных средовых пространствах и др.

Ведутся активные научные поиски концепций образования, его методологических, философских, психолого-педагогических оснований, адекватных современной социальной ситуации (Б.С.Гершунский, О.С.Гребенюк, И.А.Колесникова, Б.Т.Лихачев, В.С.Леднев, А.И.Пискунов, В.Д.Шадриков и др.).

Активно исследуются вопросы педагогической аксиологии, в том числе ценностных основ высшего педагогического образования (К.А.Абульханова-Славская, Н.В.Андреев, О.С.Анисимов, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, М.И.Дьяченко, Н.Д.Никандров и др.).

Определены теоретико-методологические основы профессиональной подготовки учителя (В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин и др.).

Представлены различные подходы к формированию личности учителя в процессе его профессионального становления (А.А.Вербицкий, С.Г.Вершловский, Н.Н.Гордеева, М.А.Данилов, Э.Ф.Зеер, С.С.Кашлев, А.А.Лобанов, А.В.Репринцев, А.С.Роботова, Ю.В.Сенько, В.А.Ситаров, Г.С.Сухобская, Б.Е.Фишман, Н.В.Чекалева и др.).

Изучаются и разрабатываются социально-педагогические аспекты современного образования, включая профессиональное педагогическое образование (Н.М.Александрова, А.С.Белкин, В.П.Беспалько, Б.М.Бим-Бад, Н.М.Борытко, Н.В.Введенский, И.Е.Видт, С.П.Иваненков, С.П. Иванова, М.В.Кларин, В.А.Козырев, И.А.Маврина, А.А.Макареня, А.В. Мудрик, Т.А.Панкова, И.И.Соколова, С.А.Учурова, Т.И.Шамова и др.).

Разрабатывается ролевой репертуар учителя, определяются его социально-педагогические функции (В.В.Богословский, А.А.Брудный, И.А.Зимняя, И.С.Кон, В.Л.Леви, Ф.В.Повшедная, Н.М.Таланчук А.И.Щербаков и др.).

Исследуются различные аспекты социального становления личности в системе образования (Г.М.Андреева, Е.В.Андриенко, В.П.Бодерханова, О.С.Газман, Н.Б.Крылова, Н.Н.Михайлова, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, В.А.Петровский, Н.Л.Селиванова, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, С.М.Юсфин, И.С.Якиманская и др.).

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время существуют необходимость, потребность и возможность рассмотрения системной подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников.

Подтверждением сказанному являются существующие объективные противоречия в социальной, научной, методической сферах, связанные с профессиональной подготовкой студентов педагогического вуза.

На социально-педагогическом уровне существуют противоречия между:

трансформацией социальных функций образования, социально- ролевого репертуара педагогической деятельности и неготовностью субъектов образования к их продуктивному выполнению;

потребностью современного общества в высоком уровне социального развития каждого человека для его успешной жизнедеятельности и неготовностью системы образования обеспечить это в полной мере;

потребностью современной школы в социально зрелых, компетентных учителях, способных осуществлять социальное развитие школьников и недостаточной готовностью к этому выпускников педагогических вузов.

Научно-теоретический уровень характеризуется противоречиями между:

отсутствием стратегических ориентиров, методологического основания социального развития личности в современной системе образования и нереализованностью возможностей в этом плане идей гуманитарной парадигмы;

необходимостью в научном обеспечении подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников и отсутствием концептуально-теоретических представлений, адекватных запросам современного образования;

потребностью в практической реализации концептуально-теоретических представлений о социальном становлении личности в системе образования и отсутствием данных об условиях реализации.

Научно-методический уровень актуальности проблемы исследования объясняется противоречиями между:

признанием значимости социального становления личности в системе образования и отсутствием достаточного организационно-методического обеспечения данного процесса;

необходимостью поддержки социального становления школьников и неспособностью выпускников педагогических вузов к ее осуществлению в связи со слабой разработанностью технологий, методов, приемов, средств и механизмов данной деятельности;

важностью осуществления мониторинга социального становления субъектов образования и недостаточной разработанностью необходимого для этого диагностического инструментария.

Таким образом, исследование процесса подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников – не просто научная инициатива, а настоятельная потребность, которую можно объяснить целым комплексом тенденций, проявляющихся в жизнедеятельности современного общества, его образовательных системах и предъявляющих требования к качеству профессионального педагогического образования.

Приведенными выше противоречиями обусловлена научная проблема исследования, которая заключается в необходимости научно-методического обеспечения подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников.

Актуальность и недостаточная разработанность рассматриваемой нами проблемы определили тему диссертационного исследования: «Система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников».

Объект исследования – образовательный процесс профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования – система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников.

Основная цель исследования: разработка теоретико-методологических, методических и технологических основ системы подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников может быть существенно повышена, если:

профессиональная подготовка студентов строится в соответствии со стратегическими ориентирами, на основе современной гуманитарной парадигмы и ценностно-смыслового подхода, способствующих формированию у будущих учителей аксиологической структуры личности с доминированием социальных ценностей профессиональной деятельности;

подготовка студентов к социальному развитию школьников опирается на концептуальные положения, отражающие целостное представление о социальном развитии личности в системе образования и предусматривающие направленность всех элементов педагогической системы на освоение студентами социальной сущности профессиональной педагогической деятельности;

содержательная характеристика готовности студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников рассматривается в соответствии с трансформацией социальных функций образования и социально-ролевого репертуара педагогической деятельности;

система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников рассматривается как совокупность элементов социально-образовательного пространства вуза, позволяющая достигать системного эффекта – становления социально-развитой личности профессионала, обладающей социально-педагогической компетентностью;

реализация системы осуществляется в условиях, обеспечивающих приоритет социального развития студентов, адекватность образовательной деятельности вуза гуманитарным идеям и ценностям, интеграцию и единство действий всех субъектов;

информационно-технологическое обеспечение и сопровождение системы подготовки студентов к социальному развитию школьников, условия ее реализации направлены на формирование личностного способа осознания студентами социально-педагогических проблем, субъектного характера взаимодействия с педагогической реальностью, что характеризует уровень их социально-педагогической компетентности;

практическая реализация системы обеспечивается разработанным инструментарием, позволяющим диагностировать критерии, индикаторы и показатели, на основании которых может быть произведена оценка эффективности подготовки студентов к социальному развитию школьников.

Проблема исследования, его цель, объект и предмет, а также выявленные противоречия и сформулированная гипотеза обусловили постановку задач исследования:

уточнить стратегические ориентиры подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников в соответствии с социально-культурной ситуацией в обществе;

разработать концептуальное обоснование системы подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников;


загрузка...