Трансцендентальная свобода: от феноменологии действия к онтологии поступка (11.07.2011)

Автор: Димитрова Светлана Васильевна

Димитрова Светлана Васильевна

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ СВОБОДА:

ОТ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДЕЙСТВИЯ

К ОНТОЛОГИИ ПОСТУПКА

09.00.01 – онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Волгоград – 2011 Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет»

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Леонтьева Елена Юрьевна.

Официальные оппоненты:

Заслуженный деятель наук РФ

доктор философских наук, профессор

Конев Владимир Александрович;

доктор философских наук, профессор

Демина Лариса Анатольевна;

доктор философских наук, профессор

Бородина Наталья Константиновна.

Ведущая организация:

Российский государственный гуманитарный университет.

Защита состоится 20 сентября 2011 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.03 по защите кандидатских и докторских диссертаций при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, Волгоград, проспект Университетский, 100 ВолГУ, ауд.4-13 А.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета

Автореферат разослан «__»___________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.А. Храпова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Проблема обретения свободы во все времена имела для человека особую значимость, поскольку сопряжена с поиском самого себя, пониманием собственной сущности. В связи с этим возникает вопрос о том, следует ли бесконечно размышлять над вопросами, которые в принципе не могут иметь однозначного решения, есть ли смысл увеличивать количество теоретических конструкций, стремящихся определить пути достижения свободы.

Каждая историческая эпоха вырабатывала собственное понимание свободы человека, однако в настоящее время он вынужден формулировать качественно иное ее понимание, отличающееся от учений предшествующих исторических эпох, а порой и отрицающее их. Это необходимо потому, что в мире появляются новые тотальные формы зависимости, возникающие как следствие … внешне успешных действий людей. Условием достижения независимости, «свободы от …» выступает совершенствование деятельной активности: точная формулировка целей; создание мощных средств; возможность предвидения побочных результатов. Соответственно и свобода, понимаемая в таком смысле, неизменно предполагает расширение сферы собственных возможностей, на основании совершенствования средств познания и преобразования окружающей действительности. Стремительное развитие познавательных процессов позволило реализовать человеку самые дерзкие идеи и замыслы. Следуя данной логике, можно констатировать, что человек мира компьютерных технологий, владеющий мощными средствами для достижения целей, избавился от различных форм зависимостей и обрел свободу.

Между тем человек оказывается все более вовлеченным в череду бесконечных действий, направленных на достижение тех или иных целей, и становится в такой степени закрепощенным, что даже утрачивает возможность ощущать собственную несвободу. Достигнув беспрецедентных масштабов воздействия на окружающий мир, деятельность людей обрела глобальный характер. Действия человека, выступающие способом его существования, становятся самостоятельной, подчиненной собственной логике силой, противостоящей ему, ведущей к деградации личностного бытия. Именно поэтому в нынешних условиях особенно актуальным становится исследование соотношения цели и свободы. Взаимосвязь данных «непарных» категорий обретает в настоящий момент особую значимость и выражается в том, что успешная целереализация предполагает отказ от обретения свободы. На феноменальном уровне зависимость, возникающая в процессе стремлений человека к достижению целей, проявляется в том, что исключается сама возможность свободного целеполагания.

Противоречивость современного концепта свободы состоит в том, что научно-технический и социально-экономический прогресс, ведущий человека к «свободе от…», не предполагает развитие отдельной личности. Вооружившись мощными, совершенными средствами, увеличив свое воздействие на природный и социальный миры, человек не стремится к увеличению собственной ответственности. Диспропорциональность уровня развития цивилизации и личности обретает в наши дни такие размеры, что ставит под угрозу существование всего человечества!

В этой связи проблема свободы, рассматриваемая в аспекте противопоставления ее цели, становится особо значимой, поскольку оказывается тесно связанной с решением вопроса о том, быть или не быть человечеству. Свобода должна рассматриваться как онтологическая проблема, решение которой возможно в процессе обретения человеком подлинного существования. Человек свободен, если он «осмелился» быть самим собой. Стремление же к свободе предполагает поиск такой «бытийной позиции», пребывание в которой поможет человеку преодолеть господство целерациональности и сделать приоритетными качественно иные формы активности, позволяющие сохранить человека, культуру, природу.

В мире, где деятельность, направленная на бесконечное изменение окружающей действительности, определяет способ и смысл существования человека, свобода, понимаемая как условие обретения личностного бытия, необходима для качественного преобразования самой деятельностной активности. Обретение свободы ведет к тому, что подлинность, бытийность человеческого существования становится необходимым основанием, служит началом действий.

Исследование соотношения цели и свободы имеет в настоящее время особое значение еще и по той причине, что в мире идет бесконечная борьба за обретение различных видов свободы: свободы слова, печати, совести т. д. - тем самым проблема достижения свободы рассматривается как одна из целей. Однако преследование целей (даже таких великих, как свобода) может привести к обезличиванию людей, если их активность направлена на преобразование внешних условий, а не на работу над собой. В борьбе за собственное освобождение человек может «потерять себя», утратить личностную уникальность. Таким образом, свобода рассматривается как необходимое условие сохранения личностного бытия, как основополагающий принцип для подлинной целеполагающей деятельности.

Степень разработанности проблемы. Рассмотрение проблемы определения сущности свободы сквозь призму целеполагания основывается на изучении достаточно большого массива трудов, в которых исследуются как способы достижения цели, так и пути обретения свободы. Возникновение и становление категории «цель» происходило в процессе столкновения и взаимной борьбы противоположных тенденций. В связи с этим в работе выявлены и представлены альтернативные точки зрения на целеобразующие стратегии.

В древнем мире сформировалось два противоположных подхода к определению сущности и способам достижения цели.

Согласно восточным традициям, человек должен избирать «серединный путь» развития, стратегию «уклонения», а цели действий человека направлены на сохранение универсальных законов. Даосизм призывает к «победоносному бездействию».

В античной Греции формировался «прямой путь» достижения целей, усилия человека направлялись на открытое состязание, борьбу, спор, требуя бесконечного совершенствования «средств». Между тем философские школы Древней Греции представили различные аспекты учения о цели. В теориях атомистов (Левкипп; Демокрит) сформирована детерминистская позиция, а категория цели четко не отделяется от причины. В философии Сократа цели существуют в самом человеке, его разуме, у Платона они обладают трансцендентным бытием; согласно учению Аристотеля, цели находятся в самих вещах. Античная философия послужила основанием для формирования телеологии и детерминизма как двух различных тенденций. В рамках телеологической и детерминистской парадигм понятия «цель» и «свобода» наполняются особым содержанием, что порождает различия в объяснениях способов их взаимодействия.

Наиболее последовательно трансцендентная телеология представлена в учениях средневековых мыслителей, для которых абсолютная цель развития – это бытие Бога. Взаимодействие свободы и цели исследуется в контексте вопроса о свободе воли, который тесно связан с проблемами теодицеи (Фома Аквинский). В современной философии роль учений, согласно которым мировые процессы направлены на достижение конечной цели, вновь обретают значимость. В работе дан анализ различий понимания телеологии, ее значимости и форм взаимодействия с другими принципами развития (А.Ю. Севальников, А.В. Панкратов, Е.А. Мамчур, В.И. Карагодин ).

Новое время установило господство механистического детерминизма, при котором любые проявления субъективности рассматривались как источник ошибок. Постепенно цели, обладающие излишней антропоморфностью, были исключены из процессов познания (Ф. Бэкон; Р. Декарт; Т. Гоббс). В этот период формировалось представление о том, что обретение свободы возможно лишь в процессе познания объективных законов (Б. Спиноза; Ж.Ж. Руссо).


загрузка...