Разработка стратегии модернизации системы медицинского снабжения войск (сил) в мирное время (11.07.2011)

Автор: Горячев Андрей Борисович

Объективной причиной наличия внутренних противоречий в системе медицинского снабжения войск (сил) является отставание темпов реформирования военного здравоохранения от развития экономических форм хозяйственной деятельности и управления системой гражданского здравоохранения. Это можно объяснить устареванием основных фундаментальных принципов построения системы медицинского снабжения войск (сил), а именно централизованного, нормированного, натурального довольствия, а также структурным построением и организацией функционирования существующей системы медицинского снабжения войск (сил).

Таким образом, анализ воздействия факторов внешней среды и внутренних условия позволил получить научные знания о существующем положении, тенденциях и перспективах развития системы медицинского снабжения войск (сил), создал условия для текущего и долгосрочного планирования мероприятий по её модернизации.

3. Исследование перспективных направлений совершенствования

процессов разработки и принятия управленческих решений

В процессе модернизации системы медицинского снабжения войск (сил) возникла проблема оптимизации количества медицинских складов (МС) военных округов и флотов с одновременным переформированием их в центры обеспечения медицинским имуществом (ЦОМТИ) при создании новых стратегических объединений ВС – объединённых стратегических командований.

Для оценки значимости существующих МС в территориальных системах медицинского снабжения военных округов и флотов использовался метод многокритериальной оценки, для чего были разработаны критерии (таблица 4), характеризующие эффективность их деятельности, а также направления векторов ранжирования показателей, определённых по этим критериям.

Таблица 4 – Критерии оценки эффективности работы медицинских складов

военных округов (флотов)

Критерий оценки Направление вектора ранжирования

Усреднённая стоимость обработки 1 условной т МИ (Sобр) Чем ниже показатель Sобр, тем выше ранг

Стоимость 1 условной т МИ, хранящегося на складе (S1т) Чем выше показатель S1т, тем выше ранг

Количество частей, прикреплённых на снабжение (Q) Чем выше показатель Q, тем выше ранг

Наличие лицензий на фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Клту) Клту = 3 – имеются лицензии на все виды деятельности;

Клту = 2 – имеется лицензия только по одному из установленных видов деятельности;

Клту = 1 – лицензий не имеется

Наличие подъездных железнодорожных путей, прирельсовых хранилищ и других транспортных коммуникаций (Ктк) Ктк = 3 – есть подъездные железнодорожные пути или железнодорожная станция для получения грузов расположена на территории гарнизона;

Ктк = 2 – нет подъездных железнодорожных путей, а железнодорожная станция расположена на расстоянии от 20 до 30 км от МС;

Ктк = 1 – нет подъездных железнодорожных путей, а железнодорожная станция расположена на расстоянии свыше 30 км от МС

Выбор МС осуществлялся по минимальной сумме рангов. В результате моделирования решения на основе методики многокритериальной оценки в систему медицинского снабжения войск (сил) Западного военного округа было включено 4 МС из имевшихся 13 складов, в Южном военном округе – 2 МС из 5, в Центральном военном округе – 2 МС из 5, в Восточном военном округе – 3 МС из 8. Из 4 МС центрального подчинения было оставлено 2 МС. Всего из 35 МС, существовавших в составе медицинской службы ВС, было принято решение о сокращении 22 МС, а по 13 МС – о переформировании в ЦОМТИ.

При осуществлении управленческой деятельности в системе медицинского снабжения войск (сил) приходится иметь дело с объектами нечисловой природы, не обладающими конкретными физическими свойствами (характеристиками). Например, показатели эффективности и безопасности ЛС, экспертные заключения по оценке технического уровня и конкурентоспособности МТ, классификационные признаки различных групп МИ и др.

Для обработки и анализа объектов нечисловой природы современная наука предполагает использование методов экспертных оценок и положений репрезентативной теории измерений. Получаемые от экспертов мнения выражаются в числовой шкале, а для сравнения этих величин вводится ранжирование – упорядочение объектов экспертизы, т.е. расположение их в порядке возрастания интенсивности той или иной интересующей характеристики.

