Трансформация управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России (11.04.2011)

Автор: Васьков Максим Александрович

Васьков Максим Александрович

ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КРУПНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮГА РОССИИ

22.00.08 – социология управления

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Ростов-на-Дону – 2011

Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный консультант: Заслуженный деятель науки РФ,

доктор философских наук, профессор

Волков Юрий Григорьевич

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Дятлов Александр Викторович

доктор социологических наук, профессор

Нечушкин Александр Юрьевич

доктор социологических наук, профессор

Халий Ирина Альбертовна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Защита состоится «17» июня 2011 г. в 10.00 на заседании Диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в Южном федеральном университете (344006, г. Ростов на Дону,

ул. Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Южного федерального университета (344006, г. Ростов н/Д, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «___» _________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.В. Верещагина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современной России научным сообществом, представителями власти и общественностью признается наличие кризиса существующей системы управления в коммерческом секторе. Особенно остро данная проблема затронула Юг России, который является одним из наименее успешных регионов, несмотря на достаточно большие инвестиции федерального центра, наличие природных и человеческих ресурсов. Для выявления причин данного положения и разработки методов его преодоления необходимо обратить внимание на культурную специфику данного региона. Чтобы получить полную информацию о проблемах, связанных с неэффективным управлением в коммерческом секторе, требуется провести глубокий социологический анализ специфики управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России, поскольку именно они обеспечивают условия для стратегического развития регионов в современных условиях. В гносеологическом плане актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью получить новое научное знание и дать теоретическое осмысление происходящих трансформационных процессов в управленческой культуре крупных коммерческих организаций Юга России, выявить и изучить специфику данной трансформации, особенно в контексте глобальных процессов, связанных с изменениями в российском обществе в целом. Также необходимо учесть и проанализировать социальные последствия экономического кризиса, определить характер их влияния на управленческую культуру крупных региональных коммерческих организаций Юга России, выявить существующие тенденции трансформации.

Изучение управленческой культуры важно и в прикладном плане. Оно может помочь преодолеть дисфункции и девиации в управлении крупными коммерческими организациями Юга России, стать основой для разработки инновационных методов управления ими через повышение качества их управленческой культуры.

Степень научной разработанности темы. Рассматривая степень изученности данной научной темы, необходимо отметить, что трансформация управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России в социологии управления еще не рассматривалась. Однако можно отметить ряд работ, в которых содержится общетеоретический анализ управленческой культуры в парадигме социологии управления. Прежде всего, нужно обратить внимание на обобщающее исследование А.Н. Митина. Он рассматривает управленческую культуру лишь в качестве совокупности морально-этических норм, выражающихся в конкретной управленческой деятельности. В этом же направлении изучают управленческую культуру Л.В. Ладатко, П. Милютин и М.К. Старовойтов. Данные авторы связывают её с личностными характеристиками руководителей организаций, акцентируя внимание на психологических, а не на социальных факторах.

Далее необходимо отметить исследования С.В. Алиевой, Г.И. Герасимова, Н.С. Речкина Д.А. Почевалова, которые рассматривают управленческую культуру не просто как часть организационной культуры, а относят к составляющему элементу профессиональной культуры корпуса руководителей и выстраивают её типологию исходя из теории стилей управления, которые часто выступают синонимами.

Отдельные аспекты, касающиеся роли управленческой культуры в управлении и её значения в качестве составляющего элемента организационной культуры, рассматривались в исследованиях: Л.Н. Албастовой, В.К. Белолипецкого, А.Р. Галлямова, К.М. Дзыбова, Д.К. Захарова, Г.П. Зинченко, В.Г. Игнатова, А.И. Ионова, А.Я. Кибанова, Т.Д. Коваленко, В.Г. Коновалова, Ю.Д. Красовского, О.И. Мартиросьянц, Н.В. Мартыненко, Т.В. Мартыненко, Б.З. Мильнера, Н.Н. Могутова, И.В. Мостовой, Л.Г. Павлова, А.Г. Поршнева, А.И. Пригожина, Ю.Г. Семенова, В.Н. Стадниченко, О.Е. Чапкиной, Ф.И. Шамхалова, В.Д. Шепеля. Управленческая культура рассматривалась ими с точки зрения ее морально этического и нравственного содержания, исходя из социальных параметров и характеристик отдельно взятых организаций, но без привлечения социологической информации.

Среди отечественных социологов, непосредственно рассматривавших проблематику управленческой культуры в связи с организационной и корпоративной культурой, заметное место занимает научное направление, отдающее приоритет изучению структурно-функциональных аспектов. Это, прежде всего работы: И.Г. Акперова, А.Н. Асаула, М.А. Асаула, П.Ю. Ерофеева, М.П. Ерофеева, Н.Л. Захарова, Н.А. Канискина, А.В. Клепача, П.Н. Кузнецова, П.К. Крючковой, Ж.В. Масликова, А.П. Прохорова Д.Н. Речкина, которые проводили исследование специфики управления коммерческими организациями в российских социокультурных условиях. Она, по их мнению, связана с социальными характеристиками российского общества, выражающимися в отношении к труду, управленческим иерархиям и т.п., которые делают невозможным внедрение в России зарубежных методов управления. Здесь необходимо отметить и ряд работ российских авторов, изучавших влияние зарубежных практик на социокультурную трансформацию управленческой деятельности в России, в частности Р.Н. Абрамова, А.В. Тихонова, В.А. Ядова, которые наоборот, смогли показать возможности для трансформации социальных и, в частности управленческих систем, а так же восприятия иностранного управленческого опыта.

За рубежом подходы к изучению управленческой культуры крупных коммерческих организаций были первоначально разработаны в рамках следующих теорий: «человеческих отношений» (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергер, М. Фоллет), теории «человеческих ресурсов» (С. Кови), теории «организационного поведения» или «бихевиористской школы» (К. Арджирис, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор). Основное достижение этих научных направлений заключается в доказательстве важности развития управленческой культуры для эффективной работы коммерческой организации и в определении ее ценностных характеристик в контексте социального поведения. Заметный вклад в теоретическую разработку понятия управленческой культуры внесли A.R. Harvey, И.К. Адизес, М. Альберт, И. Ансофф, С. Гарсия, Ф.Ж. Гуияр, Ф. Деминг, С. Долан, П.Ф. Друкер, К. Камиллери, Дж.Н. Келли, С. Кови, М. Месхон, Х. Роббинс, М. Финли, Ф. Хедоури, которые рассматривали управленческую культуру в контексте происходящих в организации процессов совместной деятельности и социального взаимодействия.

Анализ степени научной разработанности темы показывает, что наряду с уже изученными и не вызывающими дискуссий аспектами, существуют значительные пробелы и возможности для дальнейших исследований управленческой культуры и её трансформации именно как социального явления. Можно констатировать, что достаточно полно изучена ценностная составляющая управленческой культуры, соответствие её нравственным основам общества, так же определено её значение в контексте организационной и профессиональной культуры.

Однако можно выявить и ряд научных проблем, которые еще не поднимались в профильной социологической литературе. В частности нет работ, в которых предпринимались бы попытки рассмотреть управленческую культуру в качестве социального явления, формирующего комплексы внешних и внутренних социальных факторов связанных с изменениями, происходящими в российском обществе и влиянием общемировых тенденций связанных с глобализацией. Также существуют лакуны и потребность дальнейшего исследования в тех аспектах, которые касаются трансформации управленческой культуры в её ценностном, деятельностном, структурно-функциональном и прикладном аспектах.

Целью исследования является разработка социологической концепции трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России.

Реализация поставленной цели диссертационного исследования предполагает решение следующих исследовательских задач:

– определить существующие теоретико-методологические подходы к изучению трансформаций управленческой культуры крупных региональных коммерческих организаций;

– разработать методологический конструкт исследования трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России;

– рассмотреть источники эмпирической информации и методический инструментарий социологического изучения трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России;


загрузка...