, где суммирование проводится по всем i, j от 1 до k, т.е. расстояние Кемени между парными отношениями равно сумме модулей разностей элементов, стоящих на одних и тех же местах в соответствующих им матрицах. По своей сути расстояние Кемени – это число несовпадающих элементов в матрицах. Для усреднения расстояний используется медиана Кемени, которая имеет следующий вид:

Arg min ?D(Ai, A), (1)

где Arg min – то или те значения A, при которых достигает минимума указанная сумма расстояний Кемени от ответов экспертов до текущей переменной A, по которой проводится минимизация. Таким образом,

?D(Ai, A) = D(A1, A) + D(A2, A) + D(A3, A) +…+ D(Ap, A). (2)

Алгоритм проведения анализа экспертных оценок с использованием медианы Кемени включает три этапа.

На первом этапе эксперты проводят сравнение объектов попарно, составляя p квадратных матриц (по количеству экспертов) порядка k * k, где k определяется числом сравниваемых объектов.

На втором этапе определяются бинарные отношения между всеми одинаковыми элементами p квадратных матриц, разности которых берутся по модулю, после чего все они суммируются.

На третьем этапе рассчитываются суммы расстояний между мнениями экспертов, минимальная из которых является медианой Кемени.

Метод медианы Кемени был применён на практике при разработке решения по корректировке Государственного оборонного заказа ГВМУ МО РФ на 2010 г., в связи с выделением дополнительных бюджетных средств на централизованные закупки наиболее востребованной МТ. В качестве экспертов были задействованы руководители ВЛПУ центрального подчинения (всего 5 человек), обладающие реальными знаниями о состоянии технического оснащения своих учреждений. Согласно расчётам, выполненным по методу медианы Кемени, наименьшее значение получила группа медицинских приборов для ультразвуковых исследований экспертного класса. При корректировке Государственного оборонного заказа на 2010 г. приоритет был отдан закупкам МТ из этой группы.

В целях гармонизации методических подходов к актуализации нормативной паровой базы системы медицинского снабжения войск (сил) были разработаны соответствующие алгоритмы разработки (переработки) руководящих, методических и нормирующих документов (рисунки 1, 2).

Руководящие документы определяют состав, структуру, иерархию, задачи и обязанности субъектов, устанавливают на основе законодательства и нормативных правовых актов механизмы функционирования, взаимодействия, правового регулирования и контроля деятельности, действуя на уровне субъектов и объектов системы. Главной научно-практической целью разработки (переработки) руководящих документов является создание условий, обеспечивающих легитимное функционирование и интегрирование системы медицинского снабжения войск (сил) в единое правовое пространство государства.

Работа начинается с детальной проработки законодательной и нормативной правовой базы по тематике актуальной проблемы. Разработанная структура и содержание основных разделов руководящего документа согласовывается с заинтересованными управлениями и самостоятельными отделами ГВМУ МО РФ. Подготовленный проект документа направляется на согласование главным медицинским специалистам МО РФ, после чего представляется начальнику ГВМУ МО РФ на утверждение. Если полномочий начальника ГВМУ МО РФ недостаточно, то документ направляется на согласование в центральные органы военного управления, после чего представляется на утверждение Министру обороны РФ.

Рисунок 1 – Алгоритм разработки (переработки) руководящих документов

Нормирующие документы устанавливают нормативы использования, расходования, накопления, снабжения, запасов МИ. Главной целью разработки нормирующих документов является создание условий, обеспечивающих установленное качество медицинской помощи. В основе нормативов потребления ЛС и других расходных ИМН лежит анализ и обобщение стандартов медицинской помощи, которые являются базой для формирования фармакотерапевтических стандартов и представляют собой нормативы потребления ЛС и расходных ИМН для всех уровней оказания медицинской помощи по укрупнённым статистическим показателям.

Рисунок 2 – Алгоритм разработки (переработки) нормирующих документов

Организационно-штатная структура военно-медицинских учреждений и медицинских подразделений частей (учреждений) ВС, установленные виды и объёмы медицинской помощи, необходимое оснащение медицинского персонала и функциональных подразделений, позволяют определить перечень необходимой МТ и другого инвентарного МИ, а также установить нормативы оснащённости ими всех специальных медицинских подразделений (отделений, кабинетов).

Дальнейшие мероприятия по согласованию проекта нормирующего документа на всех инстанциях, представлению его на утверждение Министру обороны РФ аналогичны алгоритму разработки руководящих документов.

Практическая реализация разработанных в настоящем исследовании перспективных направлений совершенствования процессов подготовки и принятия обоснованных управленческих решений обеспечивает адекватное управление системой медицинского снабжения войск (сил) в современных условиях.

4. Разработка научно-методического аппарата управления


загрузка